Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы охраны имущественных прав несовершеннолетних, проведенный по следующим направлениям:
всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны имущественных прав несовершеннолетних;
рассмотрение проблем применения права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение
1. Имущественные права несовершеннолетних
1.1 Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних
1.2 Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами
2. Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних
2.1. Способы защиты права собственности и иных вещных прав несовершеннолетних
2.2 Способы защиты прав несовершеннолетних распоряжаться своими доходами
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском пр.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

1. Имущественные  права несовершеннолетних

1.1 Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних

1.2 Право несовершеннолетних  распоряжаться своими доходами

2. Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних

2.1. Способы защиты права собственности и иных вещных прав несовершеннолетних

2.2 Способы защиты прав  несовершеннолетних распоряжаться  своими доходами

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Семейное законодательство уделяет имущественным правам ребенка в семье не так много внимания, как того требуют жизненные реалии, посвящая им одну статью. А Конвенция ООН «О правах ребенка»1 вообще ограничивается положениями об обязанностях родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, никакого упоминания о его праве собственности в ней нет. Вместе с тем ст. 60 СК не один раз ссылается на гражданское законодательство, тесно соприкасается и с другими отраслями права, что подчеркивает комплексный, сложный характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых не последнее место должно занимать государство.

Несмотря на то, что  проблемы детей привлекают большое  внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют, и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах. Это подтверждается современными российскими реформами, получающими прямое отражение в законодательстве и практике его применения. Существует огромный разрыв между содержанием Конституции РФ и реальными возможностями людей по их реализации.2

 Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве утверждает, что "сегодня в России государство не признает приоритетными проблемы защиты прав детей, поскольку законодательные инициативы федеральных органов власти 2004 года и принятые ими в конце 2004 года нормативные акты не учитывают интересы детей и отказываются от какого-либо значимого участия в установленной ст. 38 Конституции РФ защиты государством семьи, материнства и детства. С принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации, внесением изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации Уполномоченный по правам ребенка в г.Москве прогнозировал очередной рост беспризорности, сравнимый по масштабам с волной беспризорности после Великой Отечественной войны... Совершенно непростительно для государства то, что непродуманные, необоснованные, не принятые обществом реформы значительно понизили уровень защиты прав детей, то есть будущего России"3.

Таким образом, налицо актуальность темы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории охраны имущественных прав несовершеннолетних, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Целью работы выступает  комплексный теоретико-правовой анализ проблемы охраны имущественных прав несовершеннолетних, проведенный по следующим направлениям:

  • всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны имущественных прав несовершеннолетних;
  • рассмотрение проблем применения права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних.

В рамках данных направлений  предполагается рассмотреть:

  • выявление тенденций развития норм об охране имущественных прав несовершеннолетних в российском законодательстве с учетом опыта других стран;
  • определение содержания охраны имущественных прав несовершеннолетних согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;
  • рассмотрение проблем реализации норм и принципов международного права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних.

Данная работа посвящена  изучению имущественных прав несовершеннолетних. В первой главе рассматриваются наиболее важные, на наш взгляд, аспекты правового статуса несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, такие как правосубъектность несовершеннолетних, право собственности несовершеннолетних, их права в области жилищного законодательства, а также вопросы осуществления и защиты указанных прав. Вторая глава посвящена анализу проблем практической реализации и охраны прав несовершеннолетних в сфере имущественного оборота, а также проблемам судебной защиты их прав.

 

Глава 1. Имущественные права несовершеннолетних

1.1 Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних

 

Имущественные права  несовершеннолетних регулируются нормами  гражданского, семейного и жилищного  законодательства. Особое место среди  имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество. Рассмотрение этого вопроса затруднено тем, что нормы действующего законодательства не всегда достаточно четко корреспондируются по регулированию прав несовершеннолетних в имущественных правоотношениях.

Например, неясно, какое  содержание следует вкладывать в  понятие «имущественные права несовершеннолетних» в контексте со ст. 128 ГК. Проведем анализ имущественных прав лиц, не достигших 18 лет, комплексно сформулированных в ГК РФ.

Обобщенно они могут  быть представлены в следующем виде. Несовершеннолетний имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК, т.е. в зависимости от объема его дееспособности.4

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные ст. 37 ГК (п. 1 в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ) в отношении распоряжения имуществом подопечного, т.е. полученные доходы расходуются в интересах несовершеннолетнего лица. Например, полученные в наследство жилое помещение или автомашина, которые родители сдают внаем и извлекают доходы. При этом будет неправомерно, если эти доходы никак не отражаются на улучшении благосостояния несовершеннолетнего собственника этого имущества, хотя его нужда в этом очевидна.5

Однако поименованный перечень имущественных прав несовершеннолетних, которыми наделяется каждый гражданин с момента его рождения, не дает полного представления об их объеме (ст. 18 ГК РФ).

По нашему мнению, это  происходит от отождествления понятий  «имущественные права» и «право собственности  на имущество».

Согласно ст. 128 ГК, к  объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Перечисленные в ГК РФ имущественные права несовершеннолетних очень часто остаются лишь правами без реального обладания имуществом.

Поэтому право собственности на конкретное имущество, которым несовершеннолетний фактически владеет, пользуется и распоряжается (самостоятельно или через своих законных представителей), существенно отличается от своего имущественного права.6

В собственности несовершеннолетних граждан может находиться имущество, приобретенное ими на различных основаниях (наследование, дарение, покупка за счет собственных доходов, приобретательской давности и др.), в виде вещей (недвижимых и движимых), включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего  человека в качестве повседневных потребительских вещей, весьма разнохарактерно (жилье, дача, авто– и моторные средства, продукция сельскохозяйственного производства, получаемая на принадлежащих гражданам участках, и т.п.). Данное имущество в любой его части может находиться в собственности несовершеннолетнего, и он им владеет и пользуется самостоятельно в объеме его дееспособности или совместно с родителями по взаимному с ними соглашению.7

Дети, оставшиеся без  попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, в учреждениях всех видов профобразования, на все время прохождения службы в рядах Вооруженных сил РФ, а также на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также  дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении и учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение 3 месяцев равноценным ранее занимаемому ими (или их родителями) жилым помещением не ниже установленных социальных норм.

В апреле 2008 г. был принят Федеральный закон "Об опеке и  попечительстве"8, так давно необходимый для урегулирования единого механизма управления имуществом несовершеннолетних граждан, обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей, посредством законного представительства и содействия дееспособных лиц. Однако анализ положений названного нормативного акта, а также тех изменений, которые внесены в Гражданский, Жилищный и Семейный кодексы РФ, не позволяет отметить их положительное значение для защиты прав и интересов несовершеннолетних в гражданских, семейных и жилищных отношениях. Более того, новые законы упрочивают тенденцию ухода государства - Российской Федерации от непосредственного решения проблем детей, как имеющих, так и не имеющих родительского попечения. Если Федеральные законы N 122-ФЗ и N 258-ФЗ закрепили реализацию всех государственных гарантий в отношении детей в качестве функций и обязанностей регионов, Закон об опеке и попечительстве пошел по пути освобождения от этих функций и обязанностей даже субъектов РФ, ограничив в том числе их расходные обязательства. Так, защита и обеспечение прав детей осуществляется преимущественно за счет их родителей. Реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться теперь за счет самих детей, а не преимущественно за счет государства. Новый Закон об опеке и попечительстве предусматривает возможность выплаты вознаграждения опекунам и попечителям за счет доходов от имущества детей, предоставления его в пользование опекунам (попечителям) в интересах последних (ст. 16). Таким образом, Закон об опеке и попечительстве принят в полном противоречии с положениями ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 9 и без учета данного Закона, который предусматривает полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 1), независимо от формы их устройства - специализированная организация, опекун (попечитель), приемная семья и др. В Закон N 159-ФЗ не было внесено никаких изменений в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве, что свидетельствует об отсутствии системности в вопросах регулирования правоотношений с участием несовершеннолетних, обеспечения гарантий их прав.

Регистрационный учет детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, осуществляется как по месту  жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту  временного пребывания (учреждение для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие этих детей  с регистрационного учета по месту  жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Требования законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяются также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равное с собственником либо нанимателем право.

В случае смерти родителей  или принудительного размена  жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность (ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ действует до 01.03.2010г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

Федеральным законом  от 28 марта 1998 года № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»10 установлены дополнительные гарантии жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотрено, что, в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Информация о работе Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних