Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Описание работы

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену Прокурорский надзор.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

1.Предмет, система и содержание курса  «Прокурорский надзор».

 

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

Система курса как учебной дисциплины составляют основные изучаемые темы общей и особенной частей.

Содержание  курса можно условно разделить на две части: общую и особенную.

В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, а также рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.

Особенная часть курса последовательно раскрывает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законов в основных направлениях деятельности прокуратуры; изучает разделы, посвященные: прокурорскому надзору за соблюдением и исполнением законов и законностью правовых актов; прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами; прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участию прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; координации прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью.

 

2.Предпосылки возникновения прокуратуры в России и начальный этап её развития (1722-1860 гг.).

 

Создание прократуры Российской империи  было связано с реформами государственного управления, проводились Петром I. Указом от 12.01.1722  г. Была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем – и система надзора за другими центральными и местными учреждениями.

Функции вновь учрежденной  прокуратуры были широки и разнообразны: надзор за наполнением казны, снабжением войск, деятельность правительственных учреждений, судами, а также российскими подданными, В последние годы прокурор не только надзирал за исполнением законов, прокурор выступал в роли министра финансов, внутренних дел, а после образования Министерства юстиции (1802) прокурор стал одновременно министром юстиции.

Таким образом, созданная  Петром I прокурора была, выражаясь сегодняшним языком, прокуратурой смешанного типа, осуществляющая тоталитарный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

 

3.Прокуратура в период 1864-1917 гг.

 

Судебная реформа 1864 г., проведенная  Александром II, существенно изменила основные направления многосторонней деятельности прокуратуры: от всеобщего блюстителя законности к выполнению одной основной функции – обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде.

Прокурорский надзор осуществлялся «при судебных местах: уголовных судебных палат(на одну или  несколько губерний) и окружных судах, соответственно обер-прокрора, прокурорами и их товарищами под общим руководством министра юстиции генерал прокурора.

К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой  судебных следователей, присутствие  при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания о их проведении, за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции.

 

4.История развития органов прокуратуры в советский период (1917-1991 гг.).

 

Советская прокуратура была создана  в 1922. До 1933 года прокуратура не была самостоятельным органом и длительное время находилась в системе органов юстиции, а затем при Верховном суде СССР

После обретения автономного  функционирования начиная с 1933 года прокуратура стала самостоятельным  органом. Были определены ее функции и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора.

Серьезный урон законности, правами граждан был нанесен в период репрессии, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные органы, приоритет которых признавался и использовался в своих интересах высшими органами государственной власти.

В период «Хрущевской  оттепели» были законодательно закреплены и получили развитие идеи о значении законности в советском государстве и о роли органов прокуратуры в ее обеспечении. После принятия Конституции 1977 г. Была утверждена новая редакция Закона «о прокуратуре СССР», в которой нашли развитие некоторые демократические идеи того времени, хотя объем и характер полномочий прокуратуры существенных изменений не претерпели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Концепция развития прокуратуры на современном этапе развития.

 

В 1993-1994 годах. В научно-исследовательском  институте проблем укрепления законности и правопорядка при генеральной  прокуратуре РФ была разработана концепция развития прокуратуры на переходный период, преследовавшая цель сохранения и развития российской прокуратуры как многофункционального органа надзора за исполнением закона. Эта концепция в основном реализована в новой редакции Закона «о прокуратуре РФ» 1995 г.

В основу реформирования российской прокуратуры на современном  этапе положены следующие концептуальные идеи:1.Реформирование прокуратуры  должно происходить в соответствии с задачами и параметрами строительства  в России правового демократического государства. 2.Обеспечение реальной независимости прокурора от местной власти 3.Учет правовых традиций России, ее исторический опыт, должен быть положен в основу реформирования органов прокуратуры. 4.Совершенствование деятельности органов прокуратуры РФ с учетом зарубежного опыта. 5.Ориентация на эволюционное, постепенное преобразование прокурорской системы. 6.Усиление производственной функции прокуратуры. 7.Расширение правовых и организационных возможностей воздействия прокуратуры на законность в сфере экономических отношений и обеспечения экономической безопасности страны. 8.Реформирование «общенадзорной» деятельности прокуратуры. 9.расширение функции координации прокуратурой правоохранительной деятельности. 10.Обеспечение более тесной взаимосвязи и взаимодействия прокуратуры с судебной власти.

 

6.Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти.

 

Прокуратура занимает особое место в государственной системе  РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами.

Конституция РФ содержит положения, касающиеся прокуратуры, в главе  «Судебная власть». Однако прокуратура  является самостоятельной, независимой  структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей, и не принадлежит к судебной ветви власти.

Прокурор предъявляет  и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение

Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

 

7.Нормативное регулирование деятельности органов прокуратуры.

Правовая основа курса состоит из источников правового регулирования организации и деятельности прокуратуры, к числу которых относятся следующие.

Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ: нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры, содержащие прямое указание на прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо когда это вытекает из содержания норм и принципов международного права. Конституция РФ 1993 г. закрепляет требование соблюдения законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями; устанавливает, что в ведении РФ находятся контроль за соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и прокуратура; определяет прокуратуру как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; содержит общие положения о назначении на должность прокуроров всех звеньев; указывает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

ФЗ «О прокуратуре  Российской Федерации» от 17 января 1992 г. определяет понятие, систему и структуру прокуратуры, принципы и направления деятельности, полномочия прокуроров относительно конкретного направления деятельности и др.

Иные законодательные  акты, регламентирующие полномочия и  процессуальное положение прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве, производстве об административных правонарушениях, уголовно-исполнительном производстве, а также при осуществлении иных видов деятельности

Недостаток или отсутствие законодательного урегулирования отдельных  положений, касающихся организации и деятельности прокуратуры, обусловливает возможность до принятия соответствующего закона осуществлять деятельность на основании указов Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора РФ, постановления Конституционного суда РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Система органов прокуратуры РФ.

 

Система прокуратуры  РФ – возглавляемая Генеральным прокурором РФ единая централизованная совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеральной государственности России, построенная на единых принципах, с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления государства.

Система прокуратуры  закреплена в Законе о прокуратуре  и делится на территориальные и специализированные прокуратуры.

Возглавляет систему прокуратуры Генеральная прокуратура РФ, в состав которой входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему органов военной прокуратуры.

К территориальным прокуратурам относятся: прокуратуры субъектов РФ; прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры (межрайонные).

Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных прокуратур и подразделяются на военные (Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, флотов, групп войск, армий, флотилий; прокуратуры соединений, гарнизонов) и иные специализированные прокуратуры (природоохранные; по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО); по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях; иные специализированные прокуратуры)

 

10Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры.

Организация и деятельность специализированных прокуратур обусловлена  объективной необходимостью обеспечения  законности и правопорядка в специфических  сферах деятельности, имеющих значение для общества и государства, в  которых административно-территориальный принцип построения не всегда присутствует.

Специализированные прокуратуры  не должны подменять деятельность территориальных  прокуратур как основного элемента прокурорской системы. Организация  и деятельность специализированных прокуратур обладает особенностями в зависимости от конкретного вида.

Информация о работе Шпаргалка по "Гражданско-процессуальному праву"