Возникновение и прекращение юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: В этой работе я попытаюсь изложить современную систему юридических лиц, показать основные преимущества и недостатки той или иной формы и рассмотреть некоторые проблемные вопросы, имеющие наибольшее значение для практики.
Задачи работы: рассмотреть общие положения юридического лиц, изучить понятие, виды и дать характеристику юридическому лицу, рассмотреть правоспособность и ответственность юридического лица, изучить способы образования и прекращение юридического лица.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в результате действия юридического лица.
Предметом являются юридические лица в гражданском праве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
1.Общие положения юридических лиц…………………………………….2
1.1.Понятие и характеристика юридических лиц………………………….2
1.2.Виды юридических лиц………………………………………………….5
2.Возникновение и прекращение юридических лиц………………………
2.1.Способы образования юридических лиц………………………………16
2.2.Способы прекращения юридических лиц………………………………17
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

3) организации, в отношении имущества  которых учредители сохраняют право хозяйственного ведения (дочерние предприятия),

4) организации, в отношении имущества  которых учредители сохраняют  право собственности (государственные  и муниципальные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия, учреждения).

В зависимости от способов создания и целей деятельности правовая наука также подразделяет юридические лица на публичные и частные. К юридическим лицам публичного права принято относить те организации, которые создаются помимо воли частных лиц, путем издания правовых актов

 

органами государственной власти и управления. Прежде всего это казна РФ (в лице Министерства финансов РФ), а также государственные (муниципальные) предприятия и учреждения, которые обычно создаются в соответствии с указами Президента, постановлениями Правительства, распоряжениями комитетов по управлению государственным имуществом и фондов государственного имущества. Так, в п.1 ст.115 ГК прямо говорится, что федеральное казенное предприятие образуется только по решению Правительства РФ.

Юридические лица частного права обычно образуются путем совершения учредителями гражданско-правовых сделок.

Дочерние предприятия, фонды и учреждения чаще всего создаются путем одностороннего волеизъявления (односторонней сделки) отдельного учредителя - юридического или физического лица. Учредитель принимает решение о создании организации, утверждает ее устав и подает в соответствующий государственный орган заявление с просьбой зарегистрировать ее в установленном порядке. Аналогичная процедура совершается, если создается общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, состоящее только из одного лица, предусмотренное ст. 88 ГК РФ и законодательством многих европейских стран.

Учредители акционерных обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных организаций заключают между собой договор о совместной деятельности, цель которого состоит в осуществлении ими сообща единственной операции - создания и регистрации юридического лица. В договоре учредители определяют правовую форму будущей организации, определяют предмет и цели ее деятельности, устанавливают свои права и обязанности по созданию организации и формированию ее имущественной базы, распределяют между собой расходы, связанные с разработкой учредительных документов и регистрацией юридического лица.

Впрочем, такой порядок соблюдается далеко не всегда. На практике договор учредителей о совместной деятельности по созданию указанных видов организаций может заключаться и в устной форме. Чаще всего весь

 

необходимый подготовительный процесс осуществляет инициативная группа из нескольких человек, а формально решение о создании юридического лица принимается общим собранием учредителей, которое также утверждает устав (заранее подготовленный проект) и выбирает руководящие органы будущего объединения.

И в том, и в другом случае после принятия устава и регистрации созданной организации договор о совместной деятельности утрачивает силу, а все взаимоотношения между учредителями (участниками) определяются в соответствии с уставом.

В основе создания полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, некоммерческих объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) и некоммерческих партнерств лежит учредительный договор, посредством которого также могут создаваться негосударственные учреждения, фонды и автономные некоммерческие организации, если их учредителями являются двое или несколько физических (юридических) лиц. В соответствии с учредительным договором стороны (учредители) обязуются друг перед другом создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в его собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) своего имущества, порядок выхода из его состава и принятия в состав объединения новых участников и другие условия своего участия в деятельности данной организации. Если полученная юридическим лицом прибыль подлежит распределению между учредителями, они устанавливают порядок распределения этой прибыли. Одновременно с этим в договоре определяются условия и порядок распределения между учредителями убытков от деятельности организации (п. 2 ст. 52 ГК РФ). От договора о совместной деятельности учредительный договор отличается тем, что его действие не заканчивается после регистрации юридического лица, а продолжается на протяжении всего времени существования организации. Таким образом, учредительный договор, определяющий внутренние отношения между участниками

 

объединения, действует параллельно с уставом, который в этом случае рассматривается как составная часть договора о создании юридического лица.

Наконец, последний критерий классификации по способу создания состоит в делении юридических лиц на организации (объединения, союзы) и учреждения.

В тех случаях, когда двое или несколько лиц объединяются между собой для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, мы имеем дело с организацией или объединением лиц. Таковы все виды хозяйственных товариществ и обществ (кроме обществ, состоящих из одного лица); кооперативы; основанные на членстве общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц. Отличительным признаком союза является наличие в нем некоего состава участников или членов.

Если объединение образуется посредством учредительного договора, то состав учредителей всегда совпадает с его участниками, поскольку в случае выхода или приема новых членов учредительный договор перезаключается (старый уничтожается и подписывается новый). Получается, что объединение создается как бы заново, в новом составе, хотя это не влечет за собой ни реорганизацию, ни ликвидацию юридического лица.

Если же организация создается посредством договора о совместной деятельности, то состав ее учредителей, как правило, не совпадает с числом будущих участников, которых обычно становится значительно больше (исключением из этого правила является акционерное общество закрытого типа, хотя и в нем с соблюдением требуемых процедур любой акционер может продать часть своих акций третьему лицу). Выход и прием новых членов никак не отражаются в учредительных документах организации, которая фактически только ведет учет наличного числа своих членов (например, реестр акционеров). Соответственно процедура выхода и приема довольно проста (продажа или покупка акций в открытом акционерном

 

 

 обществе, принятие решения  большинством голосов присутствующих  на общем собрании членов в  кооперативе и т.п.).

Если же один или даже несколько учредителей обособляют часть своего имущества и целевым назначением передают его создаваемому субъекту для решения каких-либо задач, не связанных напрямую с личными интересами учредителей, выделивших это имущество, такие юридические лица называются учреждениями. К ним следует отнести государственные и муниципальные предприятия, дочерние предприятия; все виды собственно

учреждений (которые могут быть как государственными, так и частными); не имеющие членства автономные некоммерческие организации и фонды. Особенность названных организаций состоит в том, что все они были кем-то созданы, учреждены, но в них нет ни участников, ни членов. По сути они представляют собой "целевое" или "персонифицированное" имущество, посвященное общеполезной цели. В некоторых случаях даже изменение учредительных документов такой организации бывает весьма затруднительно. Например, если в уставе фонда не предусмотрены возможность и процедура его изменения, то устав может быть изменен только в судебном порядке по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Способы образования юридических лиц

 

    Образование юридического лица представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права. 
Традиционно выделяют четыре способа создания юридических лиц. 
1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления. 
2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности. 
3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива). 
4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Способы прекращения юридических лиц

 

      Ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гласит, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Каковы способы прекращения юридического лица, сведения о которых в соответствии с пп. «и» п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон №129-ФЗ) должны содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц? Первый способ прекращения правоспособности юридического лица осуществляется путем реорганизации. Реорганизация в соответствии с п.1 ст.57 ГК РФ может производиться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. 
При слиянии два (или более) юридических лица прекращают свою деятельность - и возникает одно новое юридическое лицо. В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает деятельность и вливается в состав другого (к которому происходит присоединение). Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а реорганизованные юридические лица считаются прекратившими свою деятельность. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п.4 ст.57 ГК РФ и ст.16 Закона №129-ФЗ). В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более), в результате чего разделяемое юридическое лицо прекращает деятельность - и на его месте возникает две (или более) организации. Выделение - антипод присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридическое лицо, при этом прежнее сохраняет свой статус, но наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное) юридическое лицо. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента

 

государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а реорганизованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация в форме выделения - с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме преобразования происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, при этом преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность (п.4 ст.57 ГК РФ и ст.16 Закона №129-ФЗ). При всех формах реорганизации возникает правопреемство с переходом прав и обязанностей либо к вновь созданным юридическим лицам либо к уже действующей организации. В этом состоит принципиальное отличие реорганизации от ликвидации, при которой в соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению. 
Второй способ прекращения деятельности юридического лица – это ликвидация. Юридическое лицо согласно п.2 ст.61 ГК РФ может быть ликвидировано: 
а) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; 
б) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией

 

(объединением), благотворительным  или иным фондом, деятельности, противоречащей  ее уставным целям, а также  в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано в соответствии со ст.65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). То есть банкротство организации – это вид ликвидации организации. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Ликвидация юридического лица в соответствии с п.8 ст.63 ГК РФ и ст.22 Закона №129-ФЗ считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Следующий способ прекращения деятельности юридического лица – это исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В соответствии со ст. 21.1 Закона №129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра по решению регистрирующего органа. При наличии этих двух признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении такого юридического лица из ЕГРЮЛ. Это решение размещается в печатных органах, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. С указанного момента в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующее лицо,

 

кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица, могут направить в регистрирующий орган заявление, препятствующее исключению этой организации из государственного реестра. Только в случае, если в течение трех месяцев со дня публикации решения о предстоящем исключении, заявления, препятствующие исключению такого юридического лица, от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступают, регистрирующим органом вносится запись в ЕГРЮЛ об исключении этой организации из Единого государственного реестра юридических лиц. Еще одним способом прекращения деятельности юридического лица является продажа или внесение имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества или передача имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса

Информация о работе Возникновение и прекращение юридических лиц