Гражданское общество в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования может стать изучение проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие гражданского общества и его признаки.
Рассмотреть гражданское общество в Российской Федерации.
Выявить проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 5
Понятие гражданского общества 5
Признаки гражданского общества 10
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
Идея гражданского общества в России 16
Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Таршиков И..docx

— 70.53 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ          3

    1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО       5
    2. Понятие гражданского общества      5
    3. Признаки гражданского общества      10
    4. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
    5. Идея гражданского общества в России     16
    6. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации          28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          35

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ     36

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи  личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся  в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это  понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием  демократии, рыночной экономики и  становлением правового государства - иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного  контроля, гарантирующие обратную связь  между человеком и обществом.

Актуальность темы обусловлена тем, что в течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Объектом исследования курсовой работы является гражданское общество в Российской Федерации.

Предметом исследования является проблема становления гражданского общества в Российской Федерации.

Целью исследования может стать изучение проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие гражданского общества и его признаки.
  2. Рассмотреть гражданское общество в Российской Федерации.
  3. Выявить проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации.

Используемые  методы при написании работы: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, теоретический анализ, индукция и дедукция, аналогия, классификация, исторический метод, обобщение.

Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, цель, задачи и методы исследования, раскрывает значимость работы.

В первой главе рассматривается  понятие и признаки гражданского общества. Во второй главе показываются проблемы становления гражданского общества в российской федерации.

В заключение подводится общий  итог к рассматриваемой теме.

 

1 ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО

    1. Понятие гражданского общества

Понятие «гражданское общество» является чрезвычайно насыщенным по своему смыслу, поскольку оно должно рассматриваться в контексте тысячелетней истории развития политической мысли. В узком смысле слова концепция Гражданское общество как коллективной общности, целого, существующего независимо от государства, является объектом спора между консервативной, либеральной и социалистической политическими традициями мысли, окончательно сформировавшимися XIX-XX вв. политической. Тем не менее истоки этого спора, безусловно, восходят к античной классике и средневековью. Без знания и понимания исторических корней современных теорий Гражданское общество невозможно понять и особенности дискуссий вокруг этого понятия в современной России и в странах Восточной Европы.

И консервативная, и либерально-конституционная, и социалистическая традиции в том  или ином виде являются наследницами европейского Просвещения в различных  его вариантах – шотландском (Юм, Хатчесон и др.), французском и немецком (последний включает в себя и романтические идеи, развиваемые в философии Гегеля). Для большинства теорий Гражданского общества характерно стремление к более или менее четкому определению отношения между частной и публичной, индивидуальной и общественной сферами, общественной этикой и индивидуальными интересами, страстями и желаниями индивида и общественными потребностями. Особенность обсуждения этих проблем в XVIII-XIX в.в. состоит в том, что их актуальность в XX в. (особенно во второй его половине), как это ни парадоксально, постоянно возрастает.

Важнейшим критерием Гражданского общества является существование свободного гражданского коллектива как объединения равноправных, автономных и активно действующих индивидов. Наиболее существенным для Гражданского общества является существование сферы, в которой отдельные индивиды, подчиненные собственным желаниям, капризам, руководствующиеся собственными физическими и духовными потребностями, стремятся к достижению «эгоистических» целей. Это та сфера, в которой «бюргер» как частное лицо реализует собственные интересы, где (если воспользоваться гегелевским выражением) свободная, самоопределяющаяся индивидуальность выдвигает свои требования, направленные на удовлетворение своих желаний и личной автономии. Публичная сфера взаимодействия в Гражданском обществе является публичным пространством лишь постольку, поскольку она отделяется от тех социальных акторов, которые вступают в нее именно как частные индивиды.

Таким образом, там, где не существует частной сферы, не существует соответственно и сферы общественной: обе должны существовать в диалектическом единстве, сливаясь воедино.

Диалектика и напряженность  между публичным и частным  конституируют Гражданское общество. Но исходным пунктом является индивид как субъект (моральный и физический), без которого никакая теория ГО невозможна.

Все эти особенности концептуального  свойства проявились уже на стадии генезиса идеи Гражданское общество. В историческом плане эта идея выкристаллизовывалась в ходе дискуссий о соотношении (сосуществовании) общества и государства. Их четкое различие было, однако, сформулировано только XIX в. либеральной философии Б.Констана и Д.С.Милля. Предшествующие исторические типы европейской цивилизации демонстрируют - теоретически и практически - образ всеохватывающего «Общества-Государства». Основные этапы  эволюции этого образа – «город-государство» эпохи античной классики, теоретический образ «церкви-государства» эпохи западноевропейского средневековья, достигший апогея в XIII в., затем монархические теории XVI в., в которых тщательно разрабатывался образ князя, вбирающего в себя начала общественности и государственности, далее «государство-нация» эпохи Великой французской революции с последующим утверждением теории национального суверенитета.

Гражданским обществом обычно называют наивысшую форму общности, состоящую  из частных лиц, классов, групп и  институтов, прямо не зависящих от политического государства. Существенными  признаками гражданского общества является то, что оно может контролировать государство и противостоять  ему. В истории человечества гражданское  общество не однажды побеждало государство (Великобритания, США). Или помогало государству, когда оно испытывало трудности. На Востоке, напротив, гражданское  общество находилось в аморфном состоянии, а государство было всем.

В России государство обычно одерживало победу над гражданским обществом, подчиняло его и «вытаптывало». И чудовищный эксперимент над ним, проводимый тоталитарным государством в течение 70 лет, привел к тупику исторического развития. Поэтому и возродился интерес к гражданскому обществу как политическому идеалу.

Гражданское общество можно также  рассматривать как общество, в  котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения  между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством. В такой ситуации активно действуют  массовые движения, партии, группировки  по интересам, убеждениям, а также  иным признакам (передача власти органам  самоуправления, безопасность личности от насилия и злоупотреблений  государственной власти; люди –  субъекты права, их защищает гражданское  общество, которое озабочено общим  благом, а государство – малозаметно)1.

Если в статике гражданское  общество – совокупность его структур (институтов, организаций, групп), то в  динамике – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны  и взаимодействуют между собой  в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов.2 Гегель считал, что для независимости людей основополагающее значение имеют частная собственность, равноправие, свобода выбора (экономического, политического и др.) наличие альтернативных источников получения средств к существованию. С.Франк дополнял этот перечень разделением собственности и власти. Если экономическая власть находится не в тех же руках, что и политическая, она может послужить ограничивающим противовесом политической власти.

Э.Геллер определяет гражданское общество как плюралистическое. Он пишет: «Простейшая формула гражданского общества – это, с одной стороны, полная централизация, обеспеченная механизмами отчетности и сменяемости, предусматривающая сравнительно небольшие оклады для чиновников, а с другой, экономический плюрализм».3 Он определяет гражданское общество как систему уравновешивающих государство плюралистических ассоциаций и экономических институтов, которые, однако, не закрепощают человека. Не случайно, гражданское общество считается синонимом буржуазного общества, ибо оно складывается лишь с созданием современного буржуазного общества4. Только таким образом открывается пространство для индивида, его самостоятельности и инициативы.

Для первобытных времен характерно естественное состояние общества. По Гоббсу, оно характеризуется всеобщим бесправием. Не только страх перед  зверями, необходимость бороться с  ними заставляли людей помогать друг другу, но и сознание собственной  выгоды, влечение к общению приводило  к естественным связям, проявлению братских чувств, вкуса к общежитию.

Однако вплоть до средних веков  государство и гражданское общество понимались как синонимы. Аристотель определял государство как совокупность граждан, гражданское общество5.  

1.2 Признаки гражданского общества

И только позже Гегель, а затем К.Маркс и Ф.Энгельс написали о самостоятельном существовании гражданского общества наряду с государством и вне его в результате сужения роли последнего. Такое различение государства и гражданского общества произошло в силу высвобождения частной собственности, породившего, в свою очередь, идеи о свободе личности, гражданина. Позже К.Маркс противопоставил разделению гражданского общества и государства идею революции, слома старого режима и формирования нового государства, переходящего в самоуправление. Отмирание государства объявлялось светлой перспективой человечества, на самом деле все это послужило оправданию невнимательного отношения к человеку. Так «прикрыли» поглощение общества тоталитарным государством. Крах марксизма и коммунистической системы вновь возродил интерес к гражданскому обществу.

Можно отметить ряд существенных признаков  гражданского общества, упомянутых в  определениях гражданского общества.

Это наивысшая форма общности:

  • с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами;
  • способная контролировать государство;
  • самоуправляться и саморегулироваться;
  • имеющая плюралистический характер (множество форм собственности, партий, движений и т.п., явлений, противостоящих моноцентризму); отсутствие закрепощения человека. Напротив, люди, взаимодействующие с другими членами общества, стали являться основой гражданского общества.

Гражданское общество отводит  высокую роль отдельному человеку, понимая его не как средство строительства  светлого будущего, а как самоцель. Высокий уровень общности достигается тем, что в человеке видят не объект управления, а субъект.6

Гражданское общество признает суверенитет  личности как производное от суверенитета народа и первичность человека перед  государством и обществом (организация  всегда вторична по отношению к человеку).

Само название «гражданское общество» происходит от понятия гражданин. Оно возникает с появлением самостоятельного индивида, наделенного определенным комплексом прав и свобод и в то же время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности. Индивид превращается из подданного, обязанного быть лично верным монарху, в гражданина с юридическими правами, равными со всеми другими гражданами.

Люди и их объединения (экономические, политические, религиозные, профессиональные, культурные и др.) и составляют гражданское  общество.

Общество предшествует государству, но государство формируется на основе существующих в естественном состоянии  общественных отношений. При падении  правительств общество сохраняется, а  с возникновением государства суверенитет  общества переходит к нему вместе с обязанностью защищать общество. Ф.фон Гумбольдт писал, что государству  свойственно забывать о нуждах людей. Поэтому он считал необходимым ограничить власть государства в пользу гражданского общества.

Гражданское общество является антитезой  атомизированному (разобщенному) обществу, где с помощью террора предотвратили  соединение людей в локальные  миры – неконтролируемые ассоциации, анклавы и т.п.

Информация о работе Гражданское общество в РФ