Обряд и ритуал в системе знаковых средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 09:06, реферат

Описание работы

Обряд и ритуал играют огромную роль в познании человеком многогранной и своеобразной системы культуры. Это первая ступень, которая строго, но гармонично указывает человеку на то, как следует организовать свою жизнь и представления о том, что должно или, напротив, недопустимо. Обряд, как и любая культурная доминанта, существует столько, сколько и само человечество, при этом его ритуальная, регламентная часть со временем изменяется, приобретает новые черты, осовременивается.

Содержание работы

Введение
Обряд и ритуал, понятие и их функции.
Роль обычаев в жизни современной семьи
Символы как способ кодировки информации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

национальные отношения.docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

Символические системы не могут незаметно, стихийно измениться в процессе функционирования. Вместе с тем понятно, что такие символы, как математическая или химическая символика, нотная запись, географическая карта, знаки движения и многие другие, - это исторические феномены человеческой культуры.

Их придумали не в одночасье, за каждой такой группой обозначений - своя история, иногда многовековая (с включением новых знаков, утратой каких-то прежних знаков, с переобозначениями, иногда с изменением самих принципов обозначения и т.д.).

Инновация прерывает работу вчерашней и требует кодификации создаваемой сегодняшней системы: необходимо упорядочение возникающих новых взаимоотношений между знаками, вызванных принимаемыми инновациями; нужна общая договоренность о принятии обновленной системы.

Символические смыслы и значения являются неотъемлемым элементом функционирования любого общества. Самые серьезные проблемы национальных государств чаще всего связаны не с экономикой, политикой или обороной, а с нематериальными, неосязаемыми символами. Все преуспевающие нации обладают набором стержневых символических элементов, которые служат их гражданам своеобразными «критериями истины».

Эти символы поощряют лояльность, конкретизируют чувства собственного достоинства и самоуважения, а также создают этическую основу для общественного участия в национальной обороне, политике, в функционировании социальных и экономических институтов. В трагические периоды истории именно они способствуют объединению и сплочению нации.

Подавляющее большинство знаков существует не изолированно, а в той или иной системе знаков. Внесистемные (изолированные) знаки - это обычно окказиональные знаки, специально придуманные для данного конкретного случая и для ограниченной, обусловленной информации.

Такой была, в частности (в романе и фильме «Семнадцать мгновений весны»), договоренность между доктором Плейшнером и группой антифашистов в Берне о том, что цветочный горшок в окне явочной квартиры будет знаком провала явки. Однако и в этой семиотической ситуации можно видеть не изолированный знак, а микросистему из двух знаков: цветочный горшок в окне - знак проваленной явки, а его отсутствие означает «приход в квартиру безопасен».

Из истории знаков и символов известно, что все они в тот момент, когда их создавали или когда они сами «возникали», были так или иначе мотивированы: если не иконически и некоторые другие, то благодаря вторичной мотивированности по отношению к другим знакам своего поля.

Некоторые знаки мотивированы «намеком» на их написание. Однако впоследствии иконическая мотивация нередко утрачивалась, и связано это было отнюдь не только с забыванием.

Иногда от иконичности сознательно отказывались. Отказ от наглядности известен в истории химии. Один из создателей атомной теории строения веществ, английский естествоиспытатель Джон Дальтон, в 1808-1810 гг. стал обозначать химические элементы небольшими кружками с различным рисунком или штриховкой внутри кружка; сложные вещества Дальтон передавал сочетанием соответствующих кружков в нужном количестве (до семи атомов).

Переняв этот способ изображения веществ, один из современников восторженно писал: «какая счастливая идея изображать атомы и строение соединений символами - идея, которая придавала столько ясности взглядам Дальтона! Я был озарен новым светом, сразу поразившим мой ум, и чутьем понял огромное значение этой теории».

Символы помогают понимать недоступное глазу. На рубеже 19-20 вв. познание впервые встретилось с реальностью, недоступной глазу. Таковы, с одной стороны, процессы и явления микромира, изучаемые в электронике, квантовой механике, физиологии мозга, молекулярной биологии и некоторых других областях естествознания, а с другой стороны, не поддающиеся прямому наблюдению некоторые макропроцессы - как в естественных науках (например, эволюция звезд, происхождение планетных систем и т.п.), так и в социальных (например, промышленная или информационная революция, изменения в общественном сознании и т.п.).

Сегодня символы интегрируются в различные сферы жизни общества. Одним из примеров тому может служить символическое потребление, нацеленное на приобретение товара или услуги для придания себе некого статуса.

Причем покупается не сам товар или услуга, будь они даже совсем ненужными или бесполезными, а брэнд, название фирмы-производителя. Потребление, по мысли Бодрийяра, - это характерно современный феномен, определяющий признак так называемого общества изобилия.

В таком обществе использование вещей не исчерпывается их простым практическим применением (какое имело место всегда и всюду) или даже их семиотическим применением как знаков отличия, богатства, престижа и т.д. (что тоже встречается во всех человеческих обществах).

Потребление - это интенсивный процесс выбора, организации и регулярного обновления бытовых вещей, в котором неизбежно участвует каждый член общества. Приобретая вещи, человек стремится к вечно ускользающему идеалу - модному образцу-модели, опережает время благодаря покупке в кредит, пытается зафиксировать и присвоить себе время, собирая старинные, коллекционные вещи.

 

 

Заключение

Таким образом, обычаи и ритуалы в современной российской городской семье сохраняют свою значимость как регулятор внутрисемейных отношений, обеспечивают стабильность семейной группы, сплочение членов семьи, укрепление солидарности между ними, трансляцию социально-культурного опыта, удовлетворение разнообразных потребностей личности и имеют тенденцию к воспроизводству и продолжению.

В целом, символы являются средством для кумуляции и трансляции человеческого опыта. В некоторых случаях этот опыт понятен только ограниченной группе людей в силу специфики своей деятельности, в других - всему человечеству, не взирая на ограничения, накладываемые языком, впрочем, тоже символическим средством. В современном обществе появление новых систем символического кодирования набирает большие обороты, так как появляется необходимость в создании систем сохранения и передачи информации об инновационных сферах жизни людей. И речь здесь идет не только о ядерной химии или компьютерных технологиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Мацковес М.С. (2004) Семья как ценность // Социологические исследования. №5.

2. Овчинников В.В. (2007) Духовные  основы традиционной русской семьи. М.

3. Ткачук Т.В. (2007) Семейные ритуалы и обычаи. М.

4. Топоров Ю., Левинтон  А. (2007) Ритуал как культурный феномен. М.

5. Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1995.

6. Ердаков Л.Н. Человек в биосфере. Новосибирск, 2002.

7. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

8. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб: наука, 2009.

9. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Издательство «Мысль», 2002.

11. Личность. Культура. Общество. 2007. Т. IX. Вып. 1 (34)

 


Информация о работе Обряд и ритуал в системе знаковых средств