Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:31, доклад
Дипломатическое представительство - это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними. Существуют два вида представительств - посольства и миссии. Посольства - это представительства первого, высшего класса. Миссии - представительства второго класса. За последние полвека резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. Сейчас миссии стали довольно редкими. Дипломатические представительства учреждаются в соответствии с соглашениями между государствами.
Дипломатические представительства
Дипломатическое представительство - это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними. Существуют два вида представительств - посольства и миссии. Посольства - это представительства первого, высшего класса. Миссии - представительства второго класса. За последние полвека резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. Сейчас миссии стали довольно редкими. Дипломатические представительства учреждаются в соответствии с соглашениями между государствами.
Персонал дипломатического представительства делится на дипломатический, административно-технический и обслуживающий.
К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители.
К административно-техническому персоналу относятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции.
К обслуживающему персоналу относятся шоферы, курьеры, лифтеры, дворники и другие лица, функции которых заключаются в обслуживании дипломатического представительства.
Относительно численности персонала представительства аккредитующее и принимающее государства договариваются между собой. Если такого соглашения между ними нет, то государство пребывания может предложить, чтобы эта численность сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая условия в государстве пребывания и потребности данного представительства (ст. 11 Венской конвенции).
Необходимо различать классы и ранги дипломатов. Как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе дипломата определен международным правом, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. основными функциями дипломатического представительства являются: 1) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.
Следует отметить, что наряду с указанными функциями дипломатическое представительства выполняют и консульские функции. Для этого в составе посольств и миссий существуют консульские отделы.
Глава дипломатического представительства - это единственное лицо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.
В дипломатическом праве есть понятие дипломатический корпус. Под ним понимается совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В широком смысле в понятие "дипломатический корпус", кроме глав дипломатических представительств, включаются также дипломатические работники представительств, а также члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией. Главой дипломатического корпуса считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель (дуайен, старшина).
Министерство иностранных дел публикует список дипломатического корпуса в этой стране. Для удостоверения дипломатического качества членам дипломатического корпуса власти страны пребывания выдают дипломатические карточки.
Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представителей.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.
После получения агремана глава аккредитующего государства принимает решение о назначении главы дипломатического представительства, которое обычно публикуется в печати.
Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота, подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства. В верительной грамоте содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, которое представляет свое государство в государстве пребывания.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве. Однако практика должна применяться единообразно: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания.
Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в случаях: 1) отозвания представителя аккредитующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между этими двумя государствами; 5) прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права.
§ 6. Дипломатические
иммунитеты и привилегии
Согласно международному
и национальному праву дипломатические
представительства и их сотрудники пользуются
соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Под дипломатическими
иммунитетами понимаются изъятия из-под
административной, уголовной и гражданской
юрисдикции государства пребывания.
Дипломатические привилегии
~ это льготы, преимущества, предоставляемые
дипломатическим представительствам
и их сотрудникам.
Дипломатические иммунитеты
и привилегии предоставляются в целях
создания наиболее благоприятных условий
для осуществления функций дипломатическими
представительствами. Правовой основой
таких иммунитетов и привилегий является
суверенное равенство государств, поскольку
дипломатические представительства и
их сотрудники являются олицетворением
государств.
Дипломатические иммунитеты
и привилегии подразделяются на:
1) иммунитеты и привилегии
дипломатического представительства
и 2) личные иммунитеты и привилегии.
К иммунитетам и привилегиям
дипломатического представительства
относятся:
1. Неприкосновенность
помещений дипломатического представительства.
Под помещениями понимаются здания или
их части, используемые для целей представительства,
включая резиденцию его главы, а также
обслуживающий это здание или его части
земельный участок, в том числе сад и автостоянку.
Их неприкосновенность означает, что власти
государства пребывания не могут вступать
в эти помещения без согласия главы представительства.
Государство пребывания
обязано предпринимать надлежащие меры
для защиты помещений представительства
от любого вторжения или нанесения ущерба,
а также для предотвращения всякого нарушения
спокойствия представительства или оскорбления
его достоинства. Вот почему власти государства
пребывания бывают так обеспокоены, когда
перед зданиями дипломатических представительств
иностранных государств проходят какие-либо
митинги, демонстрации, шествия или пикеты.
Несмотря на закрепленную
международным и внутригосударственным
правом неприкосновенность дипломатических
представительств, нередки случаи вторжения
посторонних лиц на их территорию. Например,
8 июля 2003 г. злоумышленники проникли в
посольство России в Швеции, затем угнали
автомобиль сотрудника посольства. В результате
зданию посольства нанесен ущерб, автомобиль
не подлежит восстановлению. Это не первый
случай такого рода. 12 ноября 2002 г. в связи
со взломом пяти автомобилей в жилой зоне
посольства Российской Федерации перед
послом Швеции в России уже ставился вопрос
о необходимости предотвращения несанкционированных
проникновений на территорию посольства.
Однако, судя по второму инциденту, должных
мер принято не было. МИД России потребовал
обеспечить безопасность посольства и,
принимая во внимание, что ответственность
за произошедшее лежит на шведской стороне,
возместить причиненный ущерб.
Нередко возникает
вопрос: что делать в случае форсмажорных
обстоятельств — пожара, наводнения, захвата
помещения террористами? Ответ однозначный
— ни при каких обстоятельствах нельзя
без согласия главы дипломатического
представительства вступать на его территорию.
Международное право
не разрешает использовать институт неприкосновенности
помещения дипломатических представительств
в качестве убежища лиц, преследуемых
властями государства пребывания. Тем
не менее практика некоторых государств,
главным образом Латинской Америки, богата
примерами использования помещений иностранных
дипломатических представительств в целях
предоставления политического убежища
лицам, преследуемым властями государства
пребывания.
2. Помещения дипломатических
представительств, предметы их обстановки
и другое находящееся в них имущество,
а также средства передвижения сотрудников
представительств пользуются иммунитетом
от обыска, реквизиции, ареста и других
исполнительных действий как в мирное
время, так и во время вооруженных конфликтов.
В связи с этим следует
сказать о случае грубого нарушения норм
международного права, в частности положений
Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г., военными властями США
6 апреля 2003 г. при проведении ими и Великобританией
военной акции против Ирака. Колонна автомобилей
российского посольства в Багдаде, возглавляемая
автомобилем российского посла в Ираке
под российским флагом, была обстреляна
в нескольких километрах от Багдада. При
этом пять человек было ранено. Одному
из них была сделана операция, и он оставлен
в госпитале. Россия потребовала от США
полного соблюдения всех обязательств,
которые несут воюющие стороны по отношению
к дипломатическим представительствам
3. Помещения представительств,
как собственные, так и арендованные, обладают
фискальным иммунитетом, т. е. освобождаются
от всех налогов, сборов и пошлин, кроме
платы за конкретные виды обслуживания.
4. В ст. 24 Венской конвенции
о дипломатических сношениях 1961 г. закреплена
неприкосновенность архивов и документов
дипломатических представительств в любое
время и в любом месте. Это касается и периода
разрыва дипломатических отношений между
государствами, в том числе и в связи с
вооруженным конфликтом между ними. Официальная
корреспонденция дипломатических представительств
также неприкосновенна. Поэтому пользуются
иммунитетом дипкурьеры во время доставления
ими диппочты по назначению.
Привилегии дипломатических
представительств:
1. Право пользования
флагом и эмблемой своего государства
на помещениях диппредставительства,
включая резиденцию его главы, а также
на средствах передвижения главы представительства
(ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).
2. Таможенные привилегии,
т. е. право ввозить на территорию государства
пребывания и вывозить с этой территории
предназначенные для официального пользования
представительств товары с освобождением
от уплаты таможенных пошлин, налогов
и без применения к товарам запретов и
ограничений экономического характера
(п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст.
299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).
3. Свобода сношений
со своим государством, его диппрсдставитель-
ствами и консульскими учреждениями в
других странах. Для этого государство
может пользоваться всеми подходящими
средствами, в том числе услугами дипкурьеров
или шифрованных депеш.
К личным иммунитетам
и привилегиям относятся:
1. Неприкосновенность
дипломатов. Они не могут быть задержаны
или тем более арестованы. Государство
пребывания должно принимать все надлежащие
меры для предупреждения каких-либо посягательств
на их личность, свободу и достоинство.
2. Неприкосновенность
резиденций дипломатов, их средств передвижения,
имущества, бумаг и корреспонденции. Если
дипломат находится за рулем автомобиля
и нарушает правила дорожного движения,
он может быть остановлен работниками
службы дорожного движения, и они ему могут
указывать на нарушение конкретного правила.
Однако ни штрафовать, ни подвергать дипломата
каким-либо иным санкциям представители
власти государства пребывания не вправе.
3. Иммунитет от юрисдикции
государства пребывания — уголовной и
гражданской. Следственные органы, этого
государства не должны возбуждать уголовные
дела в отношении дипломатов, а его суды
не могут такие дела рассматривать. Вместе
с тем власти страны пребывания могут
обратиться к высшим органам государства
дипломата о снятии с него иммунитета
от уголовной юрисдикции в случаях совершения
тяжких преступлений. Чаще всего речь
идет о совершении дорожно-транспорт -
ных происшествий, в результате которых
гибнут люди.
В редких случаях власти
страны дипломата идут на ТО, чтобы снять
с него иммунитет от уголовной юрисдикции,
если им совершено тяжкое преступление.
Так, в 1996 г. президент Грузии снял иммунитет
с грузинского дипломата Г. Махарадзе,
который, будучи за рулем автомобиля, совершил
наезд на 16-летнюю девушку США, и она погибла.
Американский суд признал грузинского
дипломата виновным в совершении тяжкого
преступления и приговорил его к длительному
сроку лишения свободы. Через пять лет
США передали осужденного властям Грузии
для дальнейшего отбывания срока наказания
у себя на родине.
Дипломаты не обладают
иммунитетом в случаях предъявления исков:
1) по частному недвижимому имуществу дипломата,
которое находится на территории государства
пребывания; 2) по наследованию, когда дипломат
выступает как частное лицо; 3) относящихся
к любой деятельности, осуществляемой
дипломатом в государстве пребывания
за пределами своих официальных функций.
В дипломатической
практике встречаются случаи, когда дипломат
сам возбуждает иск в суде государства
пребывания. При этом он отказывается
от неподсудности по данному делу. В этом
случае на него не распространяется судебный
иммунитет в отношении встречных исков,
связанных с возбужденным им делом.
Дипломаты не обязаны
давать свидетельские показания. Однако
ничто не препятствует им это делать, если
они сами того пожелают. Естественно, дипломаты
пользуются иммунитетом от административной
юрисдикции.
4. Личный багаж дипломата
не подлежит досмотру таможенными властями
государства. Исключение составляют случаи,
когда есть серьезные основания полагать,
что в багаже дипломата содержатся предметы,
запрещенные законом для ввоза или вывоза
(ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 300 Таможенного
кодекса РФ 2003 г.).
Привилегии дипломата:
1) освобождение от
всех налогов, сборов и пошлин в государстве
пребывания, кроме косвенных налогов,
налогов на наследство и ряда сборов;
2) освобождение от
всех трудовых, государственных и военных
повинностей;
3) освобождение от
таможенных пошлин, налогов и сборов (ст.
36 Венской конвенции 1961 г.; п. 2 ст. 300 Таможенного
кодекса РФ 2003 г.).
Следует отметить,
что дипломатическими иммунитетами и
привилегиями пользуются все члены семьи
дипломата, если они не являются гражданами
страны пребывания. Статус административно-технического
персонала приравнен к дипломатическому,
за исключением гражданской и административной
юрисдикции, которая на последних не распространяется.
Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом
в отношении действий, совершаемых при
исполнении служебных обязанностей. Он
освобожден от налогов, сборов и пошлин
на заработок, полученный им по службе.