Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Понятие юридического лица содержится в п. 1 ст. 48 Гражданского Кодекса РФ. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие юридического лица
Глава 2. Признаки юридического лица
Глава 3. Образование и прекращение юридических лиц
Глава 4. Классификация юридических лиц
Заключение
Список использованной литературы
Список использованных нормативных актов

Файлы: 1 файл

Курсовик 1.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

Наименование (фирменное  наименование) юридического лица, а  также другие гражданско-правовые средства его индивидуализации позволяют четко идентифицировать как принадлежность конкретных субъективных прав и обязанностей, так и сторону соответствующего договорного или иного гражданского правоотношения, а также участника судебного спора (истца или ответчика). Ясно, что собственное имя (наименование) юридического лица также является признаком, производным от его основных признаков – организационного единства и имущественной обособленности.

Необходимо подчеркнуть, что даже наличие всех перечисленных  признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом – субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве (п. 2 ст. 51 ГК), т.е. официальное признание ее юридической личности государством (публичной властью) [сух, ].

Наделение организаций качеством  юридического лица является необходимым  условием для их участия в хозяйственной  жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов.

Регулирование организации  и функционирования юридических  лиц по ГК РФ, отличается в соответствии с общими началами законодательства универсальностью и диспозитивностью. Граждане вправе создавать юридические  лица, участвовать в них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что  коммерческие организации, кроме унитарных  и казенных предприятий, а также  иных видов организаций, предусмотренных  законом, могут иметь гражданские  права и нести обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных законом. Правоспособность юридического лица возникает  в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его  исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Юридическое  лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).

Кроме особенностей, характерных  для всех субъектов гражданского права, правосубъектность юридических  лиц, по ГК РФ, отличается и специфическими чертами. В т.ч.:

  • правоспособность юридического лица должна соответствовать целям, которые предусмотрены в его учредительных документах (в уставе, либо в учредительном договоре и уставе, либо только в учредительном договоре; в отношении некоммерческих организаций – в общих положениях об организациях данного вида – п. 1 ст. 52 ГК РФ);
  • отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо, согласно абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ, может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); в настоящее время действует Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • дееспособность юридического лица обычно особо не выделяется – она предполагается как юридическое качество его органов.

Юридические лица в соответствии со ст. 51 ГК РФ и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в настоящее время (юридические лица – с 1 июля 2002 г., индивидуальные предприниматели и фермеры – с 1 января 2004 г.) – в налоговых органах.

Отказ в государственной  регистрации допускается только в случаях, установленных законом; в настоящее время, согласно Закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, в частности:

1) при непредставлении необходимых по закону документов;

2) при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

3) при несоблюдении требуемой нотариальной формы представляемых документов;

4) при подписании заявления о государственной регистрации или внесении изменений в сведения о юридическом лице неуполномоченным лицом;

5) при несоответствии наименования юридического лица требованиям федерального закона и др.

Юридическое лицо считается  созданным со дня его государственной  регистрации и внесения соответствующей  записи в единый государственный  реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). Государственная регистрация и внесение соответствующих записей в государственный реестр требуется также при реорганизации и ликвидации юридических лиц, при внесении изменений в их учредительные документы.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Правосубъектность (праводееспособность) юридического лица в той части, которая  относится к дееспособности, осуществляется через органы юридического лица, которые  приобретают гражданские права  и принимают на юридическое лицо гражданские обязанности, действуя в соответствии с законом, иными  правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ). Сообразно этому они имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Необходимо, в отличие  от органов юридического лица, отличать его:

  • представительство (п. 1 ст. 55 ГК РФ) – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиал (п. 2 ст. 55 ГК РФ) – обособленное подразделение, которое также расположено вне места нахождения юридического лица и осуществляет все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных для них положений, а их руководители – на основании доверенности [ал, ].

 

Глава 3. Образование  и прекращение юридических лиц

Традиционно существуют три  способа образования юридических  лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь «явиться» для регистрации. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).

При создании юридического лица разрабатываются учредительные  документы (учредительный договор  или устав либо и то и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. (ст. 52 ГК РФ). Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.

Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе  порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в  собственность юридического лица имущества  создателей и участие в его  деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и  порядок распределения прибыли  и убытков между учредителями (участниками), порядок управления деятельностью  юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).

Изменения, внесенные в  учредительные документы, приобретают  силу для третьих лиц с момента  государственной регистрации, а  в случаях, установленных законом, − с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие  изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

В соответствии с ГК РФ юридические  лица должны регистрироваться в уполномоченном государственном органе (органе Федеральной  налоговой службы РФ) в порядке, предусмотренном  Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Прекращение юридических  лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации – нет.

В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).

Ликвидация юридического лица – прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в  случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти  нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с  нарушением Конституции РФ, либо с  иными неоднократными или грубыми  нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом  осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или  религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Для ликвидации предусмотрена  определенная процедура. Начинается она  с того, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший  соответствующее решение, незамедлительно  направляют письменное сообщение о  предстоящей ликвидации органу, осуществляющему  государственную регистрацию юридических  лиц. Выступившие с инициативой  ликвидации назначают и ликвидационную комиссию, определяют ее персональный состав, а также порядок и сроки  ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят  полномочия по управлению делами юридического лица. Она публикует сообщение  о ликвидации юридического лица, принимает  меры к выявлению кредиторов и  получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, продает имущество с публичных  торгов, составляет промежуточный и  окончательный ликвидационные балансы и осуществляет иные действия, связанные с ликвидацией (ст. 62 ГК РФ).

Требования кредиторов удовлетворяются  в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

 

Глава 4. Классификация юридических лиц

Существующая в российском правопорядке система юридических  лиц обусловлена переходным (от централизованно  управляемого к рыночно-организованному) характером современной отечественной  экономики. В ее составе сохраняются  поэтому преобладавшие в плановом хозяйстве унитарные (государственные  и муниципальные) производственные предприятия, а также некоторые  другие (некоммерческие) организации-несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними развиваются, занимая господствующее место, обычные для рыночной экономики субъекты – акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества. Названные обстоятельства обусловливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.

Классификация юридических  лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее  представление обо всех их разновидностях. Будучи закрепленной законом, она исключает  появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение  данной классификации, и тем самым  препятствует появлению среди участников оборота непонятных, сомнительных образований (типа разного рода «фирм», «корпораций», «центров» и т.п.). Поэтому в  интересах всех участников оборота  закон устанавливает исчерпывающий, закрытый перечень видов юридических лиц, которые могут создаваться лишь в прямо предусмотренных им формах.

Во-вторых, такая классификация  делает возможным четкое определение  правового статуса той или  иной организации и исключает  смешение различных по юридической  природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, «малые предприятия», подобно средним и  большим, в действительности могут  существовать не только в форме унитарных  предприятий, но и в виде хозяйственных  обществ, товариществ и производственных кооперативов, а «совместные предприятия» (с иностранным участием) – лишь в форме хозяйственных обществ  или товариществ. Сами же «малые»  и «совместные» предприятия обоснованно  не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц [сух, ].

Информация о работе Юридические лица