Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Подавляющее большинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в дальнейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов1.
Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны.

Содержание работы

Введение ……………………….……………………………………………….3
1. Понятие и виды подведомственности ……………………………………..4
2. Родовая подсудность …………………………………………………..……9
3. Территориальная подсудность, ее виды ………………………………….16
4. Соглашения о подсудности и правовые последствия несоблюдения правил о подсудности дела …………………………………………………..21
Задача ………………………………………………………………………….23
Заключение ……………………………………………………………………24
Список используемой литературы …………………………………..………26

Файлы: 1 файл

7-З - ГПП.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 


 

 

Гражданский процесс

от «Д» до «Ж» (включительно) – по третьему варианту;

Вариант № 3 для 7-З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.

Подведомственность и подсудность гражданских дел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

Введение ……………………….……………………………………………….3

1. Понятие и виды подведомственности ……………………………………..4

2. Родовая подсудность …………………………………………………..……9

3. Территориальная подсудность, ее виды ………………………………….16

4. Соглашения о подсудности и правовые последствия несоблюдения правил о подсудности дела …………………………………………………..21

Задача ………………………………………………………………………….23

Заключение ……………………………………………………………………24

Список используемой литературы …………………………………..………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Подавляющее большинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в дальнейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов1.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления, а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено.

Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, - вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела.

Институт подсудности - разграничению компетенции между судами внутри самостоятельной ветви судебной системы.

Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции. Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Дифференциация компетенции судов общей юрисдикции зависит от рода дел, подлежащих разрешению, и от территории, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда. Соответственно различают два вида подсудности: родовую (предметную) подсудность и территориальную (пространственную, местную) подсудность.

1. Понятие и виды подведомственности

Сам термин «подведомственность» происходит от глагола «ведать». Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

Можно выделить несколько смысловых оттенков термина «подведомственность»2: 1) межотраслевой правовой институт; 2) механизм распределения компетенции государственных органов; 3) основное условие обращения за разрешением дела в конкретный орган. При предъявлении искового заявления в суд необходимо учитывать не только подведомственность дела суду, но также и соблюдать правила о подсудности. В отличие от подведомственности подсудность определяет возможность рассмотрения спора в конкретном суде.

Правом на разрешение юридических дел обладают различные органы. Прежде всего, законом закрепляется преимущественная судебная подведомственность юридических дел. Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»3 правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд Российской  Федерации;

2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной  области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные  суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд Российской  Федерации, федеральные арбитражные  суды округов (арбитражные кассационные  суды) арбитражные апелляционные  суды, арбитражные суды субъектов  Российской Федерации, составляющие  систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Основные органы судебной защиты гражданских прав закреплены в ч. 1 ст. 11 ГК РФ4. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Третейский суд обладает определенными особенностями в судебной системе. Он может создаваться для разрешения одного конкретного дела (ad hoc) либо существовать на постоянной основе. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»5 для передачи спора на рассмотрение третейского суда необходимо наличие заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Защита прав граждан в административном порядке, то есть органами исполнительной ветви государственной власти, возможна только в случаях предусмотренных законодательством. Среди видов судебной подведомственности выделяют исключительную, альтернативную, условную и смешанную.

Исключительная судебная подведомственность означает, что данное кок рентное юридическое дело может быть разрешено только судом и ни каким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким либо органом. Подавляющее большинство гражданских, семейных, жилищных, экологических и других дел характеризуются исключительной подведомственностью.

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена. То есть альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Отнесение дела к рассмотрению конкретного органа обычно предусматривается в договоре или ином документе. Стороны могут передать дело на рассмотрение третейскому суду.

Под условной подведомственностью, ее иногда еще называют императивной, понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности. Так трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам.

Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение в вышестоящий, по отношению к принявшему решение, орган, или к должностному лицу. По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный порядок урегулирования споров.

Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности. Так, в соответствии с абз. 1 ст. 4 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»6, гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Данный выбор свойственен также и альтернативной подведомственности, однако в отличие от альтернативной подведомственности, если гражданин все же обратился в административный орган, то для возникновения права на обращение в суд необходимы или отказ вышестоящего в порядке подчиненности органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или отсутствие ответа в течение месяца со дня подачи жалобы.

Таким образом, можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам:

  • Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения, то есть содержание спора. Так ст. 22 ГПК РФ7 закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.
  • Не менее важным является и субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
  • Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина.
  • Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.
  • Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в Конституционные суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.
  • Уровень органа, принявшего акт определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Институт подведомственности объективно необходим в праве. Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды. В ГК РФ не названы военные суды и Конституционный Суд, а они тоже участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций. Кроме того, возможны самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК РФ), а также административный порядок защиты. Судам закон отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке (ст. 11 ГК РФ). При таком юридическом регулировании института защиты субъективных прав без подведомственности обойтись невозможно.

 

2. Родовая подсудность

 

Рассмотрим, как распределены споры между судами, входящими в одну ветвь судебной юрисдикции. Например, в какой суд необходимо обратиться при наличии спора, который подведомственен судам общей юрисдикции.

Верховный суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений,
  • о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции РФ8.

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел