Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением.
Составление и исполнение бюджета является функцией исполнительных органов. Рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функция законодательных органов.

Содержание работы

Тема 25. Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ
1. Характеристика основных стадий бюджетного процесса
2. Основы бюджетного планирования в РФ
3. Казначейское исполнение бюджета
Тема 44. Банковская система РФ
1. Организация банковской системы РФ
2. Особенности современного рынка банковских услуг в РФ
3. Перспективы развития банковской системы в РФ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание111.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

Банковские операции представляют собой технологическую сторону деятельности банка, то есть это в основном технические, экономико-статистические, финансово-кредитные, бухгалтерские и другие приёмы, способы, используемые при создании банковских продуктов.

В настоящее время экономистами не выработано четкого определения понятий банковская операция, банковская услуга и банковский продукт и единого мнения, что в конечном итоге удовлетворяет потребности клиента: операция, услуга или продукт.

Существует четыре основных подхода к определению этих понятий:

1. Денежный  подход.

Основой этого подхода является денежная составляющая как ключевая характеристика деятельности банка: деньги - это ресурс, который изготавливается банками в соответствии с требованиями объективных экономических законов, т.е. продукт банка, включающий:

* товар особого рода  в виде денег, платежных средств;

* денежные средства и  ценные бумаги, продаваемые или  предоставляемые банками на определенный  срок;

* различного рода услуги  преимущественно денежного характера;

* эмиссия денег, включая  их электронную форму;

* конкретный банковский  документ (например, чек, вексель, сертификат).

В соответствии с данной теорией:

1) не просматривается  четкого разграничения между  понятиями услуги и операции;

2) в определение банковского  продукта не включаются такие  сферы деятельности банка, как  хранение ценностей, информационное  обслуживание и т.д. (т.е. сужается  сфера деятельности банка);

3) игнорируется неденежные  составляющие банковского продукта (поскольку, например, предоставление  кредита заключается не только  в передаче денег, но также  включает мониторинг, оценку, контроль  за их возвратом и целевым  использованием).

2. Маркетинговый подход.

В рамках данного подхода рассматриваются две концепции.

Согласно первой, понятие банковский продукт вообще не рассматривается, поскольку считается некорректным переводом понятия banking product. Банковская операция рассматривается как определенное действие или элемент банковской услуги .

Согласно второй концепции, понятие банковская услуга и банковский продукт являются синонимами: банковский продукт рассматривается как комплекс услуг по активным и пассивным операциям; банковская услуга определяется как продукт, удовлетворяющий потребности клиентов .

3. Правовой подход (основные положения этого подхода изложены в законодательстве).

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» не определяет понятие услуги, а специфика банковской деятельности определяется на основе перечня банковских операций и сделок, причем понятия сделка и операция употребляются как тождественные. Важно отметить, что в соответствии с российским банковским законодательством кредитным организациям запрещается заключать соглашения и выполнять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле. Приобретение акций (долей) уставных капиталов кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих контроль за деятельностью кредитных организаций (их объединений), не должно противоречить антимонопольным правилам.

4. Клиентский  подход.

В рамках данного подхода основной акцент делается на клиента. Банковская операция определяется как упорядоченная совокупность действий сотрудников банка по удовлетворению потребностей клиентов, т.е. по их обслуживанию. При этом банковская услуга это результат обслуживания клиентов, т.е. выполнение банковских операций.

Резюмируя указанные подходы, можно сделать общий вывод. Все сторонники различных концепций тем не менее видят предназначение банков в повышении уровня рационального поведения участников экономических отношений в условиях рыночной неопределенности, в снижении размеров их трансакционных издержек и минимизации информационной ассиметрии в отношениях между ними.

Действуя в интересах участников экономических отношений, банк удовлетворяет их основные потребности:

· в увеличении размера (приращении) ресурсов;

· в получении (мобилизации) дополнительных ресурсов;

· в осуществлении расчетов и платежей;

· в хранении денежных средств и ценностей;

· в получении информации, консультации и содействии.

В соответствии с этим банковский продукт можно считать формой правления банковской услуги, а элементами банковского продукта являются:

· банковские услуги (расчетные, депозитные, кредитные);

· банковские операции (продуктообразующие, производительные, управленческие, аналитические);

· банковские технологии (процессы) - последовательность, порядок совершения операций;

· банковские документы - материальные носители, удостоверяющие права и обязанности банка и клиента при предоставлении банковского продукта.

Таким образом, банковской услугой является одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента. Кроме того, услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату. К основным характеристикам банковской услуги относятся:

· нематериальная сущность услуг;

· продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми

· управляет банкир;

· проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;

· автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;

3. Перспективы  развития банковской системы  в РФ

Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен. Для российской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое значение. Идя от распределительной к рыночной модели необходимо понять, в чем состоит предназначение банка в экономике? Центральный банк сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, коммерческие банки долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики – не их дело, главное – как можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали “карманными” не только в экономическом, но и политическом отношениях.

Роль банков не зависит от того, реализована она или нет в России? Речь идет о назначении банка. Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров.

Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики.

Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики.

Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.

Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современной России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке.

Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики – от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г., когда снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики – золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса.

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

С начала 90-х Россия практически с чистого лиса начала построение своей банковской системы. Неизбежны были все сделанные ошибки, так как отсутствовал опыт банковской деятельности в рыночной экономике. Однако не стоит забывать, что не мы первые идем по этому пути. В мире уже достаточно примеров, чтобы присмотреться к ним и избежать хотя бы части ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список использованной литературы:

1. Финансы / Под ред. Поляка  Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Финансы, денежное обращение  и кредит / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Территориальные финансы / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: Вузовский  учебник, 2003.

4. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА -, 2007.

5. Годин А.М., Подпорина  И.В. Бюджет и бюджетная система  Российской Федерации. - М.: Изд.-торговая  корпорация «Дашков и К», 2002.

6. Бюджетный Кодекс РФ. - М.: 2007 г

 


Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование в РФ