Заключительные стадии законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность моей работы заключается в том, что круг общественных отношений, неурегулированных правом, достаточно широк. Данное обстоятельство влечет за собой нерешенность многих социальных, политических, экономических и иных проблем, актуальность которых ни у кого не вызывает сомнения. При этом необходимо вести речь не только о модернизации и корректировке действующего законодательства, но и о разработке новых правовых институтов, отвечающих веяниям времени.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
1 Понятие законодательного процесса………………………………………
6
2 Порядок рассмотрение законопроекта в Парламенте……………………
10
2.1 Порядок рассмотрения и принятия законопроекта в Палате представителей………………………………………………………………...

10
2.2 Стадия рассмотрения и одобрения в Совете Республики……….
14
3 Заключительные стадии законодательного процесса…………………….
20
3.1 Стадия подписание закона Президентом………………………...
20
3.2 Стадия опубликование Закона и вступление его в силу………….
25
Заключение……………………………………………………………………
29
Литература…………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 59.18 Кб (Скачать файл)

В случае принятия такого решения рассмотрение данного законопроекта возможно лишь после его повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый законопроект [11, ст.137].

Если решение об отклонении законопроекта не было принято либо, если предложение об отклонении законопроекта не вносилось, законопроект направляется на доработку в соответствующую комиссию, о чем делается протокольная запись. Палата представителей может расширить число комиссий для доработки законопроекта или поручить доработать его специальной комиссии. После доработки законопроект рассматривается вновь во втором чтении.

Проекты законов могут быть предложены для вынесения на референдум. Решение Палаты представителей по этому вопросу принимается большинством голосов от полного состава Палаты представителей, оформляется постановлением и направляется в Совет Республики [11, ст.131].

При принятии решения требуется выяснить два аспекта: кворум лиц, которые должны присутствовать при голосовании, и непосредственно само число лиц, высказавшихся в пользу того или иного решения. Важно соблюсти требования кворума заседания и набрать необходимое число голосов, а также обеспечить свободу волеизъявления.

В Конституции закреплена норма, которая устанавливает обязанность Парламента рассмотреть проекты законов в срочном порядке. В соответствии с Конституции Республики Беларусь Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить в Палату представителей предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным [13, ст.99].

Палата представителей должна рассмотреть такой законопроект в течение десяти дней со дня его внесения на рассмотрение.

Если срочный законопроект внесен в Палату представителей в период между сессиями, десятидневный срок для его рассмотрения исчисляется со дня открытия очередной сессии.

При получении проекта закона для рассмотрения в срочном порядке Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель назначают головную комиссию, определяют конкретные сокращенные сроки для подготовки и рассмотрения проекта, меры по ускорению этого процесса.

Согласно Регламенту Палаты представителей [6, ст.56] проект закона для рассмотрения в срочном порядке должен быть доведен до сведения депутатов Палаты представителей не позднее, чем за два дня, а предложения и замечания депутатов Палаты представителей направляются в головную комиссию не позднее, чем за сутки до рассмотрения.

Законопроекты для срочного рассмотрения дорабатываются, вносятся и обсуждаются на сессии Палаты представителей в порядке, установленном Регламентом для всех законопроектов.

 

2.2Порядок рассмотрения и одобрения законопроекта в Совете Республики

 

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией (при объявлении проекта закона срочным он должен быть рассмотрен Советом Республики в течение десяти дней со дня внесения его на рассмотрение).

Вместе с принятым Палатой представителей законопроектом в Совет Республики направляются и все материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Палату представителей, а также постановление Палаты представителей по принятому законопроекту, стенографический отчет (стенограмма) заседания Палаты представителей, поправки, отклоненные в ходе доработки законопроекта, тексты неучтенных замечаний и предложений, заключения экспертов, специалистов и экспертно- правового управления Секретариата Палаты представителей по данному законопроекту, мнения заинтересованных государственных органов и должностных лиц, первоначальный текст законопроекта, представленный субъектом права законодательной инициативы [6, ст.153].

К законопроекту, следствием принятия которого может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, в обязательном порядке прилагается документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь либо, по его поручению, Правительства на внесение этого законопроекта. Отсутствие вышеуказанного документа является основанием для отклонения законопроекта Советом Республики. Необходимо отметить, что Конституцией предусмотрена особая процедура рассмотрения проектов законов, когда законопроект рассматривается в срочном порядке. Так Президент либо, по его поручению, Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение (десятидневный срок предусматривается для каждой палаты). Так, в Регламенте Палаты представителей закреплено, что Палата представителей должна рассмотреть такой законопроект в течение десяти дней со дня внесения его на рассмотрения [6, ст.155] и в Регламенте Совета Республики закреплено аналогичное положение [8, ст.175].

В том случае, если срочный законопроект внесен в Палату представителей в период между сессиями, десятидневный срок для его рассмотрения исчисляется со дня открытия очередной сессии.

При получении проекта закона для рассмотрения в срочном порядке Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель назначают головную комиссию, определяют конкретные сокращенные сроки для подготовки и рассмотрения проекта, меры по ускорению этого процесса.

Проект закона для рассмотрения в срочном порядке должен быть доведен до сведения депутатов Палаты представителей не позднее, чем за два дня, а предложения и замечания депутатов Палаты представителей направляются в головную комиссию не позднее, чем за сутки до рассмотрения [6, ст.155].

Законопроекты для срочного рассмотрения дорабатываются, вносятся и обсуждаются на сессии Палаты представителей в порядке, установленном Регламентом для всех законопроектов.

Так же особая процедура рассмотрения определена для:

  • проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
  • вопросов о толковании Конституции и законов;
  • проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый бюджетный) год [6,ст.170].

Необходимо также отметить, что особое внимание занимает также процедура повторного рассмотрения законопроектов, которые были отклонены Советом Республики и возвращены в Палату представителей.

Так, в соответствии с Регламентом [6,гл.18] при получении постановления Совета Республики об отклонении законопроекта, принятого Палатой представителей. Палата представителей рассматривает отклоненный законопроект, замечания и предложения Совета Республики и может предложить Совету Республики создать на паритетной основе согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и выработки согласованного текста законопроекта. В таких случаях принимается постановление Палаты представителей, в котором указываются члены согласительной комиссии от Палаты представителей и ее сопредседатель от Палаты представителей. В состав согласительной комиссии должны быть включены представители головной комиссии Палаты представителей по разработке отклоненного Советом Республики законопроекта.

Постановление Палаты представителей о предложении создать согласительную комиссию направляется в Совет Республики для рассмотрения. При принятии Советом Республики предложения о создании согласительной комиссии согласительная комиссия приступает к работе.

При наличии предложения Совета Республики о создании согласительной комиссии Палата представителей рассматривает вопрос о создании согласительной комиссии.

Текст законопроекта, который выработала согласительная комиссия, представляется на одобрение Палаты представителей. В данном случае на голосование ставится законопроект в целом. Если же согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо, по его поручению, Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. В этом случае на голосование ставится законопроект в прежней редакции. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Но, если законопроект не набрал необходимого числа голосов, он по решению Палаты представителей отклоняется либо направляется на доработку в комиссии. Доработанный законопроект вносится для рассмотрения Палатой представителей во втором чтении.

Если согласительная комиссия не создается, то проект закона направляется Председателем Палаты представителей или его заместителем на доработку в головную комиссию. В головную комиссию на доработку направляются также законопроекты, по которым согласительная комиссия не приняла согласованный текст, а Президент Республики Беларусь или, по его поручению, Правительство Республики Беларусь не потребовали, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение по законопроекту [6, ст.160].

Доработка такого законопроекта осуществляется головной комиссией по процедуре, предусмотренной Регламентом для подготовки законопроектов ко второму чтению. Доработанный законопроект вносится в Палату представителей для рассмотрения во втором чтении.

Принятые Палатой представителей законопроекты направляются на имя Председателя Совета Республики в течение пяти дней и, как правило, должны быть рассмотрены Советом Республики в срок не более двадцати дней. Приоритетному же рассмотрению в Совете Республики подлежат проекты законов, непосредственно направленные на реализацию положений Конституции Республики Беларусь.

Первоочередному рассмотрению в Совете Республики в соответствии с его регламентом подлежат законопроекты, подготовленные на основе нормативных правовых актов, принятых Парламентским Собранием Союза Беларуси и России и имеющих статус законодательной рекомендации, а также законопроекты, разработанные на основе модельных законодательных актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств –участников Содружества Независимых Государств и Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества [8, ст.187].

Срок, в течение которого Совет Республики рассматривает поступивший из Палаты представителей законопроект, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого законопроекта в Секретариате Совета Республики [8,ст.186].

В том случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший, следующий за ним, рабочий день.

Поступивший законопроект регистрируется в Совете Республики и в течение пяти дней вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Республики. Председатель Совета Республики определяет постоянную комиссию Совета Республики, ответственную за рассмотрение законопроекта, которая дает свое заключение по законопроекту. Заключение принимается путем открытого голосования большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии.

Если подготовка заключения поручена нескольким постоянным комиссиям, и единое заключение не выработано, то каждая постоянная комиссия представляет свое заключение [8,ст.427]. В заключении, направляемом на имя Председателя Совета Республики, содержится оценка рассматриваемого законопроекта и принимается одно из следующих решений:

  • рекомендовать Совету Республики одобрить принятый Палатой представителей законопроект;
  • рекомендовать Совету Республики отклонить принятый Палатой представителей законопроект, изложив в заключении мотивы, по которым постоянная комиссия считает необходимым его отклонить [8,ст.194].

Рассмотрение законопроекта на заседании Совета Республики начинается с оглашения заключения постоянной комиссии Совета Республики, ответственной за рассмотрение законопроекта, и проекта постановления Совета Республики, внесенного постоянной комиссией. Если соответствующая постоянная комиссия Совета Республики рекомендовала одобрить законопроект, Совет Республики большинством голосов от полного состава Совета Республики принимает одно из следующих решений: 1) провести голосование по одобрению проекта без обсуждения, 2) провести обсуждение законопроекта.

По результатам рассмотрения законопроекта председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении законопроекта Советом Республики. Само голосование не отличается от порядка голосования в Палате представителей: голосование в Совете Республики –открытое и осуществляется лично членами Совета Республики путем подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов. Голосование может осуществляться с использованием электронной системы подсчета голосов либо путем поднятия руки или бюллетенями для голосования. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении законопроекта, Совет Республики большинством голосов от своего полного состава вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Если указанное решение не принимается, то председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении законопроекта [8, ст.195].

Решение об одобрении или отклонении, принятого Палатой представителей, законопроекта должно быть принято до истечения сроков, предусмотренных Конституцией. Если законопроект не был рассмотрен Советом Республики в установленные сроки, то он считается одобренным и направляется Президенту для подписания [8,ст.200].

Законопроект считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением Совета Республики. В постановлении об отклонении законопроекта может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного законопроекта, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Республики и Палатой представителей, а также предложение о создании на паритетной основе согласительной комиссии для выработки согласованного текста законопроекта. Постановление Совета Республики об отклонении законопроекта, вместе с законопроектом либо постановление Совета Республики об одобрении законопроекта в пятидневный срок направляются в Палату представителей.

Информация о работе Заключительные стадии законодательного процесса