Классификация ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Обращение ценных бумаг является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Быстрому формированию рынка ценных бумаг в России способствовали приватизация, создание рынка корпоративных и государственных ценных бумаг. Это дало толчок к возрождению ценных бумаг, как объектов гражданских правоотношений. Для нормального функционирования ценных бумаг требуется надлежащее законодательное сопровождение. Развитие экономических отношений задает объективную необходимость в совершенствовании оборота ценных бумаг. Стабильное поступательное развитие экономических отношений практически невозможно без усовершенствования правовых конструкций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 2


ГЛАВА 1 Общие теоретико-правовые положения о ценных бумагах…. 5
§1.Историческая ретроспектива развития ценных бумаг в России…….. 5
§2.Ценная бумага как объект гражданских правоотношений……………10
§3.Двойственность как особенность ценных бумаг………………………23

ГЛАВА 2 Классификация ценных бумаг…………………………………28
§1.Квалифицирующие признаки и виды ценных бумаг ………………… 28
§2.Перспективы развития ценных бумаг в гражданском праве России…46


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………...62

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………….68

Файлы: 1 файл

диплом. ценные бумаги..doc

— 336.50 Кб (Скачать файл)

2.Двойственность ценных бумаг, по мнению теоретиков представляет  собой проявление двух прав  «из бумаги» и «на бумагу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Классификация  ценных бумаг

§1.Квалифицирующие признаки ценных бумаг

 

С развитием экономического оборота   качественно усовершенствуется оборот  ценных бумаг и, кроме того,  появляются  новые виды ценных бумаг. Так, например, с принятием Федерального закона «Об инвестиционных фондах» появилось законодательное закрепление такой ценной бумаги как «инвестиционные паи», наименование которой в ст.143 ГК РФ «виды ценных бумаг» - отсутствует. В соответствии с ст.14 инвестиционные паи это:

«Инвестиционный пай является именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда)»44.

И если в науке гражданского права середины-конца девятнадцатого века различными исследователями выделялось не более трех-пяти признаков: по содержанию, по личности кредитора, по личности должника45, то в настоящий момент их можно выделить не менее двадцати. Поэтому, на практике, ценные бумаги различаются по числу признаков, поскольку речь идет о различиях не только между видами ценных бумаг, но и между бумагами одного и того же вида, выпускаемые разными эмитентами.

Отметим, что классификация ценных бумаг необходима, хотя бы с той точки зрения, что с помощью ее можно понять о какой категории ценной бумаги идет речь, знание только видов, перечень которых (причем, неполный!) установлен в ст.143 ГК РФ для сегодняшнего экономического оборота недостаточен.

Самого понятия «классификация ценных бумаг» ГК РФ не содержит. Классификация ценных бумаг – это их разделение на попарно-противоположные виды по каким-либо юридическим признакам, прежде всего из числа перечисленных ранее. При этом следует отметить, что отнесение тех или иных видов бумаг к определенному классу не является строго определенным, поскольку, каждый конкретный вид может содержать в себе признаки из различных классификаций. Иными словами, например, облигация может быть отнесена одновременно как к документарным, так и бездокументарным ценным бумагам, а также являться именной или на предъявителя. В действующем ГК РФ по сути лишь статья 145 «субъекты прав, удостоверенных ценной бумагой» содержат так называемую «законодательную» классификацию ценных бумаг. ГК РФ проводит эту классификацию в зависимости от того, кому принадлежат права по ценной бумаге. Соответственно они могут принадлежать, во-первых, лицу, названному в ценной бумаге (именные), во-вторых, названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществлять эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерные), в-третьих, предъявителю ценной бумаги (на предъявителя)46.

Кроме такого традиционного способа деления ценных бумаг многие теоретики отмечают и другие квалифицирующие признаки. Так, О.Н.  Садиков отмечает, что прежде всего ценные бумаги различаются в зависимости от того, какого рода обязательство (имущественное право) удостоверено ею. Денежное обязательство может быть удостоверено векселем, чеком, облигацией, депозитным или сберегательным сертификатом (денежной бумагой). Корпоративные обязательства удостоверяются акцией, являющейся корпоративной бумагой. Товарные ценные бумаги удостоверяют права на товары и услуги. Таковыми являются, к примеру, жилищные сертификаты и целевые товарные облигации. К ним относятся и товарораспорядительные ценные бумаги (коносамент, складское свидетельство, закладная), удостоверяющие право на распоряжение и получение соответствующего имущества47. Такое деление отмечено и Е.А Сухановым: «По содержанию удостоверенных ценными бумагами прав они делятся на: денежные, выражающие право требования уплаты определенной денежной суммы (например, облигация, вексель, чек); товарораспорядительные, выражающие право на определенные вещи (товары) (закладная, коносамент, складское свидетельство); корпоративные, выражающие право на участие в делах акционерного общества (акции и их сертификаты)48. Эту позицию поддерживают и другие ученые.49

Приведем несколько примеров судебной практики, характеризующих именно указанные особенности такой классификации:

1.Денежные, характеризующие право  требования уплаты определенной  денежной суммы. В нижеприведенном  примере мы видим, что вексель  может быть средством оплаты.

«Решением арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики с ОАО "Агродорсервис" в пользу Военностроительного отдела КОПО ФПС РФ взыскана задолженность по договору подряда, в том числе основной долг и проценты за пользование чужими денежными средствами. Во встречном иске о взыскании с Военно-строительного КОПО ФПС РФ задолженности по договору подряда отказано. Суд мотивировал решение тем, что по договору подряда Военно-строительным отделом произведена оплата ОАО "Агродорсервис" путем передачи векселя МКБ "Ресурс-Банк" на сумму 300000 руб. Поскольку с Военно-строительного отдела векселедержателем была взыскана сумма по векселю, суд взыскал с ОАО "Агродорсервис" в порядке пункта 47 Положения о простом и переводном векселе сумму векселя, уменьшив ее на сумму задолженности заказчика перед подрядчиком за выполненные работы. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Суд кассационной инстанции изменил решение суда, увеличив подлежащую взысканию с ОАО "Агродорсервис" в пользу Военно-строительного отдела КОПО ФПС РФ сумму основного долга и сумму процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд кассационной инстанции посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции об исключении суммы векселя, переданного заказчиком подрядчику в качестве средства платежа и восстановлении задолженности заказчика на эту сумму перед подрядчиком по расчетам за выполненные работы. Суд кассационной инстанции дал оценку обстоятельствам, связанным с передачей векселя и указал, что на имеющейся в материалах копии векселя имеется непрерывный ряд индоссаментов, из которых следует, что векселедержателями последовательно были несколько организаций, в том числе истец и ответчик. Кассационная инстанция указала на ошибочность вывода суда о том, что правовым основанием первоначального иска является взыскание вексельной суммы лицом, оплатившим вексель, с ответственного перед ним лица в порядке статьи 47 Положения о простом и переводном векселе. Выяснение обстоятельств, связанных с наступлением срока платежа по векселю, оплатой вексельной суммы одним из солидарно обязанных перед векселедержателем лицом, выходит за пределы доказывания по настоящему делу, поскольку основанием иска является взыскание задолженности по оплате за выполненные работы»50.

В свою очередь денежные ценные бумаги можно подразделить в зависимости от закрепления в них права владельца на получение процента от номинальной стоимости на: доходные и бездоходные. Доходные ценные бумаги – это бумаги, в которых заложено условие эмитента выплатить определенный доход в форме дивиденда по акции или процента по облигации, а также в форме дисконта. Последняя форма представляет собой разницу между номинальной стоимостью и наиболее низкой рыночной  ценой ее приобретения. В этом случае обеспечивается возможность получения владельцем не растянутых во времени платежей, а единой суммы, выплачиваемой эмитентом в момент погашения ценной бумаги. К доходным ценным бумагам относят акции и облигации. Бездоходные бумаги – это ценные бумаги, которыми не предусмотрена выплата дохода эмитентом. Они предусматривают лишь обязанность должника уплатить оговоренную в ценной бумаге сумму. К таким бумагам относят чеки и векселя.

2)Товарораспорядительные, выражающие право на определенные вещи (товары):

«Эксим  Трейд обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к  ОАО "Волго-Донское пароходство", о взыскании 540 760, 91 долларов США в рублях

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2012 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 15.06.2006 г. между "Эксим Грейн Трейд Б.В." (продавец) и "Логистика Холдинг Лимитед" (покупатель) заключен договор купли-продажи продовольственной пшеницы русского происхождения Согласно п. 4.1 указанного договора доставка осуществляется на условиях FОВ (Инкотермс, 2000). Данное условие предполагает, что покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от согласованного пункта отгрузки. Продавец считается осуществившим поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара.

В соответствии с условием FОВ покупатель (Логистика Холдинг- Лимитед) заключил договор морской перевозки груза (чартер-партия) от 08.08.2006 г. на судне "Сормовский-17" (флаг Российской Федерации).

Перевозка должна осуществляться из порта Азов или Ейск в порт Александрия или Абу-Кир (Египет). В качестве судовладельцев в договоре указано ОАО "Волго-Донское пароходство", бербоут-судовладельцы - "Буллерс Шиппинг Ко Лтд.", владельцы-распорядители - "Юнаби Шиппинг Лтд." (непосредственный перевозчик).

Согласно чартер-партии коносамент должен быть выписан по форме "Конженбилл редакции 1994", а также должен содержать отметки "фрахт оплачивается согласно чартер-партии" и "чисто на борту".

"Эксим Грейн Трейд" осуществил  отгрузку пшеницы на борт теплохода "Сормовский-17" в порту Азов. В подтверждение данного факта  капитаном судна составлен коносамент N 1 в количестве трех экземпляров. Коносамент составлен по форме "Конженбилл",  и скреплен печатью судна. Содержит отметки "фрахт оплачивается согласно чартер-партии" и "чисто на борту". На оборотной стороне коносамента стоит отметка "для использования с чартер-партией", что свидетельствует о том, что коносамент связан с чартер-партией.

Подтверждением договора морской перевозки и доказательством приема груза на борт для перевозки является выданный капитаном судна коносамент.

В соответствии со статьей 143 Гражданского кодекса Российской Федерации коносамент отнесен к ценным бумагам.

Статьей 144 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.

Согласно статье 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать последнему коносамент.

В силу статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.

Как следует из материалов дела, договор морской перевозки как единый документ сторонами не подписан. О наличии договора морской перевозки груза свидетельствует выданный коносамент от 25.08.06 г., который в силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации должен содержать существенные условия договора морской перевозки (чартера).

Пункт 4 статьи 166 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает, что перевозчик несет ответственность за утрату груза, принятого для перевозки, с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2 статьи 785 Кодекса заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные обществом в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод о том, что заявленные требования не подтверждены документально. Отказывая в иске, суд также указал следующее.

Стороны бербоут-чартера заключили дополнительное соглашение N 2 о продлении срока действия договора до 31.12.2013 г.

"Буллерс Шиппинг Компани  Лтд." в письме адресованному генеральному директору ОАО "Волго-Донское пароходство" сообщило, что после укомплектования теплохода "Сормовский-17" экипажем, судно было передано в управление компании "Юнаби Трейдинг Лимитед".

"Юнаби Трейдинг Лтд." в  письме, адресованному "Буллерс Шиппинг Компании Лтд.", сообщает, что рейсовый чартер в отношении перевозки пшеницы из г. Азов в п. Абу-Кир заключен между компанией "Юнаби Трейдинг Лтд." и компанией "Логистика Холдинг Лимитед".

Капитан теплохода "Сормовский-17" выставил коносамент в форме "Конженбилл", включив условия вышеуказанного чартера, что в свою очередь подтверждает тот факт, что коносамент связан с договором перевозки пшеницы (чартер-партией).

В подтверждение того факта, что ОАО "Волго-Донское пароходство" заключило договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) с компанией "Буллерс Шиппинг Компании Лтд.", кроме договора бербоут-чартера ответчиком представлены паспорт сделки N 05020006/2225/0000/3/0, открытый в ОАО КБ "Центр-инвест", ведомость банковского контроля к паспорту сделки (т.2 л.д. 46-47).

Судовладелец от своего имени отфрахтовывает судно на срок другому лицу - фрахтователю. Последний фрахтует его на определенный срок для осуществления целей торгового мореплавания. Фрахтователь может использовать зафрахтованное на время судно для перевозки грузов третьих лиц. При этом он заключает договор морской перевозки груза не от имени первоначального судовладельца, а от своего имени, выступая по отношению к третьим лицам-грузовладельцам в качестве перевозчика. Договор морской перевозки груза оформляется в этом случае с помощью коносамента, морской накладной, других перевозочных документов. Подписывая такие документы, фрахтователь принимает на себя ответственность перевозчика.

В отличие от чартера коносамент и иные перевозочные документы в большинстве случаев подписываются не самим перевозчиком, а капитаном судна. Поэтому при их подписании последний действует от имени фрахтователя по чартеру, то есть перевозчика по договору морской перевозки груза. Таким образом, хотя капитан судна подчиняется в навигационно-техническом отношении первоначальному судовладельцу, подписание коносамента или морской накладной влечет за собой ответственность фрахтователя перед грузовладельцем (держателем коносамента, лицом, указанным в морской накладной), поскольку в коммерческом отношении капитан судна подчинен только фрахтователю.

Информация о работе Классификация ценных бумаг