Виды юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование института юридического лица при рассмотрении видов юридических лиц по российскому законодательству.
Задачи работы: общая характеристика юридического лица, раскрытие критериев его классификации, рассмотрение отдельных видов юридических лиц.
При подготовке работы были использованы нормативные акты, учебники и учебные пособия по гражданскому праву, исследования юридического лица в российском законодательстве.

Содержание работы

Введение ……………..…………………………………………………………3
Глава 1 Юридическое лицо: понятие и признак...…………………….…5
Глава 2 Образование и прекращение юридических лиц………………12
Глава 3 Виды юридических лиц……………………………………….…..18
3.1 Хозяйственные товарищества и общества……………………………21
3.2 Производственные кооперативы……………………………………....30
3.3 Государственные и муниципальные предприятия……………………32
Глава 4 Некоммерческие организации…………………………………....35
4.1 Филиалы и представительства юридических лиц…………………….37
Заключение………………………………………………………………..…...39
Библиографический список ………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya-grazhd-pravo-vidi-yur-lic - копия.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Выделяется следующие 3 способа образования юридических лиц:

1) распорядительный порядок – характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Данный порядок имел место в СССР, однако, в настоящее время в ст.51 ГК не предусматривается исключений из правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот порядок образования организации сегодня в России не применяется;

2) разрешительный порядок – предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В настоящее время этот порядок образования юридического лица предусмотрен, например, для образования страховых обществ и банков.

3) нормативно-явочный порядок образования юридического лица –  характеризуется тем, что согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюдён ли установленный порядок её образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Именно этот порядок образования юридических лиц в настоящее время распространён в России.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ).

Учредительный договор – это  консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Отказ в регистрации может последовать  лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации или ликвидации (добровольной или по решению суда) и, как правило, носит окончательный характер.

Существуют следующие формы  реорганизации юридического лица: слияние,  присоединение, разделение, выделение  и преобразование его в иную организационно-правовую форму (ст. 57 ГК РФ).

При слиянии юридических лиц  права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридического лицу в соответствии с  передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к  последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица или  выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических  лиц к каждому из них переходят  права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения  о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица  в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.

Реорганизация производится по решению  учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях – по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.

Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое  лицо считается реорганизованным с  момента государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.

После принятия решения о реорганизации  юридического лица его учредители или  орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств,  должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

1. К добровольной ликвидации относится:

a) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация;

b) по достижении цели, ради которой организация создана;

c) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.

2. К принудительной ликвидации относятся:

a) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;

b) другое грубое нарушение действующего законодательства;

c) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);

Решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявление им о своём банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица установлены Законом Российской Федерации «О несостоятельности предприятий» от 19 ноября 1992 г.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61–64 ГК и состоит  из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует и законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды юридических лиц

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.

1. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе организации, можно выделить юридические лица созданные на базе федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, объединённой собственности юридических лиц, а также собственности граждан.

2. В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п.1 ст.50 ГК).

3. Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

4. Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

5. В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

6. В зависимости от масштаба коммерческой и производственной деятельности юридические лица можно разделять на малые предприятия, предприятия-монополисты и прочие.

Малые предприятия составляют значительную часть общего количества юридических  лиц в РФ. Государство заинтересовано в малом предпринимательстве, прежде всего за счет конкуренции, существующей между большим количеством малых предприятий. Малым предприятиям предоставляется довольно обширный перечень льгот, прежде всего в сферах налогообложения и отчетности. В уставном капитале малого предприятия доля участия государства, некоммерческих организаций или юридических лиц не должна превышать 25%. Существуют ограничения и на численность работников малого предприятия (в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек; в розничной торговле – до 30 человек; оптовая торговля и прочие – до 50 человек).

Предприятия-монополисты – антипод  малых предприятий. Это структуры, занимающие на определённом рынке сбыта свыше 35% его объёма. Особую часть предприятий-монополистов представляют естественные монополии. В большей своей части это государственные унитарные предприятия. Как правило, естественные монополии – это наследие плановой социалистической экономики. К ним относятся электростанции, предприятия транспорта (как правило, в отдалённых и труднодоступных районах), предприятия по транспортировке нефти газа (Транснефть и Трансгаз), почтовые службы и т.д. В силу естественности таких монополий государство не может в полном объеме применять к ним антимонопольные меры, но оставляет за собой право в определённых законом случаях регулировать их ценовую политику в силу того, что такие структуры имеют стратегическую важность и предлагаемые ими товары и услуги потребляются значительной частью населения.

Информация о работе Виды юридических лиц