Нотариат в сфере наследственных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Нотариат - это один из основных элементов современной правоохранительной системы государства, призванный, в первую очередь, обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путем правильного, единообразного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на защиту гражданских прав и юридических обязанностей, предупреждение возможного нарушения этих прав в будущем.

Содержание работы

Введение 3
1 Общие положения о нотариате в Российской Федерации 7
1.1 Правовой статус нотариуса в РФ 20
2 Особенности деятельности нотариуса в сфере наследственных правоотношений 27
2.1 Деятельность нотариуса при наследовании по завещанию 29
2.2 Деятельность нотариуса при наследовании по закону 31
2.3 Порядок, сроки выдачи свидетельства 33
3 Меры по охране наследственного имущества 37
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 47

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx измен2.docx

— 79.53 Кб (Скачать файл)

 Положения Основ о  нотариате неоднократно становились  предметом рассмотрения Конституционного  суда РФ по жалобам граждан,  запросам полномочных органов  на проверку соответствия норм  Основ положениям и принципам  Конституции Российской Федерации.

 Без преувеличения  знаковым решением Конституционного  суда РФ стало Постановление  Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о  проверке конституционности отдельных  положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ  законодательства Российской Федерации  о нотариате».     

  Также можно выделить:

- Определение Конституционного  Суда РФ от 12 июля 2005 г. №320-О  «Об отказе в принятии к  рассмотрению жалобы гражданина  Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;                             - Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2003 г. №190-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кадария Тамары Константиновны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

- Определение Конституционного  Суда РФ от 6 июля 2001 г. №150-О  «Об отказе в принятии к  рассмотрению запроса Октябрьского  районного суда города Ижевска  о проверке конституционности  пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства  Российской Федерации о нотариате»;

- Определение Конституционного  Суда РФ от 8 июля 1999 г. №114-О  «Об отказе в принятии к  рассмотрению жалобы гражданки  Плюсниной Татьяны Андреевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 12 и 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

- Определение Конституционного  Суда РФ от 4 марта 1999 г. №36-О  «По запросу Калининского федерального  районного суда города Санкт-Петербурга  о проверке конституционности  части четвертой статьи 22 Основ  законодательства Российской Федерации  о нотариате»;

- Определение Конституционного  Суда РФ от 4 июня 1998 г. №69-О  «Об отказе в принятии к  рассмотрению запроса Хорошевского  межмуниципального суда города  Москвы о проверке конституционности отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

  Как мы уже подчеркивали, согласно ст.72 Конституции РФ  в сфере совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находится  законодательство о нотариате.  Ряд субъектов Российской Федерации,  делали попытки реализовать свое  право в регулировании вопросов, связанных с нотариальными действиями, путем принятия закона субъекта  о наделении органов местного  самоуправления отдельными государственными  полномочиями по совершению нотариальных  действий. Однако в соответствии  со сложившейся судебной практикой  законы субъектов Российской  Федерации (Воронежская область,  Алтайский край, Владимирская область,  Республика Коми и другие), регулирующие  данные правоотношения, признаются  недействующими и нотариусы отказывают гражданам в приеме документов, оформленных должностными лицами органов местного самоуправления. В определении Верховного Суда РФ от 18.08.2003 года прямо указывается, что «только федеральный закон вправе предоставить должностным лицам местного самоуправления право совершать нотариальные действия, и закон субъекта Российской Федерации не вправе урегулировать этот вопрос»16.

  Приведенный пример, является далеко не единственным. Так, к примеру, некоторые предусмотренные Основами полномочия субъектов Российской Федерации подлежат исключению (проект федерального закона №223596-4 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (об осуществлении правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата исполнительными органами государственной власти) (внесен Правительством РФ) абзац второй пункта 18, пункты 20, 22, 23, 24, 25 статьи 1 проекта), поскольку они согласно действующему законодательству Российской Федерации не могут реализовываться ими. В частности, вопрос об установлении случаев, когда нотариальная форма сделок является обязательной, относится к предмету регулирования гражданского законодательства (статья 163 Гражданского кодекса РФ), которое в соответствии со статьей 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации (статья 53 Основ, пункт 23 статьи 1 проекта).

  В заключение данного  параграфа необходимо несколько  слов сказать и о внутренних  правилах поведения нотариусов  при исполнении их деятельности  – о т.н. этическом и профессиональном  кодексе нотариуса. Внутренняя  отраслевая документура обычно устанавливают нормы поведения представителей той или иной профессии при исполнении своих обязанностей в целях повышения стандартов профессиональной деятельности и приведения их в соответствие с международными требованиями.

Соблюдение нотариусами  определенного свода этических  правил является условием жизненности  и выживания профессии. Для нотариуса  соблюдение этических правил и ограничений  является обязательным в силу их статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых вопросов.

Суть этики нотариуса  содержится в присяге нотариуса. Статьей 14 Основ устанавливается, что  нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом  и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться  принципами гуманности и уважения к  человеку». (Законодательством республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса).

 Профессиональный кодекс  нотариусов Российской Федерации  формулирует профессиональные и  морально-этические стандарты нотариальной  деятельности и личного поведения  нотариуса, характеристику нарушений  профессиональной дисциплины и  этики, принципы и виды ответственности,  порядок наложения и снятия  взысканий, а также меры поощрения  нотариуса17.

 Кодекс содержит принципы  профессиональной деятельности  нотариуса, знать и соблюдать  которые должен каждый представитель  профессии. Это - принципы и  заповеди Международного Союза  Латинского Нотариата, выработанные  в течение столетий существования  нотариата и доказавшие свою  правовую безупречность:

- уважай свое министерство, органы государственной власти  и органы профессионального сообщества;

- совершай нотариальное  действие, если ты уверен, что  действуешь в рамках закона, разрешай  сомнения до совершения действия; воздерживайся от действия даже  при малейшем сомнении в его  законности и правильности;

- воздавай должное Правде;

- действуй осмотрительно;

- изучай материалы с  пристрастием и повышенной тщательностью;

- советуйся с Честью;

- руководствуйся Справедливостью;

- ограничивайся Законом;

- работай с Достоинством;

- помни, что твоя миссия  состоит в том, чтобы не допускать  гражданско-правовых споров.

Таким образом, нотариат представляет собой необходимую составную  часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и  базирующегося на принципах правового  государства и признания гражданского общества. В таком государстве  функции, выполняемые нотариусом, объективно необходимы и востребованы, так как  обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина являются задачей не только государственных, но и всех институтов гражданского общества.

 

   1.1 Правовой статус нотариуса в РФ

      Нотариус – лицо, выполняющее в соответствии с законодательством нотариальные действия, осуществляет свои полномочия в рамках государственных нотариальных контор, либо как частнопрактикующий нотариус18.

Государственные нотариальные конторы в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах  открываются и упраздняются Федеральной  регистрационной службой Российской Федерации или по ее поручению  соответствующими органами в субъектах  Российской Федерации.

 Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

  На должность нотариуса  в Российской Федерации назначается  в порядке, установленном Основами  законодательства о нотариате,  гражданин Российской Федерации,  имеющий высшее юридическое образование,  прошедший стажировку сроком  не мене одного года в государственной  нотариальной конторе или у  нотариуса, занимающегося частной  практикой, сдавший квалификационный  экзамен, имеющий лицензию на  право нотариальной деятельности.

  Срок стажировки для  лиц, имеющих стаж работы по  юридической специальности не  менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа Федеральной регистрационной службы и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Федеральной регистрационной службой в порядке, установленным Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

 Лицензия на право  нотариальной деятельности выдается  уполномоченными на то органами  Федеральной регистрационной службе  республик в составе Российской  Федерации, автономной области,  автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга  в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии19.

  Порядок выдачи лицензии  устанавливается Министерством  юстиции Российской Федерации.  Отказ в выдаче лицензии может  быть обжалован в суд в течение  месяца со дня получения решения  органа юстиции.

 Квалификационная комиссия  принимает экзамен у лиц, прошедших  стажировку и желающих заниматься  нотариальной деятельностью.

Информация о работе Нотариат в сфере наследственных правоотношений