Налоговая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения своих функций любому государству необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 4.docx

— 82.72 Кб (Скачать файл)

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования  экономики, обращаться с которым  следует очень осторожно и  умело, по возможности прогнозируя  последствия производимых изменений. Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные  бюджеты.

Начиная с 1997 г. по ряду изделий  акцизы устанавливаются не в процентах, как все эти года, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены  акцизы на алкогольную продукцию  с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить акцизы предприниматели  без образования юридического лица.

Подоходный налог

К числу крупных источников дохода бюджета относится подоходный налог с физических лиц. В большинстве  зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета. Например, в федеральном бюджете США его удельный вес составляет более 40%, в то время как налог на прибыль корпораций — 10%. В бюджете Дании удельный вес подоходного налога 48%, то есть почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В Германии этот налог занимает первое место среди статей доходов бюджета, во Франции — второе место после налога на добавленную стоимость11.

Растет значение этого  налога и в Российской Федерации. Однако этому процессу препятствует низкий уровень доходов основной массы населения. По законодательству, введенному в 1992 г., объектом обложения  стал совокупный годовой доход физического  лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе  и увязанные с семейным положением. Налог носит прогрессивный характер12.

Объектом подоходного  налога является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.

Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят  характер имущественных налогов  или пошлин и не имеют такой  регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими  еще пересчитывается и доплачивается  по итогам календарного года. Налог  уплачивается в сроки, установленные  законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее  внесенных сумм.

 

Налог с заработной платы  удерживается работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не только от выполнения трудовых и  приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые  органы декларацию о доходах.

В совокупный годовой доход  не включаются пенсии, государственные  социальные пособия, за исключением  пособий по временной нетрудоспособности, выходные пособия, компенсационные  выплаты (например, командировочные, полевое  довольствие), стоимость натурального довольствия, суммы материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными  обстоятельствами, выигрыши по облигациям государственных займов, по лотереям, проценты по вкладам в банках и  других кредитных учреждениях, стипендии  студентов6 и их заработок, получаемый в связи с учебно-производственным процессом и за работы, выполняемые во время каникул в составе студенческих отрядов, доходы лиц, осуществляющих старательскую деятельность, доходы граждан от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, птицы, нутрий, продукции пчеловодства, растениеводства и цветоводства, а также продажи грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, суммы, получаемые в течение календарного года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков в части, не превышающей пятитысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые от продажи иного имущества в части, не превышающей тысячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, страховые выплаты, доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, за исключением вознаграждений, выплачиваемых правопреемникам авторов открытий, изобретений, произведений литературы и искусства, стоимость подарков от предприятий, призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, не превышающая двенадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда, доходы членов фермерского хозяйства, полученные от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет с момента образования хозяйства; суммы дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства или объектов социальной инфраструктуры, а также направленные на прирост оборотных средств, доходы (кроме заработной платы), получаемые членами кочевых родовых общин малочисленных народов Севера; суммы стоимости акций, полученных физическими лицами в соответствии с законодательством о приватизации предприятий, за исключением дивидендов и других доходов от использования этих акций; доходы, полученные членами трудового коллектива за счет льгот при приватизации предприятий; стоимость продукции собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализованной в счет натуральной оплаты труда, не превышающая пятидесятикратного размера минимальной месячной оплаты труда; доходы, получаемые от избирательных комиссий; суммы оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых для реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных с военной службы13.

Если международными договорами РФ или бывшего СССР установлены  иные правила налогообложения отдельных  категорий граждан, то применяются  правила международного договора.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, платят подоходный налог в форме уплаты годовой  стоимости патента.

 

Подоходный налог с  физических лиц является федеральным  налогом, но большая часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов Федерации. Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим источником доходов  бюджета. Соотношения его между  бюджетами менялись. В разное время  в региональном бюджете оставалось 100%, 99, 90% от всех поступлений, остальные  направляются в федеральный бюджет.

Налог на прибыль

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а  также региональных и местных  бюджетов служит налог на прибыль  предприятий и организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом  РФ "О налоге на прибыль предприятий  и организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного  финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все предприятия  и организации, в том числе  и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая  предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и  организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность, филиалы и другие аналогичные  подразделения, имеющие отдельный  баланс и расчетный счет, иностранные  фирмы, осуще­ствляющие предпринимательскую деятельность на территории России. На сегодняшний день в России действует единая ставка налога на прибыль, составляющая 13%.

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а  также региональных и местных  бюджетов служит налог на прибыль  предприятий и организаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

 

Налог регламентируется Законом  РФ "О налоге на прибыль предприятий  и организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного  финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все предприятия  и организации, в том числе  и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая  предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и  организации, осуществляющие предпринимательскую  деятельность, филиалы и другие аналогичные  подразделения, имеющие отдельный  баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России14.

При определении прибыли  от реализации основных фондов или  другого имущества учитывается  превышение продажной цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или  имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая финансовая помощь)

При исчислении прибыли для целей налогообложения наиболее важно правильно определить себестоимость продукции (работ, услуг). Опыт работы Государственной налоговой инспекции по г. Москве свидетельствует, что именно здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения те, кто пытается уй­ти от налогообложения, ведь любое завышение себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат можно производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Некоторые затраты включаются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвержденных нормативов. Примером последних являются командировочные расходы, представительские расходы и т. п15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ налоговой политики государства

3.1. Критерии эффективности налоговой политики

Экономическая политика правительства  реализуется путем взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство оказывает регулирующее воздействие на экономических агентов с помощью системы налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок.

Налоговая политика способна влиять на совокупный спрос. Решение правительства  повысить процентные ставки ведет к  сокращению расходов частного сектора  на инвестиции. Падение уровня инвестиционных расходов приводит к тому, что налоговая  политика может сократить норму  накопления. Происходит эффект смещения, который имеет место в том  случае, когда возникает бюджетный  дефицит и правительство вынуждено  увеличивать долги для покрытия своих расходов. Рост государственных  расходов повышает совокупный спрос, приводя  к тому, что производство набирает тенденцию к увеличению. Но рост производства повышает процентную ставку на рынках активов и тем самым  смягчает влияние налоговой политики на производство16.

Налоговая политика наиболее эффективна при стабильном обменном курсе и  устойчивом движении капиталов.

Расширение налоговой политики ведет к повышению процентной ставки, поэтому приводит к тому, что центральный банк вынужден увеличивать  количество денег для поддержания  стабильного обменного курса, укрепляя тем самым эффект расширения налоговой  политики.

При осуществлении анализа налоговой  политики государства большое внимание уделяется структуре налогообложения. В странах с низкими доходами, обычно, структура налогообложения  имеет следующие черты:

а) Большую часть поступлений  составляют налоги на отечественные  товары и внешнеторговые операции, которые в совокупности составляют около 70% всех налоговых поступлений, причем на долю одних только импортных  пошлин приходится свыше 40% .

б) Внутренние подоходные налоги не столь  значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей  степени, чем частные лица. Это  связано с удобством использования  крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а  также с административными трудностями  организации обложения эффективным  подоходным налогом частных лиц.

В отличие от стран с низкими  доходами, налоги на внешнеторговые операции в промышленно развитых странах  играют незначительную роль, а главными источниками поступлений служат налоги с частных лиц и налоги, взимаемые в соответствии с программами  социального страхования.

Критерии макроэкономической эффективности налоговой политики:

а) Возможность налоговой  политики концентрировать источники  доходов.

Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом автоматических или дискреционных изменений.

К автоматическим относят повышение суммы поступлений, вызванных расширением налоговой базы.

Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой  системе, таких как пересмотр  налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора  налогов, то есть изменений в самой  налоговой политике.

Система, обеспечивающая налоговые  поступления при ограниченном числе  налогов и ставок, может значительно  снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения.

Информация о работе Налоговая политика РФ