Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:53, доклад
Свобода сношений с органами аккредитованной государства является необходи-мым условием для обеспечения нормальной деятельности дипломатического предста-вительства. Издавна, согласно нормам международного права, обеспечения иностран-ному дипломатическому представительству всех условий для свободной связи со своим правительством считали общепринятым обязанностью государства пребывания.
П.И. ДЕМЕНТЬЕВА, О.П. ПУПКО
Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина
Научный руководитель: Е.А. Коротич, старший преподаватель
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Свобода сношений с органами
аккредитованной государства
Дипломатическая почта является одним из видов связи между государством, его дипломатическими, консульскими и иными представительствами за рубежом и должен обеспечить нормальное их функционирование в соответствии с нормами современного международного права.
Следует отметить, что в
действующем международном
Анализируя предписания статьи 27 Венской конвенции и соответствующих положений других международных актов в области дипломатического права можно определить основные компоненты правового определения дипломатической почты : содержание, внешние характеристики, касающиеся ее идентификации, необходимые документы, указывающие на характер почты, режим, предоставляемый ей властям государства пребывания или транзита [1, c. 57].
Согласно пункту 4 статьи 27 Конвенции «все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования» [2].
Основным положением в определении правового статуса дипломатической почты является принцип неприкосновенности официально корреспонденции, он включает в себя надлежащую защиту и иные превентивные меры, направленные на сохранение ее тайны. Данные требования содержащиеся в названной Конвенции дублируются и в многих иных международных актах. Исключение составляет Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года. Пункт 3 статьи 35 предусматривает исключение из данного правила, а именно, что в случае, если компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать наличие чего-то иного помимо официальной корреспонденции, они могут потребовать, что бы вализа была вскрыта [3]. Если же власти посылающего государства откажут в вскрытии, вализа возвращается в место отправления. В данном случае неясно, что следует понимать под термином «серьезные основания» и какие документы необходимы для вскрытия данной почты. То есть четкий механизм применения данной нормы в международном праве отсутствует [1, c.58]. Разработка и закрепления перечня так называемых «серьезных оснований» видится в данном случае решением проблемы. Неконтролируемое вовсе перемещение может так же привести к отрицательным последствиям, так как согласно статье 27 Венской конвенции, она является подходящим «хранилищем», которое не подлежит ни распаковке, ни задержанию.
Необходимо отметить и тот факт, что дипломатическая почта, не находящаяся под контролем курьера, не имеет каких-либо усиленных мер защиты, хотя на наш взгляд требует усиленного режима безопасности доставки. Положения международных актов распространяются на все виды почты, в том числе и на почту, отправляемую почтовой службой. Особой категории «дипломатическая почта» не существует в правилах Всемирного почтового союза [1, c.58]. Следовательно, режим дипломатической и иной почты совпадает. Субъекты дипломатических отношений находят пути решения данной проблемы, в частности заключают двустронние договоры о более благоприятном режиме дипломатической почты. Однако, в целях обеспечения безопасной доставки несопровождаемой дипломатической почты необходимым представляется введение отличительных признаков данного вида почты.
На международном уровне имела место попытка разрешения данной проблемы. В 1989 году Комиссия международного права ООН приняла проект статей о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером. Однако до настоящего времени предписания проекта не приобрели нормативный характер.
Данный проект так же содержит понятие «дипломатической почты», но содержащееся в нем понятие не является комплексным и имеет отсылочный характер, что затруднит его применение и приведет к путанице. Понятие почты должно иметь комплексный характер, содержать в себе как можно меньше отсылочных составляющих [1, c. 59].
Подводя итог, можно отметить, что хоть существование дипломатической почты имеет длительную историю в международно-правовых отношениях, но достаточный круг вопросов так и не получил нормативного закрепления, что зачастую приводит к обострению отношений на международном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ