Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является комплексное изучение правовых вопросов, возникающих при трактовке положений Главы 3 «Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего» Федерального закона «О государственной гражданской службе», в рамках федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации………………………………6
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих………6
1.2 Правовые основы государственной гражданской службы ………………11
1.3 Особенности правового статуса государственного гражданского служащего………………………………………………………………………......16
Глава 2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации……………………………………………...20
2.1 Права и гарантии государственного гражданского служащего……………20
2.2 Обязанности государственного гражданского служащего…………………..25
2.3 Ограничения и запреты государственного гражданского служащего……28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………37

Файлы: 1 файл

Неуч.docx

— 71.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Факультет юриспруденции  и заочного обучения

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Актуальные проблемы административного и финансового  права

на тему: Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации………………………………6

1.1 Понятие, классификация  государственных гражданских служащих………6

1.2 Правовые основы государственной  гражданской службы ………………11

1.3 Особенности правового  статуса государственного гражданского  служащего………………………………………………………………………......16

Глава 2. Содержание правового  статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации……………………………………………...20

2.1 Права и гарантии  государственного гражданского  служащего……………20

2.2 Обязанности государственного  гражданского служащего…………………..25

2.3 Ограничения и запреты  государственного гражданского  служащего……28

Заключение…………………………………………………………………………34

Список использованной литературы……………………………………………37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная служба, обеспечивая  реализацию функций государства, выступает  одним из его главных элементов  в государственном механизме. Важно, что в Российской Федерации в  течение последних десяти лет  она претерпевает существенные изменения, причем завершение данного процесса в обозримом будущем по целому ряду причин едва ли предвидится.

Процесс совершенствования  системы государственной службы был заложен в 2001 году, когда В.В. Путиным был утверждена Концепция  реформирования системы государственной  службы Российской Федерации.

Именно в ней были сформулированы основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Были созданы  основы единой системы государственной  службы, заложены правовые, организационные, а так же экономические принципы ее функционирования.

До мая 2003 г. структуры  всех государственных органов, воинские и правоохранительные подразделения  называли общим понятием «государственная служба». Но в процессе реформирования, в связи с принятием Государственной  Думой 25 апреля 2003 Федерального закона «О системе государственной гражданской  службы» № 58-ФЗ, государственная  служба была разделена на три ветви: государственную гражданскую, военную  и правоохранительную.

Таким образом, в процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная  гражданская служба как вид государственной  службы, выстроена система федеральной  государственной гражданской службы и государственной гражданской  службы субъектов Российской Федерации. Был принят Федеральный закон  от 27.07.2004            N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в целях реализации которого были изданы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Не возникает сомнений в значимости создания целостной  системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, а так  же формирования высококвалифицированного кадрового состава, который смог бы обеспечить развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Поэтому мониторинг изменений, происходящих в области государственной  гражданской службы, важен, и список задач, возложенных на ее исполнителей (среди которых - Минздравсоцразвития РФ, Минэкономразвития РФ, МВД РФ, Минобороны РФ, Минобрнауки РФ, Минсвязи РФ, Минфин РФ, Минюст РФ, научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной), обширен. Ввиду вышеуказанного можно вполне судить об актуальности данного исследования.

Таким образом, целью данной работы является комплексное изучение правовых вопросов, возникающих при  трактовке положений Главы 3 «Правовое  положение (статус) государственного гражданского служащего» Федерального закона «О государственной  гражданской службе», в рамках федеральной  программы «Реформирование и  развитие системы государственной  службы Российской Федерации».

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

провести обобщение научных  воззрений, высказанных в юридической  науке по вопросам государственной  службы;

изучить нормативно-правовую базу, касающуюся правового статуса  государственных гражданских служащих;

обозначить понятие государственной  гражданской службы и государственного гражданского служащего;

выявить особенности правового  статуса государственного гражданского служащего;

раскрыть содержание правового  статуса государственного гражданского служащего.

Объектом данного исследования является государственный гражданский  служащий как единица, обеспечивающая исполнение государственных полномочий. Предметом работы является содержание и особенности правового статуса  государственного гражданского служащего.

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Понятие, классификация  государственных гражданских служащих.

 

 В широком смысле государственный служащий - это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации, например, управленческого органа, армии, образовательного учреждения и др. В узком смысле государственным служащим является лицо, занимающее должность государственной службы, т.е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Если обратиться к положениям Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», то, согласно статье 10, государственным гражданским служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной гражданской службы (государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации) по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации).

Между государственным служащим и государством (государственным  органом) на определенном этапе возникает  конкретное государственно-служебное  правоотношение, характеризующееся  наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности  и других атрибутов правового статуса государственного служащего.1 Статья 10 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» гласит: «Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета». Нанимателем федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации соответственно является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

В общих чертах, можно  выделить следующие признаки понятия  «государственный гражданский служащий»:

на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие  квалификационным требованиям (Ст. 21) 2;

государственный гражданский  служащий должен отвечать требованиям  законодательства о государственной гражданской службе;

государственный гражданский  служащий занимает оплачиваемую должность  государственной службы в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной гражданской службе», который определяет цели, задачи и основные направления деятельности, содержание деятельности служащего, его правовое положение, в том числе, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д.;

государственному гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии с указом Президента РФ от 01.02.2005 N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной  гражданской службы Российской Федерации  федеральным государственным гражданским  служащим";

государственный гражданский  служащий выполняет государственные  функции, полномочия государственных  органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере;

деятельность государственных  служащих носит, как правило, непроизводственный характер, воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические  процессы производства, организацию  и деятельность трудовых коллективов.

В совокупности вышеуказанные  признаки помогают составить следующее  определение. Государственным гражданским  служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным  законодательством и законодательством  субъектов Федерации порядке  включенную в штат должность в  структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и  судебной власти), имеющий классный чин, заключивший с государственным  органом служебный контракт, осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Таким образом, гражданский  служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной  власти. В соответствии с федеральными законами не является гражданской службой деятельность политических руководителей - Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства РФ, министров, президентов и председателей правительств национальных республик, губернаторов и председателей правительств русских областей и краев, судей всех уровней и иных лиц, занимающих государственные должности и являющихся представителями государственного нанимателя, а также деятельность служащих государственных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.)3

Проанализировав понятие  «государственный гражданский служащий»  в законодательстве, можно прийти к выводу о том, что российский законодатель нормативного закрепил именно узкий подход в определении понятия  государственного гражданского служащего  как лица, осуществляющего задачи и функции государства только в органах государственной власти. Вместе с тем следовало бы уточнить законодательное определение данного  понятия, сформулировав его в  следующей редакции: государственный  гражданский служащий - это гражданин, профессионально участвующий в  реализации задач и функций государства  посредством исполнения государственной  должности государственной службы, учрежденной в государственном  органе.4

На данный момент не существует устоявшегося мнения насчет разделения государственных гражданских служащих по каким бы то ни было критериям, но, тем не менее, существуют следующие классификации. Ниже представлены некоторые из них.

В зависимости от ветвей государственной власти различаются  государственные служащие, замещающие государственные должности в  органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти.

В зависимости от групп  занимаемых должностей государственной  службы можно выделить государственных  служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.5

Государственные гражданские  служащие также могут быть разделены  на группы: лица, принимающие присягу (например, сотрудники таможенных органов); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной  администрации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Правовые основы  государственной гражданской службы

 

Законодательство о государственной  службе образует нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственной  службы Российской Федерации и правовое положение госслужащих, в том  числе условия и порядок прохождения  службы, виды поощрений и ответственность, основания прекращения государственно-служебных  отношений и др.6

Данное законодательство состоит из Конституции РФ, Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации», федерального закона «О государственной гражданской  службе», иных федеральных законов  и нормативных правовых актов  Российской Федерации и конституций, законов, уставов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Государственный служащий: понятие, виды, правовой статус