Государственное регулирование налоговых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ......................................................................5
1.1 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики………………….....................................................................................5
1.2 Налоги как инструмент государственного воздействия на решения хозяйствующих субъектов......................................................................................7
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.........................................................................................21
2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений..............21
2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношений............13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................2

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 100.82 Кб (Скачать файл)

Следовательно, для государства, которое в случае избыточного  налогового бремени неизбежно столкнется с уменьшением поступлений в  бюджет, наиболее успешной стратегией будет осуществление мер, направленных на снижение налогов, повышение степени  поддержки осуществляемой государственной  политики со стороны избирателей, соблюдение принципов налогообложения, способствующих росту деловой активности хозяйствующих  субъектов. В ситуации, сложившейся  в настоящее время в России, данные меры будут во много раз  эффективнее, нежели попытки государства  путем ужесточения наказаний  и борьбой с лазейками в  действующие законодательстве противодействовать уклонению от уплаты налогов.

Указанные соображения лежат  в основе практического использования  регулирующей  функции налогов - целенаправленного государственного воздействия на экономику, ее отдельные  сектора или отрасли посредством  изменения доли налогового изъятия  прибыли хозяйствующих субъектов. Успешность ее применения в развитых странах демонстрируют мероприятия  по стимулированию экономического роста  в условиях послевоенного восстановления и в условиях, ускорившихся во второй половине 20 в. темпах НТП и возросшей  конкуренции на международных рынках. Поскольку механизм налогового воздействия  на прибыль, получаемую отечественными хозяйствующими субъектам, и степень  их деловой активности аналогичен,   следует признать возможность практического  применения регулирующей функции налогов  для стимулирования экономического роста в переходной экономике  России.

Лишь при условии того, что налоговая система в своем  функционировании оптимальным образом  сочетает исполнение фискальной и регулирующей функции, будут создаваться условия  для экономического роста. Одним  из критериев такой оптимальности  является уровень налоговой нагрузки на  экономику,   на  макроуровне  —  доли  национального  дохода, перераспределяемого посредством  налоговой системы. Кривая Лаффера  показывает, что при увеличении налоговой  нагрузки от нуля до некоторого оптимального значения увеличиваются как доходы государства, так и доходы хозяйствующих  субъектов, однако, начиная с этого  значения, значительные налоговые изъятия  снижают стимулы деловой активности и уменьшаются не только доходы хозяйствующих  субъектов, но и государства, поскольку  рост налоговых ставок не компенсирует снижение налоговых баз. Поиск оптимального уровня налогообложения, на существование  которого указывал Лаффер, в процессе налогового реформирования в развитых странах сначала в 1970-х, а затем  в середине 1980-х - 1990-х гг., направленного  на стимулирование деловой активности в условиях необходимости исполнения государством в рыночной экономике  собственных функций, привел налоговые системы указанных стран к их современному виду. При этом посредством налогообложения перераспределяется порядка 35-45% национального дохода. Однако, считая указанный уровень эмпирически выведенным оптимальным значением для стран с развитой рыночной экономикой, говорить о нем, как об ориентире для налоговой системы России следует с некоторыми оговорками. Необходимо отметить, что налоговая нагрузка является еще и качественным понятием, определяемым отношением к налогам со стороны хозяйствующих субъектов. Характер данного отношения определяется, во-первых, тем, в какой степени государственные средства расходуются на достижение общественно полезных целей, недоступных усилиям отдельных людей. Во-вторых, не лишним будет еще раз напомнить о необходимости учета интересов плательщиков, который находит отражение в принципах справедливости, удобности, определенности, экономии затрат и ряде других, на которых должно строиться налогообложение. С учетом сказанного наряду с количественным измерением налоговой нагрузки, практическую ценность представляет оценка степени «контрастности» существующей политической системы, а также тех принципов, на которых построено налогообложение.

 

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений

В процессе своей налоговой  деятельности государство осуществляет регулирование налоговых отношений, создавая и формируя их, исходя из своих представлений о наиболее целесообразной и эффективной системе налогообложения, а главным образом - стремясь обеспечить себя необходимыми денежными средствами.

Содержанием государственного регулирования налоговых отношений с экономической точки зрения выступает установление налога с определением всех его элементов: субъекта налога, объекта налога, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, налоговых льгот и др.

С правовой точки зрения содержанием государственного регулирования налоговых отношений выступает установление прав и обязанностей субъектов (сторон) налогового отношения, одним из которых, заметим, является самого государство.

Налоговое отношение опосредует налоговое обязательство, в соответствии с которых налогоплательщик обязан передать государству в определенные сроки, определенным способом, определенную сумму денег. В своей совокупности налоговые отношения выражают изъятие государством в свою собственность определенной части валового национального продукта, что составляет экономическую составляющую налогообложения, где данные отношения выступают в качестве распределительных и перераспределительных экономических отношений.

Государство осуществляет регулирование  налоговых отношений, организуя  тем самым само налогообложение, посредством издания соответствующих  правовых актов. Так, посредством этих актов государство в лице соответствующих органов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает свои специализированные налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства и т. д. Эти акты, с одной стороны, порождают сами налоговые отношения: Одновременно данные акты, с другой стороны, регулируют поведение субъектов и участников налоговых отношений через определение их прав и обязанностей. Например, при установлении какого-либо налога, у лиц, определенных налоговым законом в качестве налогоплательщика, возникает обязанность перед государством осуществить его уплату, а у соответствующего налогового органа - обязанность перед государством по осуществлению контроля за своевременным и полным выполнением налогового обязательства. Одновременно у этого органа возникает право требовать от налогоплательщиков уплаты налога, осуществлять контроль за этой уплатой, принимать меры по принудительному взысканию налога и привлекать лиц, совершивших налогового правонарушения, к налоговой ответственности в установленном законодательством порядке.

Таким образом, нормативные  правовые акты налогового законодательства одновременно выступают и в качестве основания общественных отношений, являющихся по своим экономическим  и юридическим признакам, налоговыми, и в роли источника правового регулирования данных отношений. Еще раз подчеркнем, что налоговые отношения не возникают и не существуют сами по себе в недрах экономики. Они являются порождением соответствующего налогового закона: нет закона – не может быть и налогового отношения ни в качестве экономической, ни, тем более, в качестве правовой категории; отмена налогового закона влечет прекращение налогового отношения. Поэтому налоговое отношение, будучи экономическим отношением, по своей форме всегда является правоотношением.

Государство осуществляет регулирование  налоговых отношений, используя  определенные методы.

2.2. Методы государственного  регулирования налоговых отношений

Методы государственного регулирования налоговых отношений - это приемы и способы, посредством  которых государство устанавливает, изменяет и прекращает права и  обязанности субъектов данных отношений.

Основные методами государственного регулирования налоговых отношений  являются следующие:

1) издание односторонних  правовых актов, носящих нормативный  характер. Совокупность этих актов  формирует налоговое законодательство;

2) издание односторонних  правовых актов, носящих индивидуальный  характер;

3) совершение двухсторонних  налогово-правовых актов;

4) реализация государством  в лице его уполномоченного  органа своих прав и обязанностей  в качестве субъекта конкретного  налогового правоотношения.

Как мы видим, по своей форме  данные методы выступают в качестве правовых. И это не случайно: налог - дитя закона; Однако все они имеют определенное экономическое содержание. Посредством их устанавливаются, изменяются и отменяются налоги, что приводит к возникновению, изменению и прекращению налоговых отно¬шений, как разновидности экономических отношений, вводятся налоговые каникулы, осуществляется налоговая амнистия, предоставляется налоговый кредит, дается отсрочка налогового платежа и т. п. Все это акты экономического порядка.

Рассмотрим названные  методы регулирования налоговых отношений в обозначенной последовательности.        

Отметим двойственную роль государственного регулирования налоговых  отношений. С одной стороны, оно  является субъектом налогового отношения  в качестве «государства — собственника» (или, как сейчас стали говорить, "государства - казны"), выступая получателем  сумм налогового платежа и естественно заинтересованного в том, чтобы получить денег как можно больше. С другой стороны, выступая в качестве субъекта публичной власти, обладающего огромными властными полномочиями, государство регулирует данное общественное отношение путем издания соответствующих законов, определяя при этом как свои собственные права в качестве субъекта налогового отношения, так и обязанности другой стороны этого отношения - налогоплательщика. В целом такая ситуация довольно нетипична для механизма правового регулирования: обычно государство регулирует общественное отношение, находясь вне его, т. е. будучи равноудаленным от обеих сторон этого отношения. При этом государство как субъект публичной власти, сохраняя объективность и непредвзятость, обязано учесть и сбалансировать интересы сторон данного общественного отношения, при условии, что эти интересы могут быть противоречивыми. Примером такого правого регулирования является регулирование товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права.

Иначе говоря, налоговое  законодательство как источник правового регулирования государством налоговых отношений, заведомо отдавая предпочтение этому же государству, но уже выступающему в качестве субъекта данных отношений, объективно дискриминационно по отношению к налогоплательщикам.

Ограничителем этой дискриминации  может выступать инстинкт самосохранения государства, понимающего, что непомерное налогообложение в конечном счете  приведет к развалу экономики  страны и обнищанию населения, что  кончится крахом самого государства, появление  научно обоснованных доктрин, которые закладываются в основу налоговой политики государства, а главное - степень сопротивления общества налоговому произволу государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что налоги, можно сказать, стары как мир, в вопросах их сущности и назначения, установления и взимания, организации и принципов налогообложения, содержания налоговой деятельности государства, форм и методов осуществления этой деятельности до сих пор много неясного и спорного. Более того, за столетия осмысления этих вопросов в науке возникло много ошибочных представлений и умозаключений, ставших однако настолько привычными, что кажущихся уже истинными. К числу этих заблуждений можно отнести, в частности, утверждение, что налоги являются благом для общества, поскольку носят возвратный характер и призваны обеспечить удовлетворение потребностей общества в государственных услугах, т. е. устанавливаются в интересах общества. Да и установлены налоги чуть ли не самим обществом в лице своих представителей - депутатов законодательных органов. В сознание людей внедрен стойкий стереотип, что налог является платой за те услуги, которые оказывает государством каждому из нас, т. е. налогообложение является возмездным. И всем людям плохо лишь потому, что мы — налогоплательщики — уклоняемся от уплаты налогов. Все это позволяет государству оправдать свои завышенные расходы, нисколько не продиктованные общественными потребностями, и вытекающий из этого налоговый гнет на общество.

Столь же ошибочной является концепция, согласно которой налоги являются внутренним порождением экономики  и обусловлены ее потребностями. Сама по себе экономика в налогах  не только не нуждается, более того, они всегда выступают отрицательным  для нее фактором.

Между тем, экономика, объективно представляя собой саморазвивающуюся  и саморегулируемую систему, не может породить внутри себя отношения, подрывающие самое себя.

Таким образом следует, по нашему мнению, признать, что налог  является односторонним установлением  государства, произведенным в первую очередь в интересах самого государства, где этот интерес может далеко не совпадать, а порой и прямо противоречить интересам общества. Вплоть до того, что налогообложение начинает выступать тормозом экономического развития страны и является причиной обнищания народа. Необходимо отрешиться от заблуждения, что государство является выразителем интересов общества и населения, а сами налоги носят «социально-возвратный характер». Подавляющая часть налогов потребляется самим государственным аппаратом или же экономически неэффективно расходуется на всякого рода «государственные программы».

В основе налоговой политики государства должна лежать минимизация налогов. При этом следует руководствоваться правилом: «Хорошее государство - не то, которое имеет много доходов, а то, которое дает возможность иметь много доходов обществу». Реализация дайной концепции потребует повышения политической активности общества, его консолидации и самоорганизации, превращения общества в самодостаточную политическую силу, способную реально влиять не только на финансовую политику государство, но и на формирование той идеологически господствующей доктрины, которой оно должно руководствоваться в процессе осуществления своей налоговой деятельности.

Кроме того это потребует  пересмотр места и роли государства  в политической системе и, соответственно, пересмотра объемов и параметров его финансовой деятельности. Этот пересмотр видится прежде всего в двух взаимосвязанных направлениях. Первое из них - трансформация функций государства в сторону их сокращения, сужения и ограничения сферы применения. Следствием этого должен наступить отказ от финансирования по линии государства тех мероприятий, которые не обусловлены существованием государства и возложенными на него задачами. В основном это касается экономических проектов, исходя из того, что в условиях рынка экономика должна функционировать на базе самофинансирования. В значительной степени это должно коснуться и социальных программ. Определяющим в данном случае выступает тезис: «Здоровый должен помочь больному, но работающий вовсе не обязан содержать бездельника». Второе направление - сокращение на основе трансформации функций государства численности государственного аппарата и его оптимизация.

Все это приведет к сокращению государственных расходов, что выступит предпосылкой сокращения размеров налогообложения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Караваева И.В. Приоритетные направления налоговых реформ в рыночной экономике второй половины XX века. -М.: Институт экономики РАН, 2003

2. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика - (власть и бизнес). Отд. экон. РАН. -М.: Экономика, 2005

3. Г.Либман, Л.Преснякова. "Шведская модель" социальной политики// Российский экономический журнал, 2004, № 8, с.64

4. Хайнц Ламперт Социальное рыночное хозяйство. -М.: Дело, 2004

5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: «Соцэкгиз», 1992.

6. Осадчая И.М. Современное кейнсианство. - М.: «Мысль», 2000

7. Цитата по кн. Налоги в механизме хозяйствования / А.В. Сигниевич, Е.М. Бухвальд, О.Н. Ежова и др. - М.: «Наука», 2001.

Информация о работе Государственное регулирование налоговых правоотношений