Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1.Понятие компетенции и содержание местного самоуправления……..3
1.1.Понятие компетенции местного самоуправления……………………3
1.2.Содержание местного самоуправления……………………………….8
2.Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ………11
2.1.Правовые акты субъектов Федерации в их соотношении с федеральным законодательством………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 37.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

1.Понятие компетенции и содержание местного самоуправления……..3

1.1.Понятие компетенции местного самоуправления……………………3

1.2.Содержание местного самоуправления……………………………….8

2.Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ………11

2.1.Правовые акты субъектов Федерации в их соотношении с федеральным законодательством………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Именно органы местного самоуправления предоставляют гражданам возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие компетенции и содержание местного самоуправления
    1. Понятие компетенции местного самоуправления

Осуществление местного самоуправления связано с определенными направлениями и процедурами деятельности органов местного самоуправления (как и органов государственной власти). Для описания этих направлений и процедур в науке и законодательстве используются такие понятия, как компетенция, функции, полномочия и предметы ведения.

Функция выражается через всю совокупность элементов другого явления — компетенции. Компетенция, в свою очередь, предстает в виде предметов ведения и властных полномочий.

Указанный понятийный ряд отражает социальное назначение местного самоуправления, отграничивает его сферу деятельности от круга дел других органов власти, очерчивает область ответственности местного самоуправления.

Понимание сущности и количества функций местного самоуправления в российской правовой науке неоднозначно.

Функции местного самоуправления традиционно рассматриваются как основные направления деятельности его главных субъектов: органов и должностных лиц местной власти, населения муниципальных образований. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуют социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее).1

И.В. Выдрин выделяет две основные группы функций местного самоуправления. Первая включает в себя финансово-экономические, хозяйственные, социальные, экологические функции, функцию охраны общественного порядка. Данные функции объективно обусловлены, свойственны данному уровню публичной власти.

Эти функции имеют характерный признак, они в максимальной степени связаны с конкретными сферами общественной жизни (предметами ведения), в которых муниципальные органы юридически состоятельны (местные финансы, муниципальная собственность, организация здравоохранения, образования и т.д.).

Вторая группа функций обусловлена самой природой местного самоуправления, его социальной ролью в государстве и обществе. В рамках этой группы функции местного самоуправления — обеспечение права граждан на местное самоуправление, решение вопросов местного значения, возложенных на муниципальные образования, выполнение отдельных государственных полномочий, которыми наделены муниципальные органы.

Функции обеих групп устойчивы, направлены на обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований2.

Иначе выглядит классификация функций местного самоуправления у Н.С. Бондаря, В.И. Авсеенко и С.Н. Бочарова. Они выделяют социально-целевые функции управления (основные направления, цели и содержание конкретной управленческой деятельности) и социально-организационные (процессуальные, действия организационного и исполнительно-распорядительного характера, совокупность которых составляет управленческий процесс)3.

О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев основными функциями местного самоуправления называют:

    • обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
    • управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
    • обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
    • удовлетворение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
    • охрану общественного порядка;
    • представительство и защиту интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами4

Однако следует иметь в виду, что большинство функций местного самоуправления, названных вышеперечисленными авторами, являются в основном функциями органов местного самоуправления.

В положениях Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” раскрыты предметы ведения местного самоуправления и их компетенция:

1. В ведении муниципальных  образований находятся вопросы  местного значения, а также отдельные  государственные полномочия, которыми  могут наделяться органы местного  самоуправления.

2. К вопросам местного  значения относятся:

1) принятие и изменение  уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного  бюджета, установление местных налогов  и сборов, решение других финансовых  вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования;

5) содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений;

6) организация, содержание  и развитие муниципальных учреждений  дошкольного, общего и профессионального  образования;

7) организация, содержание  и развитие муниципальных учреждений  здравоохранения, обеспечение санитарного  благополучия населения;

8) охрана общественного  порядка, организация и содержание  муниципальных органов охраны  общественного порядка, осуществление  контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки  и застройки территорий муниципальных  образований;

10) создание условий для  жилищного и социально-культурного  строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных  полезных ископаемых, а также  недр для строительства подземных  сооружений местного значения;

13) организация, содержание  и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения  населения и муниципальных учреждений  топливом;

15) муниципальное дорожное  строительство и содержание дорог  местного значения;

16) благоустройство и озеленение  территории муниципального образования;

17) организация утилизации  и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных  услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание  муниципальных архивов;

20) организация транспортного  обслуживания населения и муниципальных  учреждений, обеспечения населения  услугами связи;

21) создание условий для  обеспечения населения услугами  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания;

22) создание условий для  деятельности учреждений культуры  в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников  истории и культуры, находящихся  в муниципальной собственности;

24) организация и содержание  муниципальной информационной службы;

25) создание условий для  деятельности средств массовой  информации муниципального образования;

26) создание условий для  организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для  развития физической культуры  и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной  поддержки и содействие занятости  населения;

29) участие в охране  окружающей среды на территории  муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном  образовании, организация муниципальной  пожарной службы.

Компетенция местного самоуправления различается в зависимости от видов органов муниципальной власти. Если представительные и исполнительные органы являются органами общей компетенции, выполняющими собственные функции при решении всех вопросов местного значения, то структурные подразделения местных администраций являются органами управления в определенной сфере местного хозяйства (т.е. они обладают специальной компетенцией).

    1. Содержание местного самоуправления

Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях - городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:

    • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
    • организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;
    • организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
    • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).

Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, торговли, бытового обслуживания и местной промышленности.

Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется местный бюджет, то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:

    • местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно — коммунального фонда);
    • поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;
    • отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.

К органам местного самоуправления относятся:

    • представительный орган муниципального образования;
    • глава муниципального образования;
    • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
    • контрольный орган муниципального образования;
    • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Информация о работе Местное самоуправление по законодательству субъектов РФ