Налоговые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 02:14, реферат

Описание работы

Налоговые правоотношения вытекают непосредственно из налоговых норм и регулируются ими. Поэтому, чем четче и понятнее нормы и чем более широкому кругу субъектов они будут понятны, тем более правильно и рационально будут протекать налоговые правоотношения, и государство будет выполнять свои функции более эффективно, что является благом для всего общества.
Актуальность данной темы в том, что налоговые нормы должны соответствовать быстро изменяющимся экономическим отношениям, реагировать на их изменение и, анализируя экономическую ситуацию, подготовить налоговую нормативно - правовую базу к ним.
Цель данной работы: изучить налоговые нормы и налоговые правоотношения, а так же определить их особенности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...……стр. 2
Понятие и особенности налоговых норм……………………………..стр. 3
Структура и классификация налоговых норм……………………...стр.6
Понятие и особенности налогового правоотношения………………стр.16
Классификация налоговых правоотношений………………………..стр.19
Структура налогового правоотношения……………………………стр.23
Субъекты налоговых правоотношений………………………………стр.26
8. Юридическое содержание налоговых правоотношений………….стр.29
9. Участники налоговых правоотношений……………………………стр.42
10. Заключение………………………………………………...…………..стр. 44
11. Список использованной литературы………………………………....

Файлы: 1 файл

налоговые нормы.docx

— 114.30 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

    

  1. Введение…………………………………………………………...……стр. 2
  2. Понятие и особенности налоговых норм……………………………..стр. 3
  3. Структура и классификация налоговых норм……………………...стр.6
  4. Понятие и особенности налогового правоотношения………………стр.16
  5. Классификация налоговых правоотношений………………………..стр.19
  6. Структура налогового правоотношения……………………………стр.23
  7. Субъекты налоговых правоотношений………………………………стр.26

8.     Юридическое содержание налоговых правоотношений………….стр.29

9.     Участники налоговых правоотношений……………………………стр.42

10.   Заключение………………………………………………...…………..стр. 44

11.   Список использованной  литературы………………………………....стр. 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Чтобы хорошо изучить любой  предмет, сначала нужно понять и  разобраться в его основах, элементарных частицах. Так и в налоговом праве.

Очень важно разобраться в том, какие существуют особенности у налоговых норм и изучить их структуру для правильного понимания – ведь именно налоговые нормы регулируют налоговые отношения и позволяют решать задачи, возложенные на них государством и обществом.

Налоговые правоотношения вытекают непосредственно из налоговых норм и регулируются ими. Поэтому, чем четче и понятнее нормы и чем более широкому  кругу субъектов они будут понятны, тем более правильно и рационально будут протекать налоговые правоотношения, и государство будет выполнять свои функции более   эффективно, что является благом для всего общества.

Актуальность данной  темы в том, что налоговые нормы должны соответствовать быстро изменяющимся экономическим отношениям, реагировать на их изменение и, анализируя экономическую ситуацию, подготовить налоговую нормативно - правовую базу к ним.

Цель данной работы: изучить  налоговые нормы и налоговые  правоотношения, а так же определить их особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и особенности налоговых норм

 

Налогово-правовые нормы  являются первичным (исходным) элементом налогового права. Отношения, возникающие в процессе деятельности государства в сфере налогообложения (установление налогов, определение прав и обязанностей налогоплательщиков, применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства и др.), регулируются нормами налогового права.

Присущие налоговому праву  функции реализуются через его  нормы. При этом решаются следующие  задачи:

  • обеспечение должной организации и функционирования всей налоговой системы в целом и отдельных ее звеньев, их эффективного и рационального взаимодействия;
  • придание упорядоченности реализации прав и обязанностей субъектов в сфере налоговых отношений;
  • установление и обеспечение режима законности в рамках регулируемых отношений;
  • создание системы защиты прав и законных интересов налогоплательщиков [6, ст.23].

Налогово-правовая норма – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения участников налоговых отношений, заключающееся в наделении их определенными правами и обязанностями, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет за собой применение мер юридической ответственности[6, ст.23] .

Демин считает, что норма налогового права – это общеобязательное, формально-определённое, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Подобно нормам других отраслей налогово-правовые нормы выступают юридическими регуляторами определенных общественных отношений, а именно налоговых отношений [4, ст.36].

Налогово-правовые нормы  имеют как общие, присущие нормам других отраслей права, так и специфические  черты. К первым, в частности, относятся:

- установление налогово-правовой  нормы государством (официальное  выражение воли государства);

- обеспечение реализации  налогово-правовой нормы принудительной  силой государства – неисполнение  или ненадлежащее исполнение  налоговых обязанностей может  привести к нанесению государству  материального ущерба либо нарушению  прав и законных интересов  плательщиков налогов;

- формальная определенность  – закрепление налогово-правовой  нормы в нормативно-правовом акте.

Специфические черты налогово-правовых норм:

- односторонний характер  налогово-правовой нормы – в  налоговом праве одна сторона  (плательщик налогов) обязана  своевременно и в полном объеме  внести в бюджет государства  платежи, по которым в соответствии  с законодательством она признается плательщиком или представить в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготу по этим платежам, выполнять иные обязанности, возложенные на нее налоговым законодательством. Другая сторона (уполномоченный государственный орган) обязана проконтролировать своевременность и полноту внесения этих платежей, обоснованность испрашиваемой льготы и т.д.

- экономическая (целевая)  направленность – нормы налогового  права обеспечивают, прежде всего,  экономические интересы государства  посредством установления и взимания  обязательных платежей для пополнения  государственных централизованных  фондов денежными средствами.

- нестабильность норм  налогового права – постоянное  изменение налогового законодательства  посредством отмены устаревших  и введения новых налогово-правовых  норм, обусловленная рядом причин, в первую очередь, экономического  характера (различные экономические  колебания, политика государственных  органов в сфере экономических  отношений, проведение экономических  реформ и т.д.).

- общественная предопределенность (публичность) – направленность  норм налогового права на реализацию  общественных интересов, так как  они опосредованно воздействуют  на экономику и обеспечивают  необходимые финансовые средства  для реализации различных социальных  интересов [6, ст.24-25].

Налоговое законодательство изначально содержит элементы непостоянства в силу перманентной изменчивости экономических отношений в переходный период развития общества. В данном случае речь идет о динамичности налогового законодательства, позволяющего достичь законодателем поставленных целей, придании ему способности изменяться самому в ответ на изменения общественной жизни. С другой стороны, изменения налогового законодательства с формально - догматической (технико-юридической) точки зрения, когда в него постоянно вносятся изменения и дополнения, не отвечающие реалиям экономического развития, приводят зачастую не только к непониманию налогоплательщиком возложенных на него налоговых обязанностей, но и к созданию условий, которые неблагоприятно сказываются на его хозяйственной деятельности [11, ст. 110].

Структура и классификация налоговых норм

Нормы налогового права, как и другие правовые нормы, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.

    Проблема структуры нормы права является предметом дискуссий между правоведами. Одни авторы считают, что в структуру нормы права входят три элемента, другие придерживаются двучленной схемы. С.С. Алексеев предложил провести грань между логическими нормами и нормами-предписаниями. Логическая норма содержит три элемента, а норма предписание - два: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию [1 ст. 40].

   Общепризнано деление правовой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако некоторыми исследователями выделяются еще и дополнительные элементы. Например, А.С. Пиголкин выделил дополнительно такой элемент, как субъективный состав, имея в виду тех, на кого распространяется данная норма. Другие авторы говорят о большем количестве основных структурных элементов нормы права[11, ст.110].

  О.В. Берг считает возможным выделить пять таких элементов: гипотезу (условия, при которых применяется данная норма права); субъект (категорию граждан, организаций и других субъектов права, в отношении которых применяются нормы права); характер (вид правомочий, которыми наделяется субъект нормы права); содержание (деяние, по отношению к которому применяются указанные в норме права правомочия субъекта нормы); санкцию (юридическую ответственность, которую несет субъект нормы при ее невыполнении) [2, ст. 19].

Традиционно считается, что налогово-правовая норма по своей структуре состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это фактические условия действия налогово-правовой нормы. В гипотезе налогово-правовой нормы государство отграничивает такие факты и события, которые, обеспечивая государственные интересы в налоговой сфере, должны быть выражены в соответствующих правовых формах. Устанавливая обстоятельства и сферу действия налогово-правовой нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым, посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным участникам налоговых отношений, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

Гипотезы налогово-правовой нормы могут быть классифицированы по различным основаниям.

По строению гипотезы налогово-правовой нормы могут быть простые, сложные и альтернативные. Простые гипотезы ставят применение нормы налогового права в зависимость от одного определенного условия. Сложные гипотезы ставят применение нормы налогового права в зависимость от двух и более условий. Гипотеза, как правило, имеет сложную структуру и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере налогообложения. Например, отсрочка, рассрочка уплаты налогов, сборов и таможенных платежей применяются в отношении налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении их задолженности перед бюджетом[11, ст. 112- 113].

Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осуществления нормы налогового права. Альтернативные гипотезы связывают действия налогово-правовой нормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме.

При этом норма действует при любом из перечисленных в гипотезе условий, которые трактуются буквально, что исключает ограничительное или расширительное ее толкование. Исходя из предыдущего примера, основанием для предоставления отсрочки, рассрочки у платы налогов, сбора и таможенных платежей являются: угроза экономической несостоятельности (банкротства); задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного закат; если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер; в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения, в соответствии с которой налогово-правовые нормы подразделяются на абстрактные и казуистические. Абстрактная, указывая на условия действия налогово-правовой нормы, акцентирует внимание на фактических обстоятельствах для ее применения в самом общем виде, который требует безусловной детализации на уровне видовых норм (например, нормы по уплате налогов и сборов). Абстрактная гипотеза характеризуется отвлеченно-общим (обобщающим) характером условия действия налогово-правовой нормы. Подобная форма гипотезы удобна тем, что предполагает определенную типологизацию явления, охватывает неопределенное число типичных случаев пра<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_


Информация о работе Налоговые нормы