Виды договора буксировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:37, реферат

Описание работы

Как известно, в сегодняшних реалиях транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств.

Содержание работы

Ведение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие договора буксировки, соотношение с иными транспортными договорами……………………………………………………………………….....5
Глава 2. Виды и особенности договора буксировки ……………………….......7
Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений по буксировке .... 8
Глава 4. Элементы и форма договора буксировки……………………………. 10
Глава 5. Права и обязанности сторон …………………………………………. 11
Глава 5. Ответственность сторон ……………………………………………….15
Заключение …………………………………………………………………… …18
Список используемой литературы ………………………

Файлы: 1 файл

реферат Транспортное право.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  морского и речного транспорта

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Морской государственный  университет

имени адмирала Г.И. Невельского

 

       

 

                                            Кафедра «Морского права»

                                             Специальность: 

      Юриспруденция 

 

 

                                           Виды  договора буксировки

 

                                                 

                                                             Реферат

                                 по дисциплине  «Транспортное право РФ»

 

 

                                                           

  Выполнил 

  студент  группы 

Сидоров К.С.

                                                                                       «____» ___________ 2013 г.

 

                                                                                       Оценка работы ___________

 

                                                                                       Руководитель работы

                                                                                       _________/ ______________/

                                                                                       «_____» ___________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Владивосток

                                                              2013  

                                                  Содержание

 

Ведение …………………………………………………………………………..   3

Глава  1.   Понятие договора буксировки, соотношение с иными транспортными договорами……………………………………………………………………….....5

Глава 2.   Виды и особенности договора буксировки ……………………….......7

Глава 3.   Правовое регулирование договорных отношений по буксировке ....  8

Глава  4.   Элементы и форма договора буксировки……………………………. 10

Глава  5.   Права и обязанности  сторон …………………………………………. 11

Глава  5.   Ответственность сторон ……………………………………………….15

Заключение   …………………………………………………………………… …18

Список используемой литературы  ……………………………………………... 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

 

       Как известно, в сегодняшних реалиях транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке.

       Сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, транспорт, в условиях перехода к рынку постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности. Рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия договора по соглашению с ним. Система транспортных договоров корреспондирует самой транспортной системе России, поскольку способствует нормальному функционированию последней, обеспечению народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

        Договор буксировки является самостоятельным видом договора. Главным его отличием  от других видов договоров является его предмет и ряд особенностей, которые будут рассмотрены в настоящей работе.

      Не смотря  на то, что договор буксировки  требует участия «специальных» субъектов и не столь распространен, как иные транспортные договора (например, договора перевозки пассажира или багажа) участником которых приходилось неоднократно   выступает каждому из нас, данная тема мне показалась интересной ввиду  моей профессиональной связи с судовым транспортом. Именно поэтому разобраться в особенностях правового регулирования буксировочного процесса для меня актуально и с точки зрения будущего правоведа и с позиции действующего судоводителя.

       В настоящей работе  будут рассмотрены: понятие и виды договора буксировки, его элементы, а также правовое регулирование данных отношений и меры ответственности сторон.

      В работе буду опираться на общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализа, синтеза  и метода сравнения.

 

         

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие договора буксировки, соотношение с иными   

                                        транспортными договорами 

 

     Понятие буксировки и договора буксировки. Для цели определения договора буксировки следует установить содержание термина "буксировка", примененного в действующем законодательстве. Во-первых, термин "буксировка", указывает на соответствующую техническую деятельность, особую процедуру, содержанием которой является перемещение буксирующим транспортным средством буксируемого объекта. В указанном значении буксировка есть один из элементов транспортного процесса. Этот вывод подтверждается содержанием актов транспортного законодательства, в соответствии с которой деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для буксировки судов и иных плавучих объектов относится к категории "судоходство"1. В таком понимании буксировка может быть осуществлена как в ненарушенных правоотношениях, так и в результате совершения правонарушения на транспорте как своего рода одно из восстановительных последствий.

      Буксировка выступает относительно самостоятельным элементом транспортного процесса наряду с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Соотношение буксировки и перевозки, важное для понимания сути договора буксировки, обусловлено, с одной стороны, тем, что это элементы транспортного процесса, здесь задействованы транспортные средства, это определенные процедуры. С другой стороны, перевозка и буксировка различаются в зависимости от объекта. Если объектом перевозочного процесса выступают груз, пассажир и багаж, то буксируемый объект представляет собой предмет материального мира, способный к перемещению под воздействием буксирующего транспортного средства.

      Во-вторых, термин "буксировка" используется законодателем применительно к договору буксировки, для обозначения его существа, т.е. для

_____________

1.   Ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ

 

характеристики договорных отношений в рамках соответствующей части транспортного процесса. В этом выражается общность указанных значений термина "буксировка". Таким образом, получается, что буксировка - это обычно часть транспортного процесса по перемещению одним транспортным средством другого транспортного средства или иного буксируемого объекта, которая оформляется договором буксировки.

       Таким образом, договор буксировки нельзя отождествлять с договором перевозки грузов. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить груз из одного пункта в другой, причем в соответствии с договором перевозчик сам размещает груз на судне и несет ответственность за его сохранность до сдачи его грузополучателю.

        При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность - ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик - с плавучим объектом.1

       Дефиниция указанного договора содержится в некоторых действующих актах транспортного законодательства. Так, согласно ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ) в соответствии с договором буксировки одна сторона обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее. Схожая дефиниция договора буксировки приводится в ст. 225 Кодекса торгового мореплавания (далее КТМ): по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта.

       Таким образом, договор буксировки – это самостоятельный договор, полностью выделившийся из договора перевозки, подобно тому, как в свое время договор перевозки выделился из договора подряда и стал самостоятельным договором1.

 

                      2. Виды и особенности договора буксировки

    Договор буксировки можно подразделить на виды по крайней мере по двум признакам - по виду транспорта, на котором используется буксировка, а также в зависимости от существа буксировочного процесса. По первому основанию к разновидностям буксировки, определенным в транспортном законодательстве, обычно относят речную и морскую буксировки. Отсюда согласно действующему законодательству выделяется два вида договора буксировки - договор речной буксировки и договор морской буксировки. По второму основанию на базе отмеченных выше ст. 88 КВВТ и ст. 225 КТМ в юридической литературе по транспортному праву справедливо указывается на две разновидности буксировки - это буксировка буксируемого объекта на определенное расстояние и буксировка для выполнения маневра. Соответственно выделяются и две разновидности договора буксировки.

        Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что – буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке.

       Договор  буксировки, как правило, является консенсуальным, так как, прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы    объемы,    сроки    и    другие    условия     предоставления

___________

1. Алексеев И.В. Юридическая природа договора буксировки в советском  морском и внутренневодном праве. – Ученые записи Пермского ун-та. Т 19 вып. 4 1961. С 38

транспортных средств  и объектов буксировки с обозначением времени  и места подачи тяги, такой договор считается заключенным  в момент подачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором.

 

     3. Правовое регулирование договорных  отношений по буксировке

      В рамках указанного регулирования можно выделить:

     1.  Нормативное правовое регулирование данных отношений;

     2. Правовое регулирование договорных отношений по буксировке при помощи норм обычаев, что более характерно для буксировки на море.

      Первый вид регулирования осуществляется, во-первых, отдельными нормами международного права. Отношения, связанные с буксировкой, регламентируются в некоторых международно-правовых актах. Так, Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море содержит положения о судах, занятых буксировкой и толканием, - это нормы о действиях, которые должны выполнять буксируемое судно и буксируемый объект.

      Во-вторых, специальное регулирование договорных отношений по буксировке содержится в транспортном законодательстве РФ. Кроме собственно транспортного законодательства к договорным отношениям по буксировке применяются, в отсутствие специальных положений, и общие нормы Гражданского кодекса о сделках, обязательствах и др.

       Нормативная регламентация договора буксировки представлена лишь в тех транспортных уставах и кодексах, которые формально признают буксировку одной из основных частей транспортного процесса. Вместе с тем буксировка может регламентироваться не как часть самого транспортного процесса, а как деятельность, обеспечивающая транспортный процесс. Так, на воздушном транспорте буксировка воздушных судов используется в рамках процесса движения на аэродромах. Не исключает действующее законодательство буксировку воздушным судном другого воздушного судна или какого-либо груза.

Информация о работе Виды договора буксировки