Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Основы налоговой системы Российской Федерации, были заложены в начале девяностых годов прошлого столетия, но до сих пор вызывают споры и неоднозначные толкования. Необдуманное удовлетворение текущих бюджетных потребностей, которое осуществляется без учета экономических последствий, несовершенство механизма сбора налогов, отсутствие действенной законодательной базы для борьбы с «теневой» экономикой и уклонениями от налогового бремени, неуверенность иностранных инвесторов в стабильности режима налогообложения, приводят к прямым финансовым потерям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы формирования налоговой политики 6
2.Анализ влияния налоговой политики на доходы бюджетной системы…………………………………………………………………….16
3.Совершенствование налоговой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.1.Налоговая нагрузка на экономику в целом и на секторы экономики не относящиеся к нефтегазовому (в процентах от ВВП).

 

При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

Среди стран категории «развивающиеся рынки» также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в отраслях, не относящихся к нефтегазовому сектору наша страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

Анализ структуры налоговой нагрузки с другими странами показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Ю.Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП).

В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю - прежде всего экспортные пошлины - и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других странах они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности. Сведения о налоговой нагрузке в целом по стране, в зависимости от вида налогов  представлены в таблице 2.1.

                                                               Таблица 2.1.

Налоговые доходы бюджетной системы.

(% в ВВП)

 

 

2000

 

2001

 

2002

22003

22004

22005

22006

22007

Налоговые доходы, всего

 

35.7

 

35.7

 

35.6

334.6

335.3

336.6

336.4

336.7

Налог

на прибыль

 

5.4

 

5.7

 

4.3

44.0

55.1

66.2

66.2

66.6

НДФЛ

 

2.4

 

2.9

 

3.3

33.4

33.4

33.3

33.5

33.8

НДС

 

6.2

 

7.2

 

7.0

66.7

66.3

66.8

55.6

66.9

Акцизы

 

2.3

 

2.7

 

2.4

22.6

11.4

11.2

11.0

11.0

Таможенные пошлины

 

3.1

 

3.7

 

3.0

33.4

55.0

77.5

88.3

77.0

НДПИ, налоги на природные ресурсы

1.1

1.4

3.1

3.0

3.4

4.2

4.3

3.6

ЕСН

7.3

7.2

6.9

6.6

6.3

5.4

5.4

5.6

Прочие налоги

8.0

4.8

5.6

4.9

4.4

2.0

2.0

2.2

Наибольший вес в налоговых доходах бюджетной системы по итогам 2007 года занимали таможенные пошлины (19,2%), НДС (18,7%), налог на прибыль организаций (17,9%), ЕСН (15,3%).

Налог на прибыль организаций в % от ВВП в 2007 году по сравнению с 2000 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2000 году до 3,8% ВВП в 2007 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Поступление таможенных пошлин увеличились более чем в 2 раза: с 3,1%ВВП в 2000 году до 7% ВВП в 2007 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом государство реагирует на цены на мировом рынке.

Снижение ЕСН с 7,3% ВВП в 2000 году до 5,6% ВВП в 2007 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.

При рассмотрении распределения налогов по отраслям можно сделать вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной стоимости. В других отраслях налоговая нагрузка не выходит за границы 30% добавленной стоимости. Указанная направление налоговой политики свидетельствует о гибком подходе при определении размера налогового бремени.

Это оказывает влияние и на структуру доходов бюджетной системы. 

В 2007 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.

Структура доходов бюджетной системы представлена в Таблице 2.2.

 

Таблица 2.2.

Структура налоговых доходов бюджетной системы

% к итогу

 

 

2000

 

2001

 

2002

 

2003

 

2004

 

2005

 

2006

 

2007

Налоговые доходы всего

 

100.0

 

100.0

 

100.0

 

100.0

 

100.0

 

100.0

 

100.0

 

100.0

Налог на прибыль

15.1

16.1

12.0

1.5

4.4

6.8

7.1

7.9

НДФЛ

6.6

8.0

9.3

10.0

9.5

9.9

9.5

110.5

НДС

17.4

20.1

19.6

9.3

7.8

8.6

5.5

18.7

Акцизы

6.4

7.6

6.9

7.5

4.1

3.3

2.8

2.6

Таможенные пошлины

8.8

10.4

8.4

9.9

4.3

0.5

2.9

19.2

НДПИ и налоги

на природные ресурсы

3.0

4.1

8.6

8.6

9.6

11.5

11.9

9.9

ЕСН

20.4

20.1

19.4

9.1

7.8

4.9

4.7

15.3

Прочие налоги

22.4

13.6

15.9

4.2

2.5

5.6

5.6

5.9

 

Снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей. В целом, можно сделать вывод, что данные анализа свидетельствуют о положительных сдвигах в развитии социально -экономической системы Российской Федерации за анализируе-мый  период,   что  означает:      найден  компромисс  между государством и налогоплательщиками как субъектами отношений возникающих при осуществлении налоговой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Совершенствование  налоговой политики

 

В течение истекшего десятилетия  в России была проведена масштабная налоговая реформа, которая   с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Реформа была направлена на упрощение и изменение структуры налоговой системы, посредством  снижения налоговых ставок и изменения правил исчисления и уплаты налогов,  путем повышения эффективности процедур налогового администрирования.

Принятие подходов к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики. В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в государствах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов.

Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки. Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы. Процесс совершенствования продолжается и в настоящее время.

В Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию в 2010,2011,2012 годах  обозначены  Основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы.[9] [10] [11]Основными базовыми тезисами совершенствования налоговой политики в краткосрочный период можно считать следующие:

Налоговая политика должна быть ориентирована на решение двух основных задач: модернизацию экономики страны и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Структура и уровень налогообложения должны свести до минимума   негативное  и оказывать исключительно положительное влияние на структурные изменения в экономике, формировать оптимальные условия для развития предпринимательства и инновационной деятельности.

Предприниматели должны осознавать и проявлять высокую степень ответственности при исполнении обязанности по уплате налогов.  Умышленное уклонение от уплаты налогов должно восприниматься как лишение общества ресурсов, и  данные действия должны жестко пресекаться и караться.

Постоянно необходимо изыскивать дополнительные  возможности и для пополнения доходной части бюджетов всех уровней. Указанное пополнение должно обеспечиваться путем улучшения качества  администрирования существующих налогов.

По ряду направлений  возможна оптимизация налогообложения для стимулирования  инновационной деятельности.

Необходимо ввести в действие новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях и ввести в законодательство механизм консолидированного налогообложения   прибыли организаций.

Однако, также следует принять во внимание, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также то, что ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства. В связи с данными положениями  не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.

Таким образом, направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. С учетом изложенного, предстоит обеспечение реализации следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

Информация о работе Налоговое право