Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Файлы: 1 файл

Гос.регулирование А.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

11 августа 1992 г 

Постановление Правительства  РФ № 576 «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 г.г.»

Согласно постановлению  государственное регулирование  и контроль цен осуществлялись следующими способами: установление абсолютного  верхнего предела: установление предельного размера рентабельности; установление предельных коэффициентов изменения цен: предварительное декларирование повышения свободных цен

7 февраля 1992 г.

Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» 

Регламентирует отношения между изготовителями, продавцами, исполнителями работ (услуг), являющимися предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями — с другой

14 августа 1992 г 

Указ Президента РФ

№ 915 «О Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» 

Регламентируются правовой статус Комитета и его основные задачи на базе антимонопольного и потребительского законодательства: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства: предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

12 декабря 1993 г 

Конституция РФ

Ст. 8 — определены единство экономического пространства,

свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств,

поддержка конкуренции, свобода экономической  деятельности.

Ст. 34 — гарантируется  недопустимость монополизации рынка

недобросовестной конкуренции

9 марта 1994 г 

Постановление Правительства РФ № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации» 

Определены этапы демонополизации  экономики РФ

и выделены основные рынки демонополизации 

5 мая 1995 г. 

Изменения и дополнения к Закону РСФСР «О конкуренции...» 

Новой редакцией Закона «О конкуренции...» введено понятие  антимонопольного законодательства, уточнены сферы применения закона, важнейшие  его категории

4 июня 1995 г. 

Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства Российской Федерации» 

Законодательно закреплены критерии отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной  поддержки

8 июля 1995 г. 

Федеральный закон № 108-ФЗ «О рекламе» 

Определяет правовые основы отношений по созданию и распространению  рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы

7 августа 1995 г. 

Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» 

Данный закон впервые  определил правовые основы федеральной  политики в отношении естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополии

19 февраля 1996 г. 

Постановление Правительства РФ № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%» 

Новая концепция Реестра  предприятий-монополистов. Из инструмента, предназначенного для административного  ценового регулирования. Реестр становится перечнем хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках

21 февраля 1998 г. 

Постановление Правительства  РФ № 239 "О мероприятиях по решению  задач государственной антимонопольной  политики, демонополизации экономики  и развитию конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 гг.»

Разработка комплексных  программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и  услуг в отдельных отраслях

6 мая 1998 г. 

Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон "О конкуренции"» 

Введение понятия «аффилированные  лица»— физические или юридические  лица, способные оказывать влияние  на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность. Дополнение закона ст. 21..Учет аффилированных лиц», введение в ст. 23 ответственности за нарушение порядка предоставления сведений об аффилированных лицах

23 июня 1999 г. 

Федеральный закон № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг» 

Предметом регулирования  данного закона являются отношения. влияющие на конкуренцию на рынке пенных бумаг, банковских, страховых и финансовых услуг

19 июля 1999 

Меры по реализации среднесрочной  программы структурных реформ

(Письмо о политике  развития для целей Третьего  займа на структурную перестройку  экономики). Утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 июля 1999 г. № 829 

Программа включает комплекс основных мероприятий, направленных на преобразование в отраслях экономики, представляющих естественные (инфраструктурные) монополии,

активизацию роли государства в развитии конкуренции, а также в создании благоприятной среды для открытия предприятий частного сектора. В письме подтверждена особая

роль МАП России и  уточнены его функции и задачи институциональных изменений экономики  страны

9 октября 2002 г. 

федеральный закон № 122-ФЗ О внесении изменений и дополнении Закон "О конкуренции..." 

В новой редакции уточнены сферы применения закона, определены важнейшие его категории, внесены  дополнения в ряд статей

2005 г. 

Разработка Федерального закона «О защите конкуренции- 

Совершенствование и  унификация правового регулирования  отношений по защите конкуренции  на товарных и финансовых рынках

26 октября 2006 г. 

Принят закон «О защите конкуренции». Закон был принят Государственной  Думой 8 июля и одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.

Закон определяет организационные  и правовые основы защиты конкуренции  и направлен на предупреждение и  пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции  на товарных рынках в России.

 

 

МЕТОДЫ 

 

1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства. 

а) содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных барьеров)

б) поддержка малого предпринимательства

в) проведение политики демонополизации процессов производства

г) контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков

д) совершенствование  антимонопольного законодательства

е) наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий. 

 

2. Предупреждение, и пресечение  монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. 

а) контроль за хозяйствующими субъектами, имеющими доминирующее положение  на рынке

б) наблюдение и контроль за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции

в) пресечение недобросовестной конкуренции

г) контроль за действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции. 

3. Принцип разумного  подхода при применении норм  антимонопольного законодательства, направленные на эффективное  функционирование товарных рынков и конкуренции. 

а) исследование структуры  рынка, анализ поведения и оценка результатов функционирования рынков

б) приоритет положительного эффекта в социально-экономической  сфере над действиями, направленными  на изменение структуры и концентрации рынка.

4. Законность, гласность  и публичность в действиях антимонопольных органов

а) первенство законов  над другими нормативными актами, применяемыми органами власти управления

б) преемственность норм международного права, интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское

в) пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства

г) формирование общественного  сознания в пользу развития рыночных сил.

 

 

 

 

 

 

АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА

 

В России распространены естественные монополии. Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива. Это привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.

 ФАС России квалифицировала  эти действия крупнейших нефтяных  компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства. Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей.

 Антимонопольная политика  государства, следуя за изменяющимися условиями рыночной экономики, требует внесения корректив в действующее антимонопольное законодательство, адаптируя его к потребностям современного российского общества. Поскольку "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" создавался в начале переходного периода экономики, необходимые поправки и уточнения вносились неоднократно. Назрела необходимость переопределения ряда терминов и функций антимонопольных - органов, перехода к экономически обоснованным санкциям по отношению к нарушителям законодательства, изменились требования к активам предприятий, которые участвуют в сделках, подлежащих контролю.

 Меняющиеся условия  экономической жизни внутри государств, усиливающееся влияние мирового  рынка и необходимость гармонизации антимонопольных законодательств государств обуславливают постоянное совершенствование принятых законов в рамках общего правового поля, требуют отражения ряда положений антимонопольного законодательства и конкурентного права в законодательстве, относящемся к другим отраслям права, в том числе, конституционном, финансовом, хозяйственном праве и других. В настоящий момент необходимо обратить внимание на то, чтобы принимаемые документы были направлены на углубление достигнутых договоренностей, а не на расширение договорно-правовой базы.

 Что касается несогласованности  действий на территории СНГ,  то решение проблемы заключается  в выборе стратегии стран СНГ.  Возможны два пути:

 В рамках Межгосударственного  антимонопольного совета создать комитеты по интеграционным группировкам стран-членов МСАП. Т.е. преобразовать уставные органы различных объединений в комитеты или комиссии в рамках МСАП, так как членами Антимонопольного совета являются все страны СНГ. Это решит проблему несогласованности, так как вся работа будет сосредоточиваться в одном органе.

 Постоянно проводить  рабочие совещания по координации  деятельности антимонопольных органов  стран-членов СНГ, уставных органов  интеграционных группировок и  всех заинтересованных министерств и ведомств.

 Второй путь значительно  дороже и менее реалистичен  с практической точки зрения. Первый же путь более реальный, но болезненный, так как неминуема  реорганизация, возможно сокращение  общего числа работников уставных  органов, изменение в целом  стратегии и стиля работы и т.д.

Итак, особенность антимонопольной  политики РФ заключается в том, что  монополия – «наследство» от командной  экономики, существующей в СССР; антимонопольное  законодательство РФ начало формироваться 20 лет назад и пока - далеко от совершенства, необходимо перенимать опыт развитых стран, таких как США, Германия, Япония.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Приоритеты государственной экономической политики России

 

Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции, снижение размеров дефицита бюджета.

Информация о работе Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства