Власть и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

v Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она пропитывает, пронизывает нас. Власть — это мы, наша исходная, извечная, непреодолимая погруженность в среду обитания. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены, встроены в отношения власти: в любви и неприязни, с близко и малознакомыми, дома и вне его, самоутверждаясь, мы обуреваемы наклонностью доминировать. Эта наклонность рождает власть

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Власть и государство

§ 1. Понятие власти

v Феномен власти многомерен. Власть вездесуща, всеобъемлюща: она пропитывает, пронизывает нас. Власть — это мы, наша исходная, извечная, непреодолимая погруженность в среду обитания. Хотим или не хотим, но всегда и везде мы вовлечены, встроены в отношения власти: в любви и неприязни, с близко и малознакомыми, дома и вне его, самоутверждаясь, мы обуреваемы наклонностью доминировать. Эта наклонность рождает власть. Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении власти и связана с определенным подходом к ее анализу. Можно выделить следующие аспекты трактовки власти:

1. Бихевиористские трактовки рассматривают  власть как особый тип поведения, при котором один люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Полити-

5

ческая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как  баланса, равновесия политических сил.

2. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихе 
виористского понимания как поведения реальных индивидов, пы 
таются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, ис 
токи власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно 
из виднейших направлений этого рода — психоанализ. Он трак 
тует стремление к власти как проявление, сублимацию подав 
ленного либидо, представляющего собой подверженное транс 
формации влечение преимущественно сексуального характера 
(Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Гу 
став Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею вы 
полняют функцию субъективной компенсации физической или 
духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие 
воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному 
рабству» — других. Как считал Фрейд, в психике человека име 
ются структуры, делающие его предрасположенным к предпоч 
тению рабства свободе личности ради личной защищенности и 
успокоения.

Различные аналитики расходятся в  объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московией, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) — в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке.

3. Противоположностью бихевиористскому и психологическому 
видениям власти является ее системная трактовка. Если первые 
два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, 
от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми 
в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод ис 
ходит из производности власти не от индивидуальных отношений, 
а от социальной системы, рассматривает власть как «способность 
системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обя 
зательств», направленных на реализацию ее коллективных це 
лей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Лу- 
ман) трактуют власть как средство социального общения (комму 
никации), позволяющее регулировать групповые конфликты и 
обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обус 
ловливается ее относительность, т.е. распространенность на оп 
ределенные системы.

6

Виды власти

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность  на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей»1.

С экономической властью тесно  связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций по социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть —  это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

Соотношение властей  в обществе

Различные общественные власти находятся  в сложном взаимодействии. Многие ученые считают важнейшей среди них эко-

номическую власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии — прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием многочисленного среднего класса и общественности, демократическим устройством государства.

Политическая государственная  власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.

Во взаимодействии различных властей  в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние же в свою очередь улучшают возможности в занятии лидирующих политических позиций и повышении дохода.

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике — наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике — разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере — плюрализм СМИ и других источников знания и информации.

§ 2. Власть и политика

Термин «политика» возник в Древней  Греции и первоначально обозначал различные формы государственного правления. В течение столетий (вплоть до Нового времени) господствовали взгляды на политику как на универсальную форму человеческой активности; политика как бы включала в себя все формы взаимоотношений человека и социума. Позже произошло разделение политики и гражданского общества, что позволило представить политику как одну из областей человеческой жизнедеятельности.

Политика — явление социальное, она возникает только в обществе, которое представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Взаимодействуя друг с другом, с природой, сложившимися институтами и учреждениями общества, каждый из них преследует прежде всего свои интересы. Интересы индивидов могут совпадать, отличаться и даже противостоять друг другу. Не всякую совокупность индивидов можно назвать обществом, не каждая обладает целостностью, а лишь такая, в которой интеграция, объединение, совместная жизнедеятельность индивидов осуществляется на основе общего интереса, принципиально важного для всех. Только в этом случае возникает взаимное сотрудничество людей, способное обеспечить прогресс. Совместными усилиями люди реализуют те цели, которых они не могут достичь в одиночку.

Потребности в согласовании различающихся  групп интересов, обеспечении целостности общества, защите прав и свобод отдельного индивида привели к появлению политики и ее институтов — государства, элиты, лидеров, парламентов, профсоюзов, партий и т.д. С помощью этих институтов индивидуальные стремления людей переводятся в политическую волю общества, воплощаются в политических решениях, отражающих обобщенные интересы широких социальных, этнических и иных групп населения. В этличие от других социальных институтов (например, морали, религии) политика служит удовлетворению главным образом не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без государственной власти. Задачи сохранения целостности общества, согласования общей позиции различных индивидов и их групп, интеграции разнородных интересов политика осуществляет благодаря наличию такого эффективного инструмента, как государственная власть.

 

Политика возникает в определенных географических, природных, экономических, социальных, культурных условиях конкретной страны, определяющих уровень ее цивилизованности, зрелости гражданского общества. От этих факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти.

В странах западной цивилизации, изначально ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика возникла в результате социального расслоения общества. Дифференциация интересов и потребностей людей, обусловленная неравенством в обладании собственностью, неодинаковым престижем профессий, классовыми различиями, была вызвана общественным разделением труда и имела четкую тенденцию к усилению. Вследствие этого появилась потребность в деятельности постоянно функционирующих институтов государственной власти и людей, специально подготовленных для согласования несовпадающих интересов, для руководства и управления общественными делами.

Однако политика может возникать  не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике, институтах публичной власти (государстве, бюрократии, праве и т.д.) была вызвана необходимостью решения обществом таких жизненно важных задач, как, например,обеспечение населения продовольствием и предметами первой необходимости, защита территориальной целостности страны, а ее населения — от нападений чужеземцев, освоение новых земель и организация жизнедеятельности населения на них. Для всего этого и были необходимы социальные институты, обладавшие ресурсами для объединения людей и организации их труда. Ясно, что, скажем, строительство каналов в условиях ирригационного земледелия и поддерживание их в эффективном состоянии не под силу одному человеку или семье. Это способно сделать государство, которое может объединить усилия отдельных индивидов с помощью мер принуждения, наказания или поощрения.

Функции политики

С общегосударственным макроуровнем политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся-

10

♦ поддержание и укрепление целостности общества как слож- 
нодифференцированной социальной системы, обеспечение обще 
ственного порядка и организованности;

> разработка целей всего общества  и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

♦ авторитарное, обязательное для всех распределение дефи 
цитных ценностей и благ;

♦ предотвращение и регулирование групповых конфликтов. 
Кроме этих присущих в большей или меньшей степени любому

обществу задач, политика выполняет  и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления1.

Взаимосвязь политики и  власти, политики и права

Политика связана с различными сферами общественной жизни, активно воздействует на них. Она беспрепятственно вступает в самые различные взаимодействия, образуя целые области управления, отношений, знания и воздействия на общество. Испытывая на себе влияние тех или иных сфер (экономика, право, мораль, культура, религия и т.д.), она сама оказывает воздействие на эти области человеческой жизнедеятельности.

Информация о работе Власть и государство