Источники гражданского процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является – исследование источников гражданского процессуального права в их совокупности и определение места конкретных источников гражданского процессуального права в их иерархии.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
- определить понятие и исследовать систему источников гражданского процессуального права;
- проанализировать нормативно-правовые акты, являющиеся источниками гражданского процессуального права;
- исследовать нормы международного права, которые относятся к источникам гражданского процессуального права;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие источников гражданского процессуального права………...…..4
Законодательство о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции………………………………………………………………………..6
Судебная практика и законодательство о гражданском судопроизводстве………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….25
Задача……………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………....28

Файлы: 1 файл

граж.процесс.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

Процессуальные нормы содержатся и в двусторонних договорах о  правовой помощи с участием России .

Под правовой помощью понимается выполнение процессуальных действий, в том числе передача доказательств, опрос сторон, допрос свидетелей, экспертов и других лиц, признание и приведение в исполнение судебных решений по гражданским делам и т.д. Следует отметить, что в договорах с различными государствами существуют некоторые особенности совершения процессуальных действий. Например, российские суды направляют судебные поручения в компетентные органы Австрии, Алжира, Бельгии, ФРГ, Франции и некоторых других стран не позднее чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, а Албании, Болгарии, Испании, Кореи и других — не позднее, чем за четыре месяца.

В соответствии с международными соглашениями основанием для отказа в исполнении решений могут являться: нарушение  права стороны на защиту в ходе судебного процесса; вынесение решения  некомпетентным судом; истечение трехлетнего  срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению; невступление в законную силу решения по законодательству государства, на территории которого оно вынесено; наличие вступившего в законную силу решения российского суда, которое вынесено по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; наличие в производстве российского суда дела между сторонами, по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде.

При применении норм международных  договоров необходимо учитывать, что  в силу п. 3 ст. 5 ФЗ «О международных  договорах Российской Федерации» положения  официально опубликованных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений данного международного договора (п. 5 Постановления Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.).

Федеральные конституционные  законы. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ Федеральным конституционным законом, определяющим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, является ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В этой связи следует сделать вывод о том, что в законодательство, определяющее порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции, входит также и ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.

Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. и ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Гражданский процессуальный кодекс РФ.

ГПК РФ 2002 г., сохранив все оправдавшие  себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование  порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие процессуальные нормы. ГПК РФ состоит из 7 разделов 4 подразделов, 47 глав и 446 статей.

В Кодексе существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. По общему правилу предусмотрено единоличное рассмотрение дел в суде первой инстанции и только в случаях, предусмотренных федеральным законом, — коллегиальное в составе трех профессиональных судей.

В целях устранения «смешения» подведомственности дел судам общей юрисдикции и  арбитражным судам четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции (гл. 3 ГПК РФ). При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

По сравнению с предшествующим законодательством заметно изменена роль прокуратуры в гражданском  процессе. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. Прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу лишь в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 45) и другими федеральными законами.

В ГПК РФ определен круг лиц, которые  вправе отказаться от дачи свидетельских  показаний, а также изменен и  расширен перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей (ст. 69) Новеллой является и законодательное закрепление проведения комплексной и комиссионной экспертизы при рассмотрении гражданских дел (ст. 82, 83). Определено правовое положение специалистов, ранее они не назывались в числе участников процесса и рассматривались либо как свидетели, либо как эксперты, хотя по целям участия в процессе и характеру решаемых ими задач они не являлись ни теми, ни другими (ст. 188).

Закон дополнен положениями, определяющими  основания возвращения судам  поданных исковых заявлений (ст. 135), кассационных жалоб, представлений прокурора (ст. 342).

Кодекс устанавливает новые  сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 154).

Глава 14 ГПК РФ, регламентирующая стадию подготовки дела к судебному разбирательству, содержит новое положение о проведении предварительного судебного заседания (ст. 152).

Приказное производство выделено в  самостоятельный вид судопроизводства (гл. 11). Значительно расширен перечень дел, рассматриваемых судами общей  юрисдикции в порядке особого  производства.

Внесены изменения в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 361). Ряд существенных нововведений касается и производства в суде надзорной инстанции (гл. 41).

В ГПК РФ введен новый раздел о  производстве по делам об оспаривании  решений третейских судов и о  выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (разд. VI), а также содержится еще ряд новелл.3

Иные федеральные законы. Существует значительное число федеральных законов, которые могут быть отнесены к источникам процессуального права. Например, ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г., ФЗ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г., определяющие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также законы материально-правового характера, содержащие процессуальные нормы, которые регулируют отношения, связанные с подведомственностью дел судам общей юрисдикции, распределению обязанностей по доказыванию, допустимостью доказательств и т.д. Это, например, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей» и др. Однако положения всех федеральных законов могут применяться в гражданском судопроизводстве только в части, не противоречащей ГПК РФ.

Законодательство о порядке  гражданского судопроизводства у мирового судьи. Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей  юрисдикции субъектов РФ и входят в судебную систему РФ.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и по док создания должностей мировых судей устанавливается  ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», ГПК РФ, другими федеральными законами, а также ФЗ «О мировых  судьях в Российской Федерации». Порядок  назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается  также законами субъектов Российской Федерации.

ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. определяет требования, предъявляемые к мировому судье, порядок назначения (избрания) на должность, срок полномочий и компетенцию мирового судьи прекращение и приостановление его полномочий и др.

Общее число мировых судей и  количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом  по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ (ст. 4 ФЗ). Таким законом является ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г.

Судебные участки и должности  мировых судей создаются и  упраздняются законами субъектов РФ. Законами субъектов РФ также регламентируются отношения в сфере организационно правового, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности мировых  судей. В качестве примера можно  назвать Закон г. Москвы «О мировых  судьях в городе Москве» от 31 мая 2000 г. Закон г. Москвы «О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве» от 15 октября 2003 г. Принципиально важным является то, что порядок осуществления правосудия мировыми судьями по гражданским делам устанавливается только федеральными законами. К их числу в первую очередь относится ГПК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Постановления Конституционного Суда РФ. В науке вопрос о юридической  природе постановлений Конституционного Суда РФ является дискуссионным. Эти  постановления не являются законами, но их правовой статус по отношению  к действующему законодательству дает основание рассматривать такие акты применительно к проблеме источников гражданского процессуального права.4

В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ и ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Конституционный Суд РФ входит в судебную систему России. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Основная функция Конституционного Суда РФ — конституционный контроль за соответствием нормативных актов Конституции РФ путем разрешения дел в порядке конституционного судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обязательны на территории России для всех судебных органов.

Конституционный Суд РФ не создает  новых норм права, однако в компетенцию  этого судебного органа входит «изъятие»  того или иного нормативного акта или его отдельных положений, в том числе процессуальных из области правоприменения. В случае, если акт признан не соответствующим Конституции РФ, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, в котором должно содержаться положение об отмене нормы, не соответствующей Конституции РФ. Что важно, неконституционное нормативное предписание прекращает действие именно с момента принятия об этом постановления Конституционным Судом РФ, а не с момента его отмены компетентным государственным органом или должностным лицом.

Приведенные обстоятельства, надо полагать, свидетельствуют об особом правовом статусе постановлений Конституционного Суда РФ, что позволяет рассматривать  их в качестве специфических источников гражданского процессуального права.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная практика и законодательство о гражданском судопроизводстве

 

Прежде чем говорить о соотношении  судебной практики c процессуальным законодательством, необходимо ответить на вопрос — что понимать под судебной практикой?

В юридической литературе обычно выделяются три вида судебной практики:

    • практика, представляющая собой опыт применения законодательства судами первого и второго звена, выраженный в их решениях по конкретным делам, решениях мировых судей;
    • решения высших судебных органов по конкретным делам, связанных с толкованием и применением права, когда в правоприменительной практике отсутствует однозначное понимание (толкование) правовых норм;
    • практика применения законодательства, содержащаяся в особых актах центральных судебных органов, в которых данная практика обобщенно формулируется в виде предписаний нижестоящим судам.

Полемика по поводу юридического статуса  судебной практики, признания или  непризнания ее источником права  относится к решениям и постановлениям высших судебных инстанций, связанных с толкованием и применением права.

Практику решений высших судебных органов по конкретным делам, некоторые  авторы именуют прецедентной.

Судебный прецедент, как уже  отмечалось, явление, нехарактерное для отечественной правовой системы в ее историческом развитии и современном состоянии. Например, один из первых русских ученых-процессуалистов проф. К. Малышев в «Курсе гражданского судопроизводства» (1874), говоря о нормах гражданского судопроизводства, писал, что «совершенно особого рода значение имеют судебные решения. Для того дела, по коему они состоялись, окончательные судебные решения имеют силу закона, но в отношении других дел, хотя бы и подобных, они не могут быть признаваемы законом общими, для всех обязательными. Это правило вытекает из самой сущности решения, которое имеет целью установление спорных гражданских отношений только между тяжущимися сторонами и на основании особенных по каждому делу обстоятельств; в другом деле, хотя бы и подобном, могут быть иные обстоятельства, иные оттенки отношений, иные субъекты и т.д. Следовательно, от одного частного случая нельзя прямо заключать к другому. Однако судебные решения составляют весьма важный материал для индуктивного применения, развития и построения права. Кроме этого общего значения судебных решений, они имеют еще особенный, больший или меньший авторитет вследствие иерархической подчиненности судов».

Информация о работе Источники гражданского процесса