Внедоговорные обязательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).

Содержание работы

1 Введение

2 Понятие социального конфликта

3 Классификация конфликтов

4 Причины конфликтов

5 Структура и динамика конфликта

6 Этапы протекания конфликта

7 Функции социальных конфликтов

8 Стили поведения людей в конфликтных ситуациях

9 Последствия социального конфликта

11 Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
1 Введение  
 
2 Понятие социального конфликта  
 
3 Классификация конфликтов  
 
4 Причины конфликтов  
 
5 Структура и динамика конфликта  
 
6 Этапы протекания конфликта  
 
7 Функции социальных конфликтов  
 
8 Стили поведения людей в конфликтных ситуациях  
 
9 Последствия социального конфликта  
 
11 Заключение  
 
Список литературы  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение 
 
Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).  
 
Так, выдающийся философ Томас Гоббс полагал, что «война всех против всех» - это естественное состояние общества. В рамках социологии сложилось специальное научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе) уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г.Спенсер, М.Вебер, К.Маркс, Э.Дюргейм, Р.Дарендорф, Н.Смелзер и другие. Вместе с тем, изучение конфликтов носит не только теоретический, но и сугубо прикладной характер. Например, при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Интересен также и тот факт, что изначально правительство и предприниматели рассматривали именно социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие социального  конфликта 
 
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. 
 
Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов. 
 
Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно К.Боулдингу, конфликт знаменует собой осознание и созревание противоречия и столкновения интересов. Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием: 

  •  
    отсутствия согласия между участниками дискуссии, 
  •  
    противоречия интересов, 
  •  
    коллизии,
  •  
    соперничества,
  •  
    соревнования.

 
Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти. Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития". Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. 
 
Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Классификация конфликтов 
 
Разные авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д. 
 
Рассмотрим некоторые из классификаций. 
 
По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов: 
 
Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. 
 
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. 
 
Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой. 
 
Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами. 
 
По формам конфликты можно разделить на: 
 
- полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения. 
 
- неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени парализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, не принимающий формы массовой забастовки).  
 
Конфликты по протеканию делятся на: 
 
- кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений); 
 
- продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер). 
 
По природе возникновения выделяют конфликты: 
 
- деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. 
 
- эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости; По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга. 
 
Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические – с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников. 
 
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов перечислили девять критериев и столько же соответствующих классификаций конфликтов:  
 
1. Характер и особенности участвующих в нём сторон, например, зооконфликты, внутриличностные конфликты, межгосударственные конфликты и т. д.  
 
2. Вид потребностей (физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самовыражении).  
 
3. Интенсивность протекания конфликта (низкая, средняя и высокая). 
 
4. Тип сфер жизнедеятельности, где происходят конфликты (семейные, трудовые, политические и другие конфликты)  
 
5. Длительность протекания конфликта. 
 
6. Соотношение позитивных и негативных элементов в конфликте (конструктивные и деструктивные конфликты).  
 
7. Количество сторон в конфликте.  
 
8. Степень разработанности нормативных способов их разрешения (для ссоры двух пассажиров в общественном транспорте не разработано никаких нормативных механизмов, а для дуэли – всё наоборот). 
 
9. Характер отношений подчинённости между оппонентами («по вертикали», «по горизонтали», «по диагонали»).  
 
По нашему мнению эти девять критериев являются второстепенными признаками конфликта, не выражают сущности этого понятия и не могут служить основой для классификации. Таким сущностным критерием является вид средств борьбы при ведении конфликта. Существуют следующие средства борьбы для разных видов конфликта:  

  •  
    жесты агрессии, флирта, недоверия и т.д. 
  •  
    словесная брань или похвала, распускание сплетен
  •  
    оружие
  •  
    организация предвыборной кампании, митингов и демонстраций, политическая реклама, донос в вышестоящие инстанции, бюрократические интриги, временный отказ выполнять свои функции на производстве вплоть до выполнения своих требований. 
  •  
    религиозные проклятия в адрес оппонентов, инквизиция. 
  •  
    дешёвый и высококачественный товар. 
  •  
    высококачественное произведение искусства. 
  •  
    риторические приёмы, софистические уловки и научное доказательство, безошибочное с точки зрения формальной логики. 

 
Как правило, выделяются два типа конфликтов: а) не затрагивающие базового консенсуса общества, иными словами, участники которых не считают, что для разрешения конфликтов должна быть изменена социальная система в целом; б) предполагающие целостное преобразование общества для разрешения имеющихся конфликтов. Конфликты первого типа могут развиваться на основе соглашения между сторонами, тогда как конфликты второго типа разделяют общество на непримиримые группы, борющиеся за уничтожение противника. В таких конфликтах в лучшем случае возможно временное перемирие, но не консенсус между сторонами по основным вопросам. 
 
В конфликтах, разрешение которых требует преобразования общества в целом (например, в конфликтах между метрополией и колонизованными странами), одним из основных методов борьбы является насилие с обеих сторон. Если подобные конфликты не могут быть решены немедленно, главной задачей элит становится поиск эффективных формул для их урегулирования. Общества с непримиримыми конфликтами между их основными группами могут сохраниться лишь в том случае, когда политические элиты способны найти адекватные механизмы их своевременного урегулирования. Если это происходит, раздираемое конфликтами общество может существовать еще долго, удивляя тех, кто видел уже "за углом" неминуемый революционный взрыв. Именно это произошло в 20-х годах нашего века, когда большая часть социалистов полагала, что крах капитализма по причине внутренних классовых конфликтов может произойти в любой момент. Как известно, политические элиты капиталистических стран смогли различными методами преодолеть кризис, продлив таким образом историческую жизнь капитализма, хотя его социальные конфликты и не были разрешены 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Причины конфликтов 
 
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин: 
 
1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. 
 
В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. 
 
Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций. 
 
2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. 
 
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами и ли группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.  
 
4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре. 
 
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Структура и динамика  конфликта 
 
Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой. 
 
Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.). В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей). 
 
В структуре конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. 
Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее и существенное. 
Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь. 
 
Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»). 
Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать. 
 
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтная (нарастание), конфликтная (реализация) и послеконфликтная (затухание). 
6 Этапы протекания конфликта  
 
1. Предконфликтная ситуация. 
 
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. 
 
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. 
 
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. 
 
2. Непосредственно конфликт.

Информация о работе Внедоговорные обязательства