Взаимосвязь права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи права и политики,их взаимовлияния.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие права
2. раскрыть понятие политики
3. выявить общие свойства права и политики
4. определить отличительные свойства права и политики
5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности
6. изучить роль политики в формировании и реализации права

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права и политики…………………………………………...5
1.1 Понятие права………………………………………………………....5
1.2 Понятие политики…………………………………………………….18
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики……………...24
2.1 Общие свойства права и политики…………………………………..24
2.2. Отличительные свойства права и политики……………………… .27
Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33
3.1 Роль права в осуществлении политической деятельности………....33
3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ярослав.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие права  и политики…………………………………………...5

1.1 Понятие права………………………………………………………....5

1.2 Понятие политики…………………………………………………….18

Глава 2. Общие и отличительные  свойства права и политики……………...24

2.1 Общие свойства права  и политики…………………………………..24

2.2. Отличительные свойства  права и политики………………………  .27

Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33

3.1  Роль права в осуществлении политической деятельности………....33

3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37

Заключение……………………………………………………………………...42

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Право и политика в  современных условиях приобретают  планетарное зна-чение, так как  выступают двигателем прогресса, источником развития, являются средством решения международных и межнациональных проблем, достижения социального мира и согласия,  средством снятия напряженности в обществе. Необходимым условием реализации этих принципов является оптимальное сочетание правового и политического факторов в государстве. Исследование механизма взаимодействия права и политики актуально не только в теоретиче-ском, но и в практическом плане. Практическое решение данной задачи невоз-можно без глубокого и всестороннего научного обоснования механизма взаи-модействия права и политики. 

Разработка комплекса  вопросов, связанных с социально-политическим ме-ханизмом действия права, его политической ролью и эффективностью, состав-ляет актуальное направление в науке. В научных целях данная проблема была разделена на повседневное взаимодействие и взаимовлияние права и политики и на теоретическое. Если на тему повседневного взаимовлияния политики и государства на право и правовую систему написано немало научных и публи-цистических работ, то теоретико-методологическая проработка их взаимодей-ствия изучена недостаточно.

Проблема взаимодействия права и политики является актуальной темой и  современной научной  и учебной литературы. Однако она  выступает фоном для рассмотрения либо вопросов правовой регуляции социальных отношений, либо для рассмотрения политического процесса. Механизмы и процедуры взаимо-действия этих существенных регулятивных сфер социальной жизни в совре-менной литературе пока недостаточно исследованы.

Нормативной основой  для курсовой работы послужила Декларация прав человека и гражданина 1789 года. В качестве теоретической основы я исполь-зовала учебную литературу по теории государства и права следующих авторов: М.И. Абдулаев, С.А. Комаров, В.Л. Кулапов, А.В. Малько, В.В. Лазарев, С.В. Липень, Н.И. Летушева, М.В. Летушева, А.В. Попова, О.Ф. Скакун, В.М. Ко-рельского, В.Д. Перевалова, А.Ф. Черданцев, а также научную статью Н.А. Ан-тановича.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о  взаимо-связи права и политики,их взаимовлияния.

Для достижения указанной  цели поставлены следующие задачи:

1. раскрыть понятие права

2. раскрыть понятие политики

3. выявить общие свойства права и политики

4. определить отличительные свойства права и политики

5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности

6. изучить роль политики в формировании и реализации права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие права  и политики

1.1. Понятие права

 

 

Право одно из самых сложных  общественных явлений. Поиск правопони-мания  ведется многие века, так как в правопонимании отражается представления людей об обществе, о его критериях, ценностях. Право в практической жизни людей — это явление, относящееся к обыденным делам, конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в за-конах, правительственных постановлениях, судебных решениях и связано глав-ным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов и других юри-дических работников. Право настолько сложный и уникальный феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к праву не только не исчезает, а возрастает, поэтому все то, что называется правом, изуча-ется с глубокой древности и до настоящего времени, прежде всего, в практиче-ских целях.

Существует множество  точек зрения на такое многогранное понятие как "право". Основные и наиболее разработанные взгляды получили название "под-ходов" и были закреплены в научной литературе:

1. Нормативный подход.

Нормативистская концепция  права получила распространение  в первой трети XX века. Ее автором считается X. Кельзен.

По его мнению, право  представляет собой стройную иерархическую  пира-миду во главе с «основной  нормой». Каждая низшая норма черпает  свою закон-ность в норме более  значительной юридической силы. В  основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации.

Х. Кельзен видел право  в виде «лестницы норм», на вершине  которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и  представлять собой «чистую науку».

Право "живет" только в кодифицированных юридических  нормах, то есть не может быть права  вне норм (например, естественного). Его необходимо изу-чать и воспринимать «в чистом виде»,  вне всякой связи  с религией, философией и моралью.

Право, по мнению сторонников нормативного подхода, – это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

2.Классово-волевой (марксистский) подход.

Эта теория зародилась во второй половине XIX – начале XX вв. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX века. Ее основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

В соответствии с этой теорией право есть выражение  и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет со-бой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства.

Сторонники данной теории  подчеркивают экономическую обусловлен-ность права, оно  отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников.

3. Социологический подход.

Социологический подход сформировался во второй половине XIX века, в рамках школы «свободного права». Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Р. Паунд.

Идеологи данного правового  мышления призвали к открытому и  свобод-ному судейскому правотворчеству. Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право.[7] Гораздо важ-нее то право, которое складывается в жизни. «Живое право» есть система пра-воотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдви-гается фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует напол-нить, и это делают судьи и администраторы. Право следует искать не в нормах, а в самой жизни.

Социологический подход к праву очень хорош для  исследователя и для за-конодателя. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии. Социально реализованное бытие писаных норм – источник их постоянного совершенствования. Жизнь права – источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отноше-ний. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации, и критерий справедли-вости, ценности, эффективности правовых норм.

Для правоприменителей  рассматриваемый подход к праву менее предпо-чтителен, поскольку он, скорее, дестабилизирует правовой порядок, а не укреп-ляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов пра-вового общения. На это существуют следующие причины:

– отсутствие прочной  юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

– решение юридических  дел в пользу экономически и политически  сильно-го, в ущерб слабым, малообеспеченным;

– опасность некомпетентного  решения и откровенного произвола  со сто-роны должностных лиц.

Право (социологический  подход) - это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь "открывает".

4. Психологический подход.

Логически завершенную  форму психологическая теория права  получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, А. Росса и др.

По данной концепции  психика человека - это фактор, который  определяет развитие общества. Понятие  и сущность права определяются не через деятель-ность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

Психологическая теория подразделяет право на позитивное и  интуитивное. Позитивное — это право  установленное государством, совокупность норм пра-ва. Интуитивное или неофициальное  право — результат  внутреннего, интуи-тивного самоопределения индивида, чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического об-щения людей. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права. В разладе между позитивным и интуи-тивным правом заключается главная причина социальных потрясений.

Право в психологическом  подходе выступает как одно из явлений психи-ческой жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обя-зательно-притязательное) переживание людей.

5. Философский подход.

Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и  Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, зало-женные самой природой человека. Логически завершенную форму и распро-странение эта концепция получила в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева.

Основной постулат данного направления – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и дей-ствующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентиру-ется на поиск лучшего решения – справедливого и разумного. [4] Теология при-зывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.

Суть философской теории права состоит в том, что кроме  позитивного права, которое создается  государством, существует общее для  всех людей есте-ственное право, стоящее  над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществлять-ся, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.

Представители философского подхода считают, что право – это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли госу-дарства.

6.  Интегративный подход.

Он подразумевает объединение  всех выше упомянутых подходов. Но надо отметить, что нельзя вот так просто взять и объединить качества всех подходов, в системе они обретают совершенно иное значение и сумму.

Каждый подход к пониманию  права односторонне, несовершенно раскры-вает его сущность. Но вряд ли мыслимо  вполне совершенное право. В действи-тельности  оно всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требую-щее разных измерений и неодинаковой трансформации в зависимости от усло-вий, места и времени. Поэтому необходимы различные подходы к пониманию права, так как таким образом разрешаются многие практические вопросы: ос-нования права, источников права, пределов правового воздействия, эффектив-ности права, разрешения противоречий права и др.

Разные подходы к  праву обнаруживают также много  ценного и приемле-мого в каждом из них. И в этой связи возникает  стремление объединить в еди-ное понятие все признаки, лучше всего отвечающие интересам правопримени-тельной практики. Следуя интегративному подходу, не стоит настаивать на том, что тот или иной признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет.

Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права  –  исходное начало опреде-ленности и порядка в общественных отношениях.

Таким образом, право  – это совокупность признаваемых в данном обще-стве и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедли-вости, регулирующих борьбу и согласование свободных  воль в их взаимоотно-шении друг с другом.

Анализ сложившихся  в различное время многочисленных теорий, подхо-дов, представлений о  праве позволяет выделить следующие  его характеристики:

– право – это система  норм, характеризующаяся иерархичностью, взаимо-действием, согласованностью и  непротиворечивостью;

– право исходит от государства, т.е. принимается, санкционируется, при-знается им;

– право охраняется государством – нарушение норм права влечет государ-ственное принуждение;

– обязательность права  состоит в том, что нормы права  распространяют свое действие на все субъекты, находящиеся в сфере данной нормы, а также в том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме;

– право выступает  регулятором всех общественных отношений. [6]

Информация о работе Взаимосвязь права и политики