Налоговые правонарушения и преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения

Содержание работы

ведение…………………………………………………………………………..3
Налоговые правонарушения и преступления. Причины их совершения..............................................................................................5
Виды налоговых правонарушений……………………………………10
Налоговые правонарушения на международном уровне………………13
Нарушения налогового законодательства в пределах отдельного государства……………………………………………………………………..17
Ответственность за нарушения в налоговой сфере…………………...23
Выводы и предложения………………………………………………………..30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налоговые правонарушения и ответственность.docx

— 61.27 Кб (Скачать файл)

Механизмы противодействия уклонению от налогов

Международные налоговые соглашения не только предусматривают устранение двойного налогообложения, но и создают  противодействие отмыванию денег через оффшоры и уходу от уплаты налогов.

Например, в статье, посвященной  платежам роялти и процентам, есть оговорка, предусматривающая льготные условия  налогообложения только при определенной сумме выплат, не превышающей рыночную величину.

В статье об аффилированных компаниях подробно расписана методика борьбы с трансфертным ценообразованием. Так, в случае если сделка совершается между аффилированными лицами и цена, назначенная по сделке, такова, что суммарные налоги оказываются ниже, сумма сделки может быть откорректирована на тех же условиях, как если бы она заключалась между взаимонезависимыми лицами. Это не влияет на юридическую сторону сделки, но определяет величину налогов.

Так как мировое сообщество всячески противодействует использованию международных  налоговых соглашений с целью  ухода от выплаты налогов, соглашения содержат пункт, оговаривающий, что  соглашение не применяется в том  случае, если основной целью компании является использование положений  этого документа в вышеуказанных  целях.

При отсутствии каких-либо особых положений  международного договора, если компания была учреждена в определенной юрисдикции исключительно для использования  преимуществ налоговых соглашений без экономических обоснований, это использование может быть оспорено в соответствии с судебными  доктринами экономического содержания, превалирования существа над формой и доктриной деловой цели.

В различных странах существуют и другие механизмы противодействия, накладывающие определенные ограничения  на бенефициаров доходов или же устанавливающие  специфические требования по резидентности компании и ее владельцев. В российском налоговом законодательстве существенных мер не так много, а, например, в английском они превалируют.

Нарушение налогового законодательства в пределах отдельного государства.

Важнейшим законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые  преступления и проступки в ФРГ, является Положение о налогах. Уголовный  кодекс ФРГ не содержит норм об ответственности  за налоговые (в том числе и  таможенные) преступления, за исключением  норм, устанавливающих наказание  за подделку знаков уплаты (в том  числе и таможенных пошлин) и разглашение  налоговой тайны.

Налоговые преступления. Основными видами налоговых преступлений в ФРГ являются уклонение от уплаты налогов, нарушение таможенных правил, подделка знаков уплаты пошлины, а также укрывательство лица, совершившего одно из названных преступлений.

Уклонение от уплаты налогов может  осуществляться в различных формах. Согласно законодательству виновен  в этом преступлении тот, кто незаконно  добивается сокращения размеров налоговых  выплат или предоставления неоправданных налоговых льгот для себя или другого. Уголовная ответственность наступает, если лицо сообщает финансовым органам или другим властям неверные или неполные данные, существенные для налогообложения, либо вопреки своей обязанности не сообщает им такого рода данные, что позволяет ему или другому лицу уменьшить свои налоговые платежи или незаконно воспользоваться налоговыми льготами. Это преступление наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или штрафом.

В ряде случаев уклонение от уплаты налогов подлежит более строгому наказанию, а именно лишению свободы  на срок от шести месяцев до десяти лет. В частности, такое наказание  грозит тому, кто “из грубого  своекорыстия” добивается значительного  по своим размерам сокращения налогов  или значительного объема предоставляемых  налоговых льгот”. Такое же наказание  грозит тому, кто злоупотребляет полномочиями должностного лица либо использует содействие такого лица. Наконец, этому же наказанию  подвергаются за использование поддельных или фальсифицированных документов.

Налоговые законы ФРГ предоставляют  достаточные возможности лицу, которое  попыталось уклониться от уплаты налога, для того, чтобы вовремя одуматься  и избежать уголовной ответственности. Лицо освобождается от наказания, если исправит или дополнит сообщенные им в финансовые органы неверные или  неполные данные или же сообщит ранее  скрытые им данные. Однако такое  освобождение от наказания не последует, если виновный обратится в финансовые органы после того, как к нему явится служащий финансовых органов  с целью проверить правильность уплаты им налогов или же с целью  расследования налогового преступления или административного нарушения.

В ситуации, когда виновный уже  добился незаконного сокращения налогов или неоправданного распространения  на него налоговых льгот, он может  быть освобожден от наказания лишь в том случае, если уплатит ранее  скрытую им сумму налога до истечения  определенного срока.

В разделе, где регулируется вопрос о налоговых декларациях, предусмотрено, что налогоплательщик, обнаруживший неточности в представленной им или  от его имени декларации, в результате чего сумма подлежащего уплате налога оказывается неправомерно сниженной, обязан незамедлительно сообщить об этом в финансовые органы. Это требование распространяется и на правопреемников налогоплательщика.

Наряду с уклонением от уплаты налогов  германское законодательство рассматривает  в качестве самостоятельного вида налоговых  преступлений нарушение таможенных правил. Нарушение таможенных правил имеет место, если лицо вопреки запрету  ввозит, вывозит или провозит через  территорию ФРГ какие-либо предметы, не заявив об этом в установленном  порядке компетентным таможенным органам. Эти запреты относятся, в частности, к предметам, на изготовление и распространение  которых установлена государственная  монополия. Наказание за нарушение  таможенных правил - лишение свободы  на срок до пяти лет или штраф.

Еще одно преступление, которое относится  к налоговым, состоит в подделке знаков уплаты пошлины. Наказывается тот, кто подделывает официальные знаки уплаты, чтобы пустить их в оборот в качестве настоящих, либо фальсифицирует эти знаки таким образом, чтобы придать им видимость знаков, имеющих большую стоимость. Также подлежит наказанию лицо, приобретающее или использующее с такими же целями поддельные официальные знаки уплаты либо повторно использующее погашенные знаки. Это преступление наказывается штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет, а при смягчающих обстоятельствах - до одного года.

В УК ФРГ подробно описаны действия, состоящие в приготовлении к  фальшивомонетничеству или к  подделке официальных знаков уплаты (изготовление печатных форм, негативов, матриц, бумаги и т. п., передача, приобретение или хранение этих предметов и  др.). Эти приготовительные действия, если речь идет об официальных знаках уплаты, наказываются лишением свободы  на срок до двух лет или штрафом.

В качестве самостоятельного вида налоговых  преступлений германское законодательство называет “укрывательство лица, совершившего одно из рассмотренных выше преступлений и укрывательство похищенного”. Наказанию  подлежит лицо, которое ради собственной  выгоды или в пользу третьего лица приобретает или помогает сбыту  товаров, укрытых от налога на потребительские  товары или таможенных сборов. Это  преступление наказывается так же, как уклонение от уплаты налогов, причем наказание ужесточается, если виновный занимается укрывательством  в виде промысла.

Если за совершение одного из рассмотренных  налоговых преступлений, виновный приговорен к лишению свободы на срок от одного года и выше, то суд в качестве дополнительного наказания может  лишить его на срок от двух до пяти лет  права занимать публичные должности  или должности, занимаемые в результате публичных выборов.

В качестве дополнительного наказания  за уклонение от уплаты налогов, нарушение  таможенных правил и укрывательство имущества при совершении налоговых  преступлений может быть назначена  конфискация предметов, укрытых  от налогов и пошлин, а также  средств, использовавшихся в преступных целях, в частности автомобилей, служивших для перевозки товаров.

Особое место в германском законодательстве о налоговых преступлениях занимает нарушение налоговой тайны. Специфика  этого преступления состоит в  том, что его субъектом могут  быть лишь должностные либо приравненные к ним лица, в частности, официально привлеченные к судебному или  административному разбирательству  эксперты, а также священнослужители  и представители религиозных  обществ. Все эти лица подлежат уголовной  ответственности за нарушение налоговой  тайны. Сюда же относится и разглашение  производственной или коммерческой тайны. Это преступление наказывается лишением свободы на срок до двух лет  или штрафом. Уголовное преследование  может быть начато лишь по ходатайству  потерпевшего либо вышестоящего начальника обвиняемого.

Срок давности уголовного преследования  по делам о налоговых преступлениях  определяется в зависимости от срока  наказания, который грозит за соответствующее  деяние. Он составляет: а) 10 лет, если за преступление грозит свыше пяти и  до десяти лет лишения свободы; б) пять лет, если предусмотрено наказание  свыше одного года и до пяти лет  лишения свободы; в) три года по всем другим преступлениям. Срок давности уголовного преследования по делам о налоговых  прерывается не только в случаях, предусмотренных УК, но и при возбуждении  административного преследования.

Налоговые административные правонарушения. Налоговые административные правонарушения - это противоправные действия, за которые согласно налоговым законам может быть назначен административный штраф. В этой части установлена ответственность за несколько видов налоговых административных правонарушений.

Налоговым административным правонарушением  в виде “уклонения от уплаты налогов  по легкомыслию” признаются действия лица, которое, будучи налогоплательщиком или его представителем, оказывается  виновным в уклонении от уплаты налогов, но действует при этом не умышленно, а “по легкомыслию”.

В германской правовой доктрине и  судебной практике понятие “по легкомыслию” трактуется как некая повышенная степень неосторожности, когда виновный проявляет особое легкомыслие или  особое безразличие к своим обязанностям.

Такое налоговое административное правонарушение может быть наказано административным штрафом на сумму  до 100 тыс. марок, однако взыскание не назначается, если виновный, до того как  ему или его представителю  станет известно о возбуждении уголовного или административного преследования, сообщит финансовым органам о  неточности или неполноте ранее  представленной им налоговой декларации.

Другим видом налоговых административных правонарушений признается создание возможности  для уклонения от уплаты налогов. Это правонарушение может быть совершено  умышленно или “по легкомыслию” и состоит в неправильном фактически или противоречащем установленному порядку ведении документации. К  этим действиям приравнивается умышленное или “по легкомыслию” нарушение  обязанности своевременно сообщать о приобретении предприятия за границей или об участии в зарубежных акционерных  обществах, а также нарушение  запрета открывать или вести  банковские счета на чужое или  вымышленное имя. Все перечисленные  действия влекут за собой административный штраф на сумму от 10 тыс. марок  до 100 тыс. марок.

В самостоятельный вид налоговых  административных правонарушений в  законодательстве ФРГ выделено нарушение, умышленное или “по легкомыслию”, предписаний законов или подзаконных  актов, относящихся к налогу на потребительские  товары. Речь идет об обязанностях, связанных  с подготовкой и контролем за уплатой налога, а также об упаковке и маркировке предметов, облагаемых налогом на потребительские товары, об ограничениях на транспортировку или потребление таких товаров и, наконец, об использовании потребительских товаров, не обложенных налогом, в свободных портах. Перечисленные в этом параграфе нарушения влекут за собой административный штраф на сумму до 10 тыс. марок до 100 тыс. марок.

Создание возможности уклонения  от уплаты ввозных пошлин. Эти действия также влекут за собой административный штраф на сумму до 10 тыс. марок. При  этом установлено, что министр финансов ФРГ правомочен издавать правовые предписания, в которых на основании постановлений  органов Европейских сообществ  формулируются составы административных правонарушений, связанных с поставкой  пли перевозкой товаров, с подачей  деклараций, а также с заполнением  или представлением таможенных документов.

Следует отметить одно важное положение, которое содержится в Законе об административных правонарушениях – ЗОАП. В отличие  от уголовного законодательства, в  принципе не допускающего уголовной  ответственности юридических лиц, ЗОАП предусматривает возможность  применения к ним административных взысканий. Согласно ЗОАП, если уполномоченный представитель юридического лица или  член руководящего органа юридического лица совершает уголовное преступление или административное правонарушение, которые приводят к невыполнению юридическим лицом его обязанностей или к неправомерному обогащению юридического лица, к юридическому лицу может быть применен административный штраф. Размеры такого штрафа определяются следующим образом:

Информация о работе Налоговые правонарушения и преступления