Возникновение авторских прав. Презумпция авторства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 09:00, доклад

Описание работы

Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения. Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется. Данный подход вытекает из требований международных договоров Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Возникновение авторских прав.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.1.1 Авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности

 Современное  законодательство об интеллектуальной  собственности обеспечивает охрану  нескольких достаточно разнородных  групп объектов, представляющих  собой результаты интеллектуальной деятельности (произведения, изобретения и т.д.) или условно приравниваемые к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (товарные знаки, фирменные наименования и др.). Признаваемые и охраняемые в Российской Федерации объекты интеллектуальной собственности, перечень которых содержится в ст. 1225 ГК РФ, условно могут быть классифицированы на несколько групп:  
- объекты авторских и смежных прав;  
- объекты патентного права;  
- средства индивидуализации;  
- так называемые нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. 
Авторское право обеспечивает охрану произведений - объективно выраженных результатов творческой деятельности авторов, а смежные права часто рассматриваются как примыкающие к авторскому и обеспечивающие охрану результатов творческой и иной деятельности, связанной в большинстве случаев с использованием объектов авторских прав. Так, у артиста, исполняющего произведение, возникают особые смежные права на результат его творческой деятельности - исполнение; у организации, создавшей запись такого исполнения, - смежные права на созданную ею фонограмму; у вещательной организации - права на результаты: осуществляемой ею деятельности - вещание.

──────────────────────┐

│ Авторские  и смежные права │ 

├─►│ Объекты  авторских прав - произведения, включая  условно │ 

│ │ приравниваемые к ним программы для ЭВМ (компьютерные программы) │ 

│ │ Объекты  смежных прав: исполнения, фонограммы, вещание организаций │ 

└─►│ эфирного или кабельного вещания, "нетворческие" базы данных, права │

 │ публикаторов  произведений │ 

 

Патентное право  регулирует отношения, возникающие  в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и  промышленных образцов, т.е. результатов  технического (в широком смысле этого слова) творчества, признанных в установленном порядке соответствующими определенным законодательством критериям.

 │ Патентное право

├─►│ Изобретения │ 

 ├─►│ Полезные  модели │ 

└─►│Промышленные образцы│

 

 Законодательство  о средствах индивидуализации  создает возможность индивидуализации организаций, участвующих в хозяйственном обороте, использования словесных, изобразительных и иных обозначений в качестве товарных знаков, выделяющих товары определенных производителей, а также знаков обслуживания, используемых при оказании услуг, и наименований мест происхождения товаров, гарантирующих, что данный товар произведен в указанной местности. 

│ Средства индивидуализации │ 

  ├─►│ Фирменные  наименования │ 

├─►│ Товарные знаки  и знаки обслуживания │ 

├─►│Наименования мест происхождения товаров│

└─►│ Коммерческие обозначения  │ 

 

Объекты патентного права  и средства индивидуализации в ряде международных актов совместно  условно именуются "объектами  промышленной собственности", чем  подчеркивается их основная задача - способствовать развитию производства и торговли в современном мире. К "нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности" условно относятся все иные объекты, не вошедшие в указанные выше три группы, но имеющие с ними определенные черты сходства используемых при предоставлении охраны законодательных конструкций.

 Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности 
1. Селекционные достижения  
2.Топологии интегральных микросхем 
3.Секреты производства (ноу-хау)

К последней группе объектов интеллектуальной собственности традиционно относились ранее также такие объекты, как открытия и рационализаторские предложения, которые, однако, не нашли законодательного признания при принятии части четвертой ГК РФ. Как видно из приведенных выше перечней, объекты интеллектуальной собственности, входящие в различные группы, имеют, как правило, мало общего между собой, однако определенной степенью формального сходства отличается правовое регулирование связанных с их созданием и использованием правоотношений, что и обусловило возможность объединения такого регулирования в рамках общего правового института. Так, на все указанные объекты закрепляются особые "интеллектуальные права" (ст. 1226 ГК РФ), включающие исключительное право, позволяющее разрешать или запрещать их использование. Такие права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен объект интеллектуальной собственности, а передача такого носителя, за исключением специально предусмотренных законодательством случаев, не означает перехода прав на выраженный в нем объект интеллектуальной собственности (ст. 1227 ГК РФ). Основной задачей авторского права и смежных прав обычно признается стимулирование деятельности по созданию и использованию произведений, а задачей смежных прав - обеспечение использования объектов, как правило, тесно связанных с использованием произведений (исполнений, фонограмм, вещания вещательных организаций и др.). Аналогичная по своей сути задача в отношении "технических" новшеств ставится перед патентным правом. Предполагается, что лица, выходящие на рынок с художественными, техническими или иными новинками, несут дополнительные затраты на обеспечение их создания и первоначального продвижения. Для того чтобы стимулировать инвестиции в технические и художественные новации, необходимо было закрепление особого правового механизма - исключительных прав, гарантирующих в течение определенного срока монопольное положение их обладателей и позволяющих им разрешать или запрещать использование произведений или изобретений. Для иллюстрации различий между авторским правом и патентным правом зачастую используют следующий условный подход. Основной ценностью произведений, как правило, является форма их выражения, которую и призвано охранять авторское право. Множество авторов независимо друг от друга могут отразить одни и те же сюжеты, идеи, факты в различной форме, при этом каждое из независимо созданных ими произведений автоматически в силу его создания получит авторско-правовую охрану. Точно так же множество изобретателей могут независимо друг от друга найти одно и то же решение технической задачи, однако наиболее ценным при этом будет не форма выражения такого решения, а само его содержание. Охрана патентным правом будет при этом предоставлена только тому решению, которое будет первым зарегистрировано в качестве изобретения, для чего оно должно соответствовать законодательно установленным критериям (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), пройти экспертизу, получить охрану в результате признания со стороны государства путем выдачи патента. Любое лицо сможет свободно описывать найденное техническое решение, причем такие описания могут создаваться независимо друг от друга и охраняться авторскими правами как произведения, однако использовать зарегистрированное изобретение будет возможно только с разрешения патентообладателя. Следует отметить, что подход, основанный на рассмотрении авторского права как правового механизма, обеспечивающего охрану "формы", и патентного права в качестве обеспечивающего охрану "содержания", является условным и имеет только иллюстративное значение. На практике современное авторское право нередко оказывается тесно связано с иными правовыми институтами интеллектуальной собственности. Так, для использования произведений, их частей или персонажей из них в качестве товарных знаков необходимо получение согласия от авторов таких произведений или их правопреемников, сложные вопросы могут возникать при рассмотрении вопросов соотношения охраны произведений декоративно-прикладного искусства и промышленных образцов. Авторское право и смежные права образуют сложную систему правовых норм, устанавливающих определенные виды прав, исключения из них, исключения из исключений, а также дополнительные права в отношении отдельных видов объектов или определенных способов их использования. Изучение данной системы возможно только путем последовательного рассмотрения норм действующего законодательства и международных договоров.


Информация о работе Возникновение авторских прав. Презумпция авторства