Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это изучение видов юридической ответственности за нарушение прав потребителей.
Задача данной работы состоит в глубоком изучении основных понятий, детальном рассмотрении видов ответственности за нарушение прав потребителей.
Работа состоит из введения, трёх глав, списка использованных источников и приложений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………….6
1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей……..6
2. Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей ……………..…12
3. Административная ответственность за нарушение прав потребителей……….19
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Список используемых источников……………………………………………………..33
Приложения……………………………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Виды юридической ответственности.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Москва

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Правовое регулирование  защиты прав потребителей

Тема

Виды юридической ответственности  за нарушение прав потребителей

Фамилия студента

Долгиев

Имя студента

Зелимхан

Отчество студента

Баширович

№ контракта

0000011402021005


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

Основная  часть…………………………………………………………………………….6

1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей……..6

2. Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей ……………..…12

3. Административная ответственность за нарушение прав потребителей……….19

Заключение……………………………………………………………………………….29

Глоссарий………………………………………………………………………………...30

Список используемых источников……………………………………………………..33

Приложения……………………………………………………………………………………………37

 

 

Введение

Независимо от государственного устройства и политического режима государства потребность в товарах  и услугах существует всегда. В  потребительских отношениях любого общества есть как позитивный аспект (удовлетворение потребностей в товаре, выполнении работы, оказании услуги), так и негативный (обвешивание, обмеривание, обсчет, продажа некачественного товара и т.д.). Именно поэтому каждый потребитель нуждается в защите и поддержке своих прав и законных интересов.

Действующее российское законодательство в области защиты прав потребителей представлено достаточно большим массивом нормативных актов. Базовым является Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"1 в котором предусмотрен определенный перечень прав потребителей, а также указаны механизмы их защиты.

Закон "О защите прав потребителей" является основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. Данный Закон регулирует отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг, в том числе и при оказании услуг общественного питания, а также обеспечивает права потребителей на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяет порядок реализации этих прав.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации2, указанным Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, сам Закон неразрывно связан с другими нормативными актами Российской Федерации, которые в определенной степени затрагивают интересы и права потребителя в сфере оказания услуг. В связи с этим понятие "российское законодательство о защите прав потребителей" не ограничивается только лишь данным Законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов Российской Федерации, например Кодекс РФ об административных правонарушениях3, Гражданский, Уголовный кодексы4, а также законы, постановления Правительства Российской Федерации, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

Юридическая ответственность - ответственность юридических и  физических лиц за соблюдение законов  и норм государственного регулирования  действий и взаимоотношений.

Как известно, действующее  российское законодательство предусматривает 4 вида юридической ответственности:

1) уголовная ответственность  за совершение преступления на  основе норм уголовного права;

2) дисциплинарная ответственность  за дисциплинарный проступок  (нарушение трудовой дисциплины) на основе норм трудового права;

3) материальная (имущественная) ответственность за причинение имущественного вреда на основе норм трудового и гражданского права;

4) административная ответственность  за совершение административного  проступка на основе норм административного  права.

Цель данной работы –  это изучение видов юридической ответственности за нарушение прав потребителей.

           Задача данной работы состоит в глубоком изучении основных понятий, детальном рассмотрении видов ответственности за нарушение прав потребителей.

           Работа состоит из введения, трёх глав, списка использованных источников и приложений.

В работе использованы нормативно-правовые акты, комментарии к законодательству, мнения ученых-правоведов по исследуемой  проблеме, публикации в периодических  изданиях, материалы судебной практики.

Основная часть

1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей

Гражданское законодательство и Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" действуют в комплексе и дополняют друг друга. Под гражданско-правовой ответственностью понимаются санкции, связанные с дополнительными обременениями для правонарушителя, являясь для него определенным наказанием за совершенное правонарушение.

Гражданское законодательство предусматривает  такие формы ответственности  за нарушения, как, например, возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), уплата неустойки (ст. 330 ГК РФ) и др. Если потребитель понес убытки вследствие недостатков товара (работы, услуги), то они подлежат возмещению сверх неустойки, установленной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". При этом выплата неустойки и убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выполнения возложенных на него обязанностей. Возмещение убытков потребителю обусловлено тем фактом, что они являются существенным и распространенным последствием приобретения некачественного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Эта форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения прав гражданина, если иное не предусмотрено законом или договором. Возмещение убытков направленно на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Таким образом, возмещение убытков является компенсационной мерой, которая позволяет возвратить имущественное положение потерпевшего в первоначальное состояние.

Особенности гражданско-правовой ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) за нарушение прав потребителя неоднократно исследовались в научной литературе. С точки зрения основания наступления ответственность продавца (исполнителя) может быть как договорной (возмещение потребителю расходов на устранение недостатков товара, снижение цены товара и пр.), так и внедоговорной (возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара). По своему объему ответственность продавца (исполнителя) является повышенной: убытки подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законом или договором (п. 2 ст. 13 Закона).5

Фактически каждый день большинство  граждан заключают потребительские  договоры, являясь потребителями  услуг, заказчиками работ или  покупателями товаров, не задумываясь  о правовой природе такого рода отношений  и зачастую не обладая достаточными познаниями об особенностях, деталях и тонкостях потребительских договоров. Несмотря на то что сегодня в России действует нормативная база, соответствующая международным стандартам в области потребительского права, гарантирующая потребителю основные права, несовершенство системы юридического обеспечения договорных прав граждан-потребителей, а в отдельных случаях непроработанность законодательства, регулирующего отдельные виды потребительского договора, порождает множество проблем.

В условиях нарастающей тенденции глобализации, становления и развития виртуальных (электронных) рынков, возникновения новых видов правоотношений в потребительском секторе экономики современной России представляется необходимым формирование специальных подходов в правовом регулировании договорных отношений с участием граждан-потребителей, направленных на обеспечение безопасности и качества товаров, работ и услуг, расширение и соблюдение существующих принципов и гарантий договорного регулирования данных правоотношений.

В этом контексте существенным является вопрос о законодательном закреплении принципа добросовестности. В настоящее время в отечественном гражданском законодательстве в отличие от большинства современных правопорядков отсутствует общее требование к участникам гражданского оборота вести себя добросовестно. В результате и само понятие недобросовестных "несправедливых" условий договоров отсутствует как в законодательстве, так и в цивилистической доктрине.

Данный вопрос нашел отражение  в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации6, одобренной в соответствии с предписаниями Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании ГК РФ"7, 7 октября 2009 г. решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства она была подписана.

Необходимость законодательного закрепления  данного принципа достаточно точно  обоснована В.Ф. Яковлевым, который  полагает: "В статье 1 ГК РФ очень хорошо зафиксированы основные принципы гражданского права, основные положения, которые пронизывают весь ГК РФ. Это такие принципы, как равенство субъектов, неприкосновенность собственности, право собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, необходимость обеспечения реализации гражданских прав, надежность защиты гражданских прав и т.д. Эти принципы зафиксированы, и они реализуются, но практика показала, что об одном принципе мы несколько забыли - это принцип добросовестности участников гражданских отношений друг к другу. Этот принцип является одним из ведущих принципов гражданского законодательства всех стран мира, и не только гражданского, но и того, которое называется предпринимательским правом. В США есть единообразный Торговый кодекс, там этот принцип представлен очень хорошо. В практике применения гражданского законодательства за рубежом суды неуклонно следуют этому принципу, принципу оценки поведения сторон с точки зрения их добросовестности по отношению друг к другу. Что такое добросовестность? Это недопущение какого-либо обмана, честность в отношениях. Добросовестность должна проявляться на всех стадиях регулирования отношений. Например, на стадии заключения договора стороны должны быть добросовестны при заключении договора. Они должны взаимно информировать друг друга обо всех обстоятельствах фактического и правового порядка, которые имеют существенное значение для данного договора. Не должно быть никакой закрытости, никакого утаивания правды о том, что собой представляет сторона, каков ее капитал, каковые ее возможности и т.д. Должна быть добросовестность на стадии исполнения договора, реализации прав и обязанностей, нельзя злоупотреблять правом, нельзя недобросовестно уклоняться от исполнения обязанностей. Должна быть проявлена добросовестность в применении мер ответственности, мер защиты. Разумеется, должны быть исключены всякая фальсификация, всякий обман. Все действия сторон должны оцениваться судом с точки зрения этого принципа. Когда этот принцип будет введен в ГК РФ, он будет не просто моральным требованием, он будет юридическим требованием. Это будет юридическая платформа, с которой будет оцениваться поведение сторон по отношению друг к другу. Это сориентирует и самих участников отношений, и суды при разрешении споров.

Суды не должны будут разрешать  споры формально, поверхностно. При  разрешении спора всегда необходимо погружаться глубоко в существо отношений, с тем чтобы действительно  выяснить, кто из сторон вел себя добросовестно, а кто нет. Особенно такие требования должны быть заявлены предпринимателям. Предприниматель должен быть не просто добросовестным, он должен быть заботливым по отношению к своему клиенту, к тому, кого он обслуживает, кому он оказывает услуги, для кого он выполняет работу, кому он продает товар. Вот тогда экономика будет успешной, а гражданское право эффективным".8 При этом в гражданском праве должна действовать презумпция добросовестности.

На практике недобросовестность субъектов гражданских правоотношений может носить различные формы проявления. Например, путем навязывания гражданину-потребителю недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора. Проблема включения в потребительский договор условий, ущемляющих права граждан-потребителей (ст. 16 Закона о защите прав потребителей), до настоящего времени является малоисследованной. Включение в потребительский договор условий, ущемляющих законные права гражданина-потребителя, является частью более широкой проблемы злоупотребления свободой потребительского договора в форме навязывания контрагенту недобросовестных (несправедливых) условий потребительского договора.

В действующем законодательстве содержится ряд положений, направленных на противодействие этому явлению. Так, ничтожными признаются предварительные соглашения об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства (п. 4 ст. 401 ГК РФ). Запрещается злоупотребление доминирующим положением на рынке в форме навязывания контрагенту невыгодных или не относящихся к предмету договора условий (подп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"9). Некоторые положения закона рассчитаны прежде всего на защиту интересов граждан-потребителей: возможность потребовать изменения или расторжения договора, заключенного путем присоединения к формуляру или иной стандартной форме и содержащего обременительные условия (ст. 428 ГК РФ); ничтожность предварительных соглашений об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом (п. 2 ст. 400 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 428 ГК РФ требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Информация о работе Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей