Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:19, реферат

Описание работы

Налоговое право явление относительно новое для российского права, так как в дореформенный период налоговые инструменты абсолютно не применялись в государственно-правовом развитии. Именно поэтому выявление особенностей предмета и метода налогового права, его правовой природы и отраслевой принадлежности, представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Данное положение обуславливается также и тем, что в научно-методической литературе последнего периода данному вопросу уделяется мало внимания.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

В этой связи  необходимо учитывать, что практически  все налоговые отношения возникают  в процессе перераспределения национального  дохода и имеют финансовый характер.

Однако отношения  в сфере налогообложения возникают  исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. В то время как перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметом регулирования права финансового.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере налогообложения — это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

Нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами, что свидетельствует о том, что налоговое право является хоть и относительно обособленной, но составной частью финансового права.

Что касается уровня обособленности налогового права в  системе финансового права, то здесь  необходимо исходить из того, что практически  все ученые-правоведы рассматривают  налоговое право в качестве финансово-правового  института, отмечая, тем не менее, что это крупнейший раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития. Кроме того, ряд ученых рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, включая его в раздел финансового права, посвященный правовому регулированию государственных доходов.

Вместе с  тем, по нашему мнению, события предыдущего  года — принятие первой части Налогового кодекса РФ, а также его вступление в силу с 1 января 1999 года, существенно  изменило все ранее существовавшие подходы к понятию налогового права.

Представляется, что ещё совсем недавние традиционные взгляды на налоговое право как  на правовой институт налогов с юридических  и физических лиц достаточно устарели и не соответствуют современному положению вещей. Налоговое право  по своей социальной важности и значению давно перешагнуло первоначально установленные для него рамки.

Так, в настоящий  момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового  регулирования организации и  деятельности налоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актов по вопросам налогообложения во главе с Налоговым кодексом РФ.

Широкое развитие и распространение получила система  налогового контроля, в правоприменительной  практике налоговые споры являются самыми многочисленными. Неуклонно и стремительно растет число налогоплательщиков. Образно выражаясь «налоги стучаться в каждый дом».

Принятие Налогового кодекса РФ и указанные выше обстоятельства привели к тому, что элементы налогового права получили свое институциональное развитие и сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение в основном нормативном документе государства, посвященном налогообложению — Налоговом кодексе РФ. Все это, по нашему мнению, позволяет говорить о том, что процесс эволюции права о налогах и сборах достиг наиболее высокой своей формы объединения правовых норм — подотрасли, которая в теории права выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку.

Данное положение  вполне согласуется с тезисом, согласно которому появление новой сферы  общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных  частей системы права. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что качественное преобразование, реформирование и кодификация налогового законодательства, постепенное обособление налоговых отношений и усиления специфики налогово-правового метода регулирования привело к тому, что институт налогового права стал на современном этапе развитым правовым образованием, которое сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права.

С учетом вышеизложенного  представляется возможным дать определение  понятию налогового права.

Налоговое право — подотрасль финансового права, со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения, путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов с элементами диспозитвности.

Таким образом, налоговое право имеет следующие  основные характеристики: 

— налоговое  право — подотрасль финансового права, со своей системой финансово-правовых норм (институтов), то есть общеобязательных правил поведения обязанных субъектов, а также управомоченных положений для государственных органов и должностных лиц; 

— налоговое  право — предметная подотрасль, то есть она посвящена определенному предмету — разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения; 

— налоговое  право, прежде всего, регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распределение и использование  бюджетных средств лежит за рамками  налоговых отношений, как и вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных государственных изъятий; 

— налоговое  право устанавливает обязанность  юридических и физических лиц  по уплате налогов и сборов, а  также регламентирует процедуру  исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства

Особенности налогового права как подотрасли права

Рассматривая  налоговое право с теоретических  позиций, хотелось бы отметить и сформулировать некоторые его особенности, которые присущи только данной подотрасли права.

Как отмечалось выше, с классических правовых позиций  для любой отрасли права характерны следующие основные признаки (черты): 

— наличие определенного  предмета правового регулирования; 

— наличие метода правового регулирования; 

— наличие кодифицированного  акта.

Данные черты  являются основополагающими при  определении и формировании всех отраслей права; они характерны для  всех отраслей права, например, гражданского, уголовного, административного и др.

Налоговое право  также обладает всеми указанными признаками. Так, налоговое право  имеет свой »исключительный» предмет  правового регулирования, а именно, общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения; свой специфический метод регулирования общественных отношений. Кроме того, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, объединены в кодифицированный нормативный акт — Налоговый кодекс РФ.

 

Перечень  основных изменений налогового законодательства с 2013 года 

 
Уплата и взыскание налогов, налоговые  проверки, привлечение к налоговой  ответственности (часть первая Налогового кодекса РФ)

Федеральный закон  от 25.06.2012 N 94-ФЗ, Федеральный закон  от 29.06.2012 N 97-ФЗ  
 
1. Организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее подачи - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть по 31 марта включительно (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Налог на добавленную  стоимость (глава 21 НК РФ)

Федеральный закон  от 02.10.2012 N 161-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ  
 
1. Реализация племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2 ст. 164 НК РФ).

2. Ввоз племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ).

3. Жиры специального  назначения (кулинарные, кондитерские, хлебопекарные), заменители молочного жира, эквиваленты, улучшители и заменители масла какао, спреды и смеси топленые облагаются НДС по ставке 10 процентов (абз. 7 подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). 

Акцизы (глава 22 НК РФ)

Федеральный закон  от 29.11.2012 N 203-ФЗ

1. Увеличены ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин (п. 1 ст. 193 НК РФ).

2. Топливо печное бытовое,  вырабатываемое из дизельных  фракций прямой перегонки или  вторичного происхождения, кипящих  в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, относится к подакцизным товарам (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ). 

Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ

1. Субсидии и гранты, полученные  главами крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера не облагаются НДФЛ (п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ). 

Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ

1. При расчете остаточной  стоимости основного средства, в  отношении которого налогоплательщик  ранее применил амортизационную  премию, вместо показателя "первоначальная  стоимость" следует использовать показатель стоимости, по которой этот объект был включен в амортизационную группу (подгруппу) (п. 1 ст. 257 НК РФ).

2. Восстанавливать амортизационную  премию при реализации объекта,  в отношении которого данная  премия применялась, в пределах  пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию нужно, только если объект продается лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ).

3. Дата начала начисления  амортизации по основным средствам,  права на которые подлежат  государственной регистрации, определяется в общем порядке - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

4. Безнадежными  признаются долги, невозможность  взыскания которых подтверждена  постановлением судебного пристава-исполнителя  об окончании исполнительного  производства, вынесенным в порядке,  установленном Федеральным законом  от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п. 2 ст. 266 НК РФ).

5. Предельная  величина процентов, учитываемых  в расходах, принимается равной  ставке процента, установленной  соглашением сторон, но не выше  ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза - при оформлении долгового обязательства в рублях или в 0,8 раза - по долговым обязательствам в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

6. Доход от  реализации недвижимого имущества  признается для целей налога  на прибыль на дату передачи  недвижимости приобретателю по  передаточному акту или иному документу о передаче (абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ).

7. Расходы на  приобретение (создание) объектов, относящихся  к мобилизационным мощностям,  а также на реконструкцию, модернизацию  и техническое перевооружение  таких объектов списываются через механизм амортизации (подп. 17 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 256 НК РФ).

8. Сельскохозяйственные  товаропроизводители, отвечающие  критериям, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственные  организации, которые соответствуют  условиям, предусмотренным п. 2 и подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, и деятельность которых не облагается ЕСХН, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль на постоянной основе в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (произведенной и переработанной) сельхозпродукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). 

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

Федеральный закон  от 29.11.2012 N 205-ФЗ

1. Суды общей  юрисдикции, мировые судьи, арбитражные  суды, Конституционный Суд РФ  и конституционные (уставные) суды  субъектов РФ вправе освобождать плательщика от уплаты госпошлины по рассматриваемым ими делам, исходя из его имущественного положения (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 и п. 3 ст. 333.23 НК РФ).

2. Госпошлина  за регистрацию прав, ограничений  (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения составляет 200 руб. (подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Это правило не распространяется на регистрацию участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и других целей, указанных в подп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также на регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее ПИФ или приобретаемое для включения в состав ПИФа (подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Информация о работе Налоговое право