Влияние нефтегазодобывающей промышленности на экологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

В результате пострадали жилые и административные здания не только поселка нефтяников на месторождении, но и самого города. На старых месторождениях Азербайджана - Балаханы, Сабунчи, Романы (в пригородах г. Баку) происходит оседание поверхности, что ведет к горизонтальным подвижкам. В свою очередь, это является причиной смятия и поломки обсадных труб эксплуатационных нефтяных скважин.

Файлы: 1 файл

KONTROL_NAYa.docx

— 254.18 Кб (Скачать файл)

Решение проблем единого  правового положения платежей за пользование природными ресурсами, их экономического наполнения и целевого восстановительного использования  позволит не только оптимизировать нормативы  платежей, но и обеспечивать рациональное природопользование и эффективность  расходования поступивших в бюджет средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансирование экологических  программ

 

В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий  по охране окружающей среды разрабатываются  федеральные программы в области  экологического развития Российской Федерации  и целевые программы в области  охраны окружающей среды субъектов  Российской Федерации.

Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации устанавливается  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в  области охраны окружающей среды  субъектов Российской Федерации  устанавливается в соответствии с законодательством субъектов  Российской Федерации.

Разработка федеральных  программ в области экологического развития Российской Федерации и  целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.

Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды  осуществляются с учетом государственных  прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в  области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области  охраны окружающей среды субъектов  Российской Федерации на основании  научных исследований, направленных на решение задач в области  охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную  и иную деятельность, оказывающую  негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством1.

Финансирование специальных  экологических программ осуществляется за счет валютных средств, поступающих  от внешнеторговых операций с облученными  тепловыделяющими сборками ядерных  реакторов на специальный счет целевого бюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  государственное управление использованием атомной энергии.

Перечень внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов, валютные средства, которые поступают от указанных  внешнеторговых операций и используются в целях финансирования специальных  экологических программ, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и очередность  финансирования специальных экологических  программ устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В  качестве приоритетных рассматриваются  специальные экологические программы  субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся  организации, осуществляющие деятельность по переработке ввозимых из иностранных  государств облученных тепловыделяющих  сборок ядерных реакторов и их временному технологическому хранению.

Объем валютных средств, поступающих  от внешнеторговых операций с облученными  тепловыделяющими сборками ядерных  реакторов на специальный счет целевого бюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  государственное управление использованием атомной энергии, и расходы указанного фонда устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с указанием использования средств по направлениям и субъектам Российской Федерации.

На финансирование специальных  экологических программ в соответствии с федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий год  перечисляются 75 процентов от валютных средств, поступающих от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов на специальный  счет целевого бюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  государственное управление использованием атомной энергии, за вычетом утверждаемых в установленном Правительством Российской Федерации порядке затрат на обращение с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов и  продуктами их переработки2.

Единая система внебюджетных государственных экологических  фондов объединяет Федеральный экологический  фонд, республиканские, краевые, областные  и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических  и физических лиц, включая платежи  за выбросы, сбросы, размещение отходов  и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

На региональном уровне согласно  решению тридцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов  от 7 февраля 2001 г. "О Положении  о Новосибирском областном целевом  бюджетном экологическом фонде" экологический фонд формируется  в порядке и по нормативам, установленным федеральным и областным законодательством за счет следующих источников:

- платы за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ,  размещение отходов и другие  виды загрязнения в пределах  установленных лимитов;

- платы за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ,  размещение отходов и другие  виды загрязнения сверх установленных  лимитов;

- сумм полученных по  искам о возмещении вреда, причиненного  окружающей природной среде и  штрафов за экологические правонарушения;

- средств от реализации  конфискованных орудий охоты  и рыболовства, незаконно добытой  с их помощью продукции;

- отчислений от доходов  организаций, полученных от реализации  мероприятий, осуществленных с  участием средств фонда и имеющих  экономический эффект на договорной  основе;

- добровольных отчислений  юридических и физических лиц;

- иных поступлений в  соответствии с федеральным и  областным законодательством.

В мировой практике есть несколько источников финансирования "зеленых" проектов: средства международных  организаций, общегосударственные  программы, местные программы, специализированные инвестиционные фонды, частные инвесторы, банковская система.

В рамках программы ООН, посвященной  охране окружающей среды, существует Глобальный экологический фонд, предоставляющий  гранты на экологические программы.

Одним из активных участников финансирования экологических проектов является Мировой (Всемирный) банк, являющийся одним из трех учреждений-исполнителей Глобального экологического фонда. В состав Группы Мирового банка входят пять международных организаций, каждая из которых может содействовать  в привлечении денег на экологические  программы. Совместно эти учреждения предоставляют развивающимся странам  займы по низким ставкам, беспроцентные  кредиты и гранты, помогая им решать стоящие перед ними задачи в самых разных областях деятельности, в том числе и в сфере охраны окружающей среды и управления природными ресурсами.

В качестве примера общегосударственных  программ можно привести программы  федеральных грантов в США  на цели экологии: SBIR (программа стимулирования инновационных исследований малым  бизнесом), STTR(Программа передачи технологий малого бизнеса), TIP (Программа технологических  инноваций) и др. Перечень направлений, по которым предполагается предоставлять  гранты STTR и SBIR в 2010 году, состоит из 68 программ.

При финансировании со стороны  международных организаций все ссуды предоставляются на коммерческих условиях. Кроме того, предоставляются инвестиции в форме долевого участия в капитале, структурное финансирование. Проекты Международной ассоциации развития и Международного банка реконструкции и развития, направленные на защиту окружающей среды, оцениваются приблизительно в 13 млрд. долл. США.

Финансирование по государственным  муниципальным программам предоставляется в форме грантов или возвратных займов. Заинтересованные предприятия могут участвовать в тендерах и претендовать на суммы от нескольких тысяч долларов до нескольких миллионов. Гранты могут иметь условия или обязательства относительно ограничения круга получателей, необходимости сотрудничества, отчетности, защиты авторских прав и др.

Частные инвесторы – физические лица инвестируют обычно до 2 млн. долл.

Фонды, специализирующиеся на вложениях в "чистые" технологии, могут инвестировать более крупные суммы, но в качестве основного требования выставляют высокую рентабельность проектов.

Банковское финансирование предоставляется только надежным заемщикам. При этом качество обеспечения может иметь большее значение, чем экологический эффект от проекта.

Особое место занимают на развитых рынках так называемые "налоговые инвестиции". Суть их состоит в том, что крупные налогоплательщики имеют возможность сократить свои будущие налоговые обязательства путем вложения средств в приоритетные сектора инноваций, установленные законодательно. Правительство США даже инициировало специальную программу грантов для компенсации дефицита налоговых инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтяная отрасль является главной для  мировой экономики. В нашей стране эта зависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтяная промышленность находиться сейчас в состоянии глубокого  кризиса. Было перечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Если продолжать хищническую  эксплуатацию месторождений вкупе  с большими потерями при транспортировке  и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтяной промышленности представляется весьма мрачным. Уже  сегодня сокращение темпов производства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полным развалом стратегически  важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивное развитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие  объемы нефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологического строения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно, будут прирастать слабо. Эффект от геологоразведки выше в  Западной Сибири, однако в этом регионе  высокопродуктивные месторождения  уже значительно истощены.

По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтяную промышленность. Для этого в первую очередь нужно:

  1. Пересмотреть систему налогообложения, существенно снизив налоги на нефтепроизводителей, однако установить высокие штрафы за нерациональное использование природных богатств и нарушение экологии.
  2. Менее жестко регулировать цены внутри страны, поддерживая их несколько ниже мирового уровня. Экспорт же нефти за рубеж вести только по мировым ценам.
  3. Частично восстановить централизованное управление отраслью, вытекающее из самой структуры нефтяной промышленности и имеющее много положительных моментов (рациональная система нефтепроводов). Это, однако, не означает полного возврата к старой модели управления.
  4. Сохранение единого экономического пространства - условия выживания топливно-энергетического комплекса.
  5. Найти четкую и продуманную программу инвестиций в нефтяную промышленность.
  6. Организовать единый Российский банк нефти и газа, государственная внешнеторговая фирма, включающая представителей предприятий, добывающих, перерабатывающих и транспортирующих нефть и газ. Это позволит приостановить хаотичные бартерные сделки, подрывающие интересы государства.
  7. Создать необходимую систему нормативных актов, обеспечивающую твердую законодательную базу для работы с иностранными компаниями по совместной разработке наиболее сложных месторождений.
  8. Стабилизировать объемы геологоразведочных работ с целью восполнения запасов нефти и газа.

Реализация предлагаемых мер в комплексе с другими  означала бы приостановку инфляции и  укрепление курса рубля (например, стоимость  сельскохозяйственной продукции на 40% определяется ценой горюче-смазочных  материалов). Появился бы интерес к  приобретению нефтеперерабатывающего оборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтяная промышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая, химическая, металлургическая и другие отрасли.

Таким образом, положение  в нефтяной промышленности достаточно сложное, но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, не станет "локомотивом", который  потянет всю экономику, однако сможет внести весьма значительный вклад в  возрождение России.

Сплошь и рядом загрязнение  окружающей среды осуществляется непроизвольно, без определенного умысла. Большой  вред природе наносится, например, от потери нефтепродуктов при их транспортировке. До последнего времени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественным путем теряется при ее хранении и перевозке. Это означает, что в среднем в год попадает в окружающую среду до 150 млн.т нефти, не считая различных катастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказаться отрицательно на природе.

Информация о работе Влияние нефтегазодобывающей промышленности на экологию