Понятия межгосударственного межправительственного и межведомственного международных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2014 в 21:41, контрольная работа

Описание работы

В понятие международного договора включаются как межгосударственные, так и межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией <1>. В сфере гражданского права речь идет прежде всего о различных многосторонних международных (межгосударственных) договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собственном качестве, так и в роли правопреемника Союза ССР). Международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содержащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Как отмечает Е. Усенко, понятие "самоисполнимый договор" не может быть точно определено. Одно и то же положение договора в одном из государств-участников может быть "самоисполнимым", в другом - нет. "Самоисполним" ли конкретный договор, может определить лишь само государство, его законодательная практика и никто более <4>.

--------------------------------

<4> Усенко Е.Л. Очерки  теории международного права. М., 2008. С. 147.

 

Для того чтобы международные договоры, имеющие значение для гражданского процесса России, приобрели юридическую силу во внутригосударственном праве, они должны приобрести силу национального нормативного акта.

Гражданскому процессуальному праву известны примеры и самоисполнимых, и несамоисполнимых норм международных договоров.

Б. Зимненко отмечает, что к самоисполнимым относятся положения, для реализации которых не требуется издания дополнительных внутригосударственных нормативных актов. Эти нормы могут быть применены судом к отношениям, возникающим с участием субъектов национального права, включая физических и юридических лиц <5>.

--------------------------------

<5> Комментарий к постановлениям  Пленума Верховного Суда Российской  Федерации по гражданским делам / Под ред. В.М. Жуйкова. М., 2008. С. 71.

 

Так, в Договоре между РФ и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам предусмотрено самоисполнимое положение, согласно которому при оказании правовой помощи учреждения Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через Министерство юстиции и Генеральную прокуратуру РФ и Министерство юстиции и Прокуратуру Исламской Республики Иран.

Для несамоисполнимых норм с целью реализации соответствующих положений государство обязано принимать внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие соответствующие положения (т.е. имплементационное законодательство).

Основываясь на изложенном, можно сделать вывод о том, что самоисполнимые нормы действуют автоматически после принятия федерального закона, которым государство выражает обязательность для него международного договора.

Однако следует заметить, что если государство выражает свое согласие на обязательность для него международного договора ратификацией, то необходимо учитывать, что для гражданского процесса характерны и такие международные договоры, которые ратифицированы принятием федерального закона (например, Договор между РФ и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.), и такие, которые ратифицированы указом (например, Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г.), а также такие, которые ратифицированы Постановлением Верховного Совета РФ (например, Договор между РФ и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г.).

Имеет ли какое-либо значение то, каким актом ратифицирован международный договор? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к постановлениям, регулирующим рассматриваемую проблему.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" содержит положение, согласно которому суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для РФ международным договором, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ.

Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим этот договор (ч. 4 ст. 15, ст. ст. 90, 113 Конституции РФ).

Из этого следует, что уровень, на котором принимается решение о согласии на обязательность для РФ международного договора, статус акта, посредством которого он инкорпорируется во внутригосударственное право, предопределяет и место в иерархической системе источников внутригосударственного права, которое отводится этому договору при принятии международных договорных обязательств <6>.

--------------------------------

<6> Осминин Б.И. Заключение  и имплементация международных  договоров и внутригосударственное  право. М., 2010. С. 235.

 

В связи с этим, отмечает Б. Осминин, представляется важным подчеркнуть, что в случае возникновения коллизии между международным договором и внутригосударственным правом в процессе реализации международных договорных обязательств, независимо от причин, по которым такая коллизия возникла, аргумент в пользу того, что приоритетом в применении по отношению к федеральным законам обладают не все международные договоры РФ, устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, а только те из них, решения о согласии на обязательность которых приняты в форме федерального закона, не может быть использован. Такой аргумент, подчеркивает ученый, противоречил бы закрепленному в Венской конвенции о праве международных договоров принципу pacta sunt servanda, требующему добросовестного выполнения каждого действующего договора его участниками и исключающему возможность ссылки участника на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора <7>.

--------------------------------

<7> Осминин Б.И. Указ. соч. С. 236.

 

Если рассматривать международные договоры в качестве источника национального права и сопоставлять их с иными источниками с точки зрения юридической силы в национальной правовой системе, то логический анализ позволяет сделать вывод о том, что такая иерархическая система источников внутригосударственного права обладает исключительно внутригосударственным значением, так как основана на установленном Конституцией распределении компетенции между органами государственной власти.

Более того, иерархическая система источников внутригосударственного права не только обладает исключительно внутригосударственным значением, но и ограничена по сфере действия: она применима лишь при принятии международных договорных обязательств и не распространяется на их реализацию <8>.

--------------------------------

<8> Осминин Б.И. Указ. соч. С. 332.

 

Исходя из изложенного представляется, что к источникам гражданского процессуального права относятся международные соглашения и договоры с участием РФ, которые были ратифицированы, либо те, которые стали обязательными для РФ в связи с присоединением, определяющие порядок оказания взаимной правовой помощи по гражданским делам и (либо) регулирующие иные вопросы гражданского процесса.

 

ТЕСТЫ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ С ОТВЕТАМИ

 

1. Ратификация Российской Федерацией международного договора происходит в форме

Федерального закона

 Ратификационной грамоты

 Ратификационного статуса

 

2. Ватикан – это международно-правовой  пример …

демаркационной делимитации, проведенной папой Римским вопреки резолюции Совета Безопасности ООН государственно-подобного образования

 делимитационной демаркации, проведенной папой Римским без  согласия ООН

 

3. Репатриация – это  …

возвращение лиц на их родину

 выдворение из страны  нежелательных лиц

 выдача международного  преступника

 

4. Объект международно-правого  регулирования

Международные отношения

Международные межправительственные и неправительственные организации

Нормы международного права

 

5. … не является специализированным  учреждением ООН.

Совет Европы

МВФ

МАГАТЭ

 

6. Российская Федерация не входит в …

ОДКБ

Совет Европы

Европейский Союз

 

7. Источники международного  права:

Устав ООН, Международно-правовой кодекс РФ, другие международные соглашения

Устав ООН, Международно-процессуальный кодекс РФ, Конституция РФ

Международные соглашения

 

8. Нейтральные государства:

Австрия

Туркменистан

Камбоджа

 

9. Появление Чехии в 1993 году на политической карте  мира – это пример …

разъединения государств

объединения государств

адъюдикации территории

 

10. Генеральная ассамблея  ООН собирается в …

Нью-Йорке

Брюсселе

Париже

 

11. Мальтийский орден –  это …

квазигосударство

анклав Италии на территории Мальты

анклав Мальты на территории Италии

 

12. Пролонгацией международного  договора называется его …

утверждение

прекращение

продление

 

13. Термин, относящийся к  международному уголовному праву

Экстрадиция

 Адъюдикация

 Денонсация

 

14. Постоянные члены Совета  Безопасности ООН

Россия, США, Япония, Великобритания, Китай

Россия, США, Китай, Великобритания, Франция

Россия, США, Германия, Великобритания, Швейцария

 

15. Общей сухопутной границы с Россией не имеет …

Армения

 КНДР

 Норвегия

 


Информация о работе Понятия межгосударственного межправительственного и межведомственного международных договоров