Референдум в зарубежных странах понятие виды порядок проведения значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Выяснить закономерности развития референдума в зарубежных странах, его процесс становления и исторический путь исследования.
А так же рассмотреть подробнее особенности правового регулирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-обосновать методы анализов;
-выявить процесс проведения референдума в зарубежных странах;
-определить какие методы и пути решения стоящих вопросов наиболее эффективные;
-проанализировать ситуацию политической роли референдума.

Содержание работы

Введение .3
1.Референдум: понятие, сущность и значение .5
1.1 Порядок проведение референдума 9
1.2 Инициатива проведения референдума и организация голосования 11
2. Основные виды референдума и его правовые последствия 14
2.1 Определение и подведение итогов референдума 16
2.2 Политическая роль 18
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

конст зарубежка.docx

— 38.81 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

Референдум в зарубежных  странах понятие виды порядок  проведения значение.

 

 

Выполнила:

Студентка _1 курса

заочной формы обучения

Колобова  О.А.

 

 

Преподаватель:

Чурсина А.А., к.и.н., ст. преп. 

 

Дата представления работы

«29» апреля 2013 г.

 

 

 

 

 

 

Томск

2013

 

Содержание.

Введение  .3

1.Референдум: понятие, сущность и значение  .5 

1.1 Порядок проведение  референдума   9

1.2 Инициатива проведения  референдума и организация голосования 11 

2. Основные виды референдума  и его правовые последствия 14

2.1 Определение и подведение  итогов референдума 16

2.2 Политическая роль 18

Заключение 21

Список литературы 23

 

 

Введение.

Одной из форм выражения  воли народа является референдум.

От латинского referendum - то, что должно быть сообщено. Сам институт в нашем законодательстве появился в начале 20 века, и не является новым для нашего государства.

При написании контрольной работы ставим перед собою следующие цели, а именно, рассмотреть основные правовые термины: понятие "референдум", "основные виды", и т.д.

Проанализировать, как осуществляется проведение референдума, основной порядок  и организация проведения голосования. Рассмотреть, как осуществляется проведение и подведение итогов голосования и сделать определенные выводы по окончанию рассмотрения всех вопросов по данной теме.

Выяснить закономерности развития референдума в зарубежных странах, его процесс становления  и исторический путь исследования.

А так же рассмотреть подробнее  особенности правового регулирования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-обосновать методы анализов;

-выявить процесс проведения  референдума в зарубежных странах;

-определить какие методы  и пути решения стоящих вопросов  наиболее эффективные;

-проанализировать ситуацию  политической роли референдума.

Актуальность данной темы заключается в том, что, развитие референдума в зарубежных странах  строится на основе общих принципов, но в тоже время также имеет свои определенные особенности, переживает кризисные явления различной степени тяжести, связанные с проблемами, как между человеческими отношениями, так и в самом государстве в целом.

Основным объектом исследования, при написании данной работы, является процесс изучения темы, поставленных целей, вопросов и его основные элементы.

В настоящее время остро, стоит вопрос о практическом применении законодательства о референдуме, не имея достаточного опыта и практических наработок.

Безусловно, период становления  демократического общества в зарубежных странах разработка законодательной основы референдума является существенным шагом вперед. Референдум относят к непосредственной демократии.

В отличие от выборов, объектом референдума является не кандидат или  список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, который выносится  на голосование.

В настоящее время некоторые  западные страны стремятся к уменьшению использования на практике института  референдума.

Причиной этого является стабильное экономическое положение  стран с развитой инфраструктурой, и здесь требуются коренные изменения  в политической жизни общества.

 

 

1. Референдум: понятие, сущность и значение

Референдум - (от лат. – referendum- то, что должно быть сообщено) - голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.

Это решение имеет силу закона, а иногда и превышающий  обычный закон парламента (считается, что решение принятое путем референдума. Не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления закона.

Плебисцит - это тоже голосование  избирателей, но часто плебисцитом  называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности. Выборы президента, особенно если избирателем предлагается одна кандидатура, в развивающихся  странах называют и референдумом (Египет), и плебисцитом (Пакистан).

Всенародный опрос, предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем  голосования. Опрос может быть проведен той или иной общественной организацией, прессой. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум – для этого необходимо проведения его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых  процедур.

В последнее время все  большее распространение получает референдум (плебисцит), который имеет  разнообразные формы.

- По предмету референдумы делятся на:

- конституционные;

- законодательные;

- по международным вопросам;

- по административным  вопросам.

Голосование избирателей, посредством  которого принимается государственное  или самоуправленческое решение. В  некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение.

В отличие от выборов, голосование  на референдуме придает юридическую  силу не мандату какого-либо лица, а  решению какого-либо вопроса.

Принятое решение считается  решением народа и его юридическая  сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом, но решение  может так, же приниматься посредством  утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос; посредством  выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор - встречается редко). В некоторых  странах, например, в Швеции существующий институт именуется консультативным  референдумом. Болгарское законодательство на основе Конституции 1971 г. "народный опрос", как обобщающий для референдума  и всенародного обсуждения законопроектов. Бразильская Конституция (ст.14), среди  способов осуществления народного  суверенитета называет и референдум и плебисцит. В демократических  государствах не смотря на то, что всенародный  опрос не имеет обязательного  характера, власти считаются с мнением  избирателей, например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок, более  половины против. Правительство воздержалось. Референдум может быть использован как противовес представительной демократии; как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки нему.

Например, согласно Конституции  Французской Республики 1958 г. Президент  по предложению Парламента или по совместному предложению обеих  палат может предать на референдум любой законопроект.

Французское конституционное  право предусматривает как национальные, так и местные референдумы. В  действующей Конституции этот институт отражен значительно шире, чем  в предыдущих. Как отмечалось, в ст. 3 референдум определен как один из способов осуществления народом национального суверенитета. Национальный референдум урегулирован Конституцией трижды.

Прежде всего, в ст. 89 Конституции  предусмотрен конституционный референдум, о котором выше уже говорилось. В Конституции предусмотрено  право Президента по предложению  Правительства во время сессий Парламента или по совместному предложению  обеих палат передавать на референдум любой законопроект, касающийся организации  публичных властей, экономических  или социальных реформ и содействующих  им публичных служб или разрешающий  ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, влияет на функционирование государственных  институтов. Назначение референдума  по ст. 11 ограничено тремя условиями: голосование может проводиться  по предложению Правительства или  по совместному предложению палат  Парламента, а не по собственному почину Президента республики. Если референдум назначается по предложению Правительства, то такое предложение должно быть внесено во время сессии Парламента, причем Правительство должно сделать  перед каждой палатой соответствующее  заявление, которое подлежит обсуждению; если законопроект одобрен на референдуме, т. е. в тот же срок, что и закон, принятый Парламентом. Однако такой  закон не подлежит отлагательному вето президента.

Впрочем, Конституция не предусматривает здесь какого-либо, контроля за действиями Президента. Конституционный совет в решении о конституционности референдума 28 октября 1962 г объявил о собственной некомпетентности в вопросе об определении конституционности актов, принимаемых на референдуме в соответствии со ст. 11 Конституции. Ш. де Голль, назначая референдумы по этой статье, грозил в случае неодобрения своих предложений отставкой превратив этот институт в плебисцит о доверии себе. Его преемник Ж. Помпиду исход назначаемых референдумов со своей личностью уже не увязывал. За время действия Конституции 1958 г. процедура ст. 11 использовалась семь раз: 8 января 1961 г. и 8 апреля 1962 г. с целью решения алжирской проблемы, 28 октября 1962.г. и 27 апреля. 1969 г. с целью реформировать Конституцию страны, 23 апреля 1972 г. по вопросу о расширении состава Европейских сообществ, 6 ноября 1988 г. по вопросу о статусе Новой Каледонии — одной из заморских территорий Франции и 20 сентября 1992 г. по вопросу о ратификации Маастрихтских соглашений.

На этом основании возможно проведение как национальных, так  и местных референдумов. На практике проводились референдумы в колониальных владениях Франции по поводу их дальнейшего  статуса. Закон о слиянии и  перегруппировках коммун 1971 г. предусмотрел местный референдум по вопросу об объединении коммун. Несмотря на отсутствие традиций таких референдумов и отрицательное  отношение к ним ряда политических партий до 1984 г. было проведено 91 такое  голосование.1

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Порядок проведение  референдума

В референдуме имеют право  участвовать все лица обладающие активным избирательным правом.

Если, например, условия получения  активного избирательного права  различны при выборах в разные палаты парламента или другие государственные  органы, право участия в референдумах обуславливается активным избирательным  правом по выборам в нижнюю палату парламента. Аналогичный принцип  действует и при местных референдумах.

Например, в Австрийском  Федеральном законе о народном голосовании 1958г. в редакции 1972г. ч. 1 §5 определяется: "право голоса имеют все мужчины  и женщины, которые на день начала компании по проведению народного голосования (§2, ч. 1) обладают правом участвовать  в выборах в Национальный совет". Голосование на референдуме равное.

Каждый избиратель имеет  такое же число голосов, что и  любой другой. Вес каждого голоса одинаков. Например, закона Испании  о регулировании различных видов  референдума 1980г.

Аналогично с правилами  участия в выборах решается вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме. На референдуме  голоса подаются непосредственно за предлагаемое решение или против него. Голосование является тайным.

Предмет референдума - это  вопрос, подлежащий решению посредством  народного голосования.

Инициатива и назначение принадлежит главе государства; парламенту; иногда обоим органам; правительству; группе депутатов парламента; региональным органам власти; группе избирателей.

Право инициативы дает возможность  принятия государственных решений  и придания им особого авторитета; оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора  с правящими партиями. Референдум по инициативе группы избирателей –  петиционный, т.к. подписывается петиция  с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким). Например, Конституция  Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает: общенациональное голосование назначается  Государственным собранием (парламентом); президент республики пользуется правом этой инициативы, Закон XVII о народном голосовании установил это право  за Советом министров, не менее 50 депутатам  Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей. Инициатор представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой  вопроса (формулой референдума); Государственное  Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов; положительное решение  содержит формулу референдума и  дату его проведения (не позднее 3-х  месяцев после даты решения).2

Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией. Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент  назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи - по требованию 150000 избирателей.

По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства  с подписью его председателя.

В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается  по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.

 

 

1.2 Инициатива проведения  референдума и организация голосования

Институты аналогичны соответствующим  институтам выборов государственных  или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:

производство по референдуму  подчинено избирательному праву;

права общественных объединений  будут распространяться на парламентские  политические группы и такие, которые  получили на парламентских выборах  не менее 3% голосов;

избирательские советы будут  образованы в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;

Информация о работе Референдум в зарубежных странах понятие виды порядок проведения значение