Гражданско-правовые формы приватизации государственного и муниципального имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексное изучение вопросов правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества на основе анализа норм отечественного законодательства, практики их применения, научных теорий в этой сфере.
Достижению поставленной цели исследования способствуют решения следующих задач:
1) рассмотреть сущность, принципы и модели приватизации;
2) охарактеризовать основные концепции приватизации;

Файлы: 1 файл

Гражданско-правовые формы приватизации гос и мун имущества.docx

— 112.72 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в том, что проблемные вопросы совершенствования российского законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества вот уже полтора десятилетия находились и находятся в поле пристального внимания законодателей и ученых-цивилистов. Это в немалой степени связано с тем, что правовое регулирование приватизации представляет собой важнейший инструмент преобразования экономической, политической жизни российского общества, а так же соответствующих изменений в социальной сфере. Приватизация это не только отчуждение государственного и муниципального имущества, но и формирование новых экономических структур, создание для частных компаний возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в тех сферах экономики, которые ранее были закрыты для них. Приватизация позволяет решать проблемы демонополизации экономики, стимулирования конкуренции, пополнения государственного и местного бюджетов.

Результаты приватизации, ее успех в значительной степени зависят от того, насколько совершенен механизм правового регулирование отношений по отчуждению государственного и муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц.

Одними из ведущих направлений в исследовании приватизационных процессов, а также совершенствования законодательства о приватизации является детальная качественная проработка правовых норм регламентирующих отдельные способы приватизации государственного и муниципального имущества, участия в приватизации отдельных категорий покупателей, в частности, иностранных инвесторов, защита государственных интересов при приватизации стратегических предприятий и организаций, приватизации отдельных объектов гражданского оборота (например, объектов культурного наследия и др.).

Следует признать, что законодательное и подзаконное регулирование процессов приватизации не обеспечивало и до настоящего времени не обеспечивает должного противодействия злоупотреблениям при проведении приватизации. Многократное обновление приватизационного законодательства не поставило окончательную точку в решении проблем такого комплексного правового явления как приватизация.

Исследования современных проблем правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества по-прежнему не теряют своей актуальности. Критический анализ правового механизма приватизации 90-х годов позволяет более обоснованно подойти к решению существующих проблем приватизации.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.

Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества.

Целью исследования является комплексное изучение вопросов правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества на основе анализа норм отечественного законодательства, практики их применения, научных теорий в этой сфере.

Достижению поставленной цели исследования способствуют решения следующих задач:

    1. рассмотреть сущность, принципы и модели приватизации;
    2. охарактеризовать основные концепции приватизации;
    3. проанализировать формы и способы приватизации;
    4. раскрыть актуальные последствия приватизации и деприватизации жилых помещений;
    5. определить правовые проблемы приватизации жилых помещений (анализ судебной практики).

Методологическую основу курсовой работы составляет комплексное применение общенаучных и частно-научных методов познания: диалектического, формально-логического, сравнительно-правового, системного.

    Теоретическая основа заключается в анализе и обобщении научной литературы, систематизации имеющегося материала. При написании работы применялись нормативно-правовые акты РФ, её субъектов, юридическая литература по данной теме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти пунктов, заключения, списка библиографических источников.

 

ГЛАВА 1 ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

1.1 Сущность, принципы и модели приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

  • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
  • полная продажа государственных предприятий частным лицам;
  • продажа части активов;
  • передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок1.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами2.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

  1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
  2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
  3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.3

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

  1. экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства);
  2. фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);
  3. социальная (обеспечение социального мира);
  4. перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимнопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов4.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

  1. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  2. приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
  3. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  4. обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  5. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  6. каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

1.2 Основные концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй подход - «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

1.3 Формы и способы приватизации

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц, а также иным собственникам (Приложение 1). Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране5(Приложение 2).

Информация о работе Гражданско-правовые формы приватизации государственного и муниципального имущества