Государственные предприятия как юридическое лицо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных предприятий.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
-изучение понятия юридического лица в РФ;
-рассмотрение видов юридических лиц в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 6

Понятие и признаки юридического лица 6
Виды юридических лиц в РФ 13

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИИ 20

2.1. Характеристика унитарных предприятий 20
2.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 24

ГЛАВА 3. ИМУЩЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 20

3.1. Порядок формирования имущества государственного унитарного предприятия 20
3.2. Распоряжение имуществом государственного унитарного предприятия 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.40 Кб (Скачать файл)

 

миниcтерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления

ГОБУ ВПО ВСГУТУ

 

Кафедра теории и истории  государства права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Гражданское право»

 

на тему: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент заочной формы обучения группы з579

ПАНЧЕНКО ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА/   ___________/

 

 

Руководитель: ст. преп. ШАГЖИЕВА О.Ч./_______________/

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

     

ВВЕДЕНИЕ           3

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА     6

 

    1. Понятие и признаки юридического лица                                          6
    2. Виды юридических лиц в РФ                                                                     13

 

Глава 2.  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИИ                                                                                                    20

 

2.1.   Характеристика унитарных предприятий                                                 20

2.2.  Понятие и признаки  государственного унитарного предприятия            24

 

ГЛАВА 3. ИМУЩЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                                                    20

 

3.1. Порядок формирования имущества государственного унитарного предприятия                                                                                                           20

3.2. Распоряжение имуществом государственного унитарного  предприятия                                                                                                           24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ          31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического развития страны. Это означает поиск  источников внутренних резервов, и  повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей. Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности.

Актуальность темы данной работы обусловлена  следующими обстоятельствами:

  • во-первых, в нашей стране идет утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью, которое свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России;
  • во-вторых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер;
  • в-третьих, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения.

В ходе написания данной работы было проанализирована много  литературы, в том числе Конституция, гражданский кодекс, монографии известных  ученых, таких как: Гуев А.Н., Зенин И.А., Малинкович М.В., Теплова Н.А. и др.

Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той  или иной степени освещают государственные  и муниципальные предприятия  как юридические лица.

Предметом является механизм осуществления  деятельности государственных и  муниципальных предприятий как  юридических лиц.

Целью исследования является закрепление  и углубление знаний в области  Гражданского права, а также в  изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных  предприятий.

Достижение этой цели предусматривает  следующие задачи:

-изучение понятия юридического лица в РФ;

-рассмотрение видов юридических лиц в РФ;

-описание государственных и муниципальных унитарных предприятий;

-определить понятие и признаки государственного унитарного предприятия.

Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды  отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в  работе – учебная литература для  студентов высших учебных заведений.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел «Общая характеристика юридического лица»; второй раздел «Государственные и муниципальные унитарные предприятия»), заключение и литература.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

 

    1. Понятие и признаки юридического лица

 

Наряду с физическими  лицами Гражданский кодекс Российской Федерации признает субъектами гражданских  прав и обязанностей юридические  лица.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица — это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых  необходимо, а все вместе — достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово "признаки" употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.

Все юридические лица в  России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет  печати и открывает счета в  банках, однако все эти внешние  атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые  неправосубъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например, филиалы и представительства  иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.

Правовая доктрина традиционно  выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.                     

Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным  договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

2) Если организационное  единство необходимо для объединения  множества лиц в одно коллективное  образование, то обособленное  имущество создает материальную  базу деятельности такого образования.  Любая практическая деятельность  немыслима без соответствующих  инструментов: предметов техники,  знаний, наконец, просто — денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

Появление у конкретного  юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного) капитала. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественная обособленность данного юридического лица.

Персональный состав участников нескольких юридических лиц и  их органов управления, равно как  и их компетенция, порой могут полностью совпадать, поэтому с чисто организационной точки зрения их трудно разграничить. В этом случае именно имущество, принадлежащее данному юридическому лицу и только ему, отделенное от имуществ всех других юридических лиц, позволяет точно его идентифицировать.

3) Принцип самостоятельной  гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулирован в ст. 56 ГК. Согласно этому правилу, участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.

4) Выступление в гражданском,  обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это — итоговый признак юридического лица и, одновременно, та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов нового субъекта права1.

Использование юридическим  лицом собственного наименования позволяет  отличить его от всех иных организаций  и, поэтому, является необходимой предпосылкой гражданской правосубьектности юридического лица.

Таким образом, в российском гражданском праве юридическое  лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права  принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Для участия в гражданском  обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей -прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица — это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях, с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица2.

Индивидуализация юридического лица, т.е. его выделение из массы  всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения  и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной  регистрации, если в соответствии с  законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК).

Наименование юридического лица обязательно должно включать в  себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации  должны включать в свое название также указание на характер деятельности.

Фирменное наименование (или  фирма) — это название коммерческой организации. Впредь до принятия специального нормативного акта, порядок использования и защиты фирменных наименований регулируется ГК и в части, не противоречащей ему, Положением о фирме 1927 года3. Право на фирму, т.е. возможность использования фирменного наименования в гражданском обороте, является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

Информация о работе Государственные предприятия как юридическое лицо