Налоговые правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:05, доклад

Описание работы

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Файлы: 1 файл

тема 4.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

 

1)

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Налоговые правоотношения имеют двусторонний волевой характер: с одной стороны, норма налогового права появляется в ходе реализации воли государства, а с другой — правоотношение осуществляется через поведение конкретного участника налогового правоотношения.

Налоговые правоотношения имеют следующие  особенности:

возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов и иных обязательных платежей;

имеют целевую системность: система  налоговых правоотношений подчинена определенной цели — установлению и взиманию налогов;

формально определены, т. е. налоговые  правоотношения регулируют четко определенные связи, складывающиеся между определенными  субъектами;

обеспечены государственным принуждением: в случае нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма.

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется определенная правовая связь. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

Классификация:

1) по основным функциям права:

а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:

– абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,

– относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.

2) По характеру налогово-правовых норм: материальные и процессуальные;

3) На основании особенностей их объекта: имущественные и неимущественные;

4) По структуре их юридического содержания: простые и сложные.

2.

Субъектом налогового правоотношения является любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права  и которое может выступать  участником налоговых правоотношений, носителем субъективных прав и обязанностей. Налоговое право, регулируя отношения в налоговой сфере, определяет круг участников этих отношений, предоставляя им права и наделяя обязанностями. При характеристике участников налоговых правоотношений следует различать:

Субъектом налогового правоотношения является индивидуально-определенный реальный участник конкретного правоотношения.

При этом необходимо различать понятия «субъект налогового права» и «субъект (участник) налогового правоотношения».

Субъектом налогового права является лицо, наделенное правосубъектностью (включающую в себя понятия «налоговая правоспособность» и «налоговая дееспособность»), т. е. признаваемой налоговым законодательством способностью быть участником конкретных налоговых правоотношений.

Вступая в конкретные налоговые  правоотношения, субъект налогового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового  правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект налогового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект (участник) налогового правоотношения».

Субъект налога - лицо, на котором лежит определенная законом обязанность уплатить налог за свой собственный счет.

Налоговый кодекс РФ определяет понятие  «участники отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах» (ст. 9 НК РФ), к числу которых относятся:

  • налогоплательщики или плательщики сборов (организации и физические лица);
  • налоговые агенты (организации и физические лица);
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Таким образом, статус участников налоговых  отношений имеют две категории  субъектов:

  1. налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговые агенты (частные субъекты);
  2. государство в лице органов, представляющих и реализующих его имущественные интересы (публичные субъекты).

Названные виды субъектов представляют разные стороны налоговых правоотношений, имеющих противоположные фискальные интересы.

Правовой статус участников налоговых отношений, перечисленных в ст. 9 НК РФ, регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, включая региональное налоговое законодательство и правовые акты органов местного самоуправления.

Кроме субъектов, имеющих непосредственный собственный имущественный интерес  в налоговых отношениях, фактически в них могут участвовать большее  количество субъектов, которые наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями. К ним  можно отнести:

  • экспертов, свидетелей, специалистов, понятых и переводчиков, принимающих участие в процессе налоговой проверки (ст.ст. 90, 95-98 НК РФ);
  • регистрационные органы, выполняющих определенные функции (ст.ст.85, 86 НК РФ);
  • банки, выполняющие расчетные операции по перечислению налогов и сборов (ст.ст. 60 НК РФ);
  • законных или уполномоченных представителей (ст.ст. 27, 29 НК РФ).

При этом правовой статус названных  субъектов имеет две особенности:

  1. факультативный (вспомогательный) характер, поскольку помогает реализовывать налогоплательщикам или государству фискальные права или выполнять обязанности;
  2. отсутствие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях

 

Необходимо  различать понятия «субъект налогового права» и «субъект (участник) налогового правоотношения».

Субъектом налогового права является лицо, наделенное правосубъектностью, т. е. признаваемой налоговым законодательством способностью быть участником конкретных налоговых правоотношений. Понятие «налоговая правосубъектность» включает в себя понятия «налоговая правоспособность» и «налоговая дееспособность». Налоговая правоспособность — это способность иметь налоговые права и обязанности, предусмотренные в законе. Налоговая дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию.

Субъектом налогового правоотношения является индивидуально-определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъект налогового права приобретает  новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект налогового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект (участник) налогового правоотношения». Статус субъекта (участника) налогового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

 

 

3

В рамках налоговых отношений экономические  субъекты могут выполнять разные функции и выступать в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых представителей и налоговых посредников, поэтому действующее законодательство позволяет выделить четыре группы субъектов налогового права:

1)  государственные органы, устанавливающие и регулирую-* щие механизм налогообложения (органы государственной налоговой службы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные, финансовые органы и т. д.);

2)  налогоплательщики — физические лица, организации (в том числе филиалы и представительства юридических лиц), другие категории плательщиков, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги;

3) лица, содействующие уплате налогов,  — обязанные лица, от действий  которых зависят надлежащее исполнение  обязанностей и реализация прав уполномоченных органов, а также лица, располагающие информацией о плательщике, необходимой для исчисления налогов (нотариусы, кредитные учреждения, налоговые агенты и т. п.);

4) налоговые представители —  лица, выступающие в налоговых правоотношениях от имени налогоплательщика.

Н.И. Химичева выделяет три группы субъектов налоговых правоотношений: 
1) органы власти, уполномоченные обеспечить полноту и своевременность поступления налогов, - налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы налоговой полиции и др.; 
2) налогоплательщики: 
а) юридические лица, а также их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счет в банке, занимающиеся предпринимательской деятельностью, получающие доходы на территории Российской Федерации, имеющие имущество в Российской Федерации и т.д.; 
б) физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, получающие доход; имеющие в собственности налогооблагаемое имущество; принимающие наследство и др.; 
в) налоговые агенты - источники выплаты доходов: лица, на которые законодательством возложена обязанность исчисления и удержания налогов с других лиц и уплаты их в бюджеты или государственные внебюджетные фонды; 
3) третьи лица - физические лица, юридические лица, другие субъекты, которые либо располагают информацией о налогоплательщике, необходимой для исчисления налогов, либо от действий которых зависит надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав налогоплательщиков и уполномоченных органов.

4.

 Статья 20. Взаимозависимые лица

 

1. Взаимозависимыми лицами для  целей налогообложения признаются  физические лица и (или) организации,  отношения между которыми могут  оказывать влияние на условия  или экономические результаты  их деятельности или деятельности  представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно  и (или) косвенно участвует  в другой организации, и суммарная  доля такого участия составляет  более 20 процентов. Доля косвенного  участия одной организации в  другой через последовательность  иных организаций определяется  в виде произведения долей  непосредственного участия организаций  этой последовательности одна  в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется  другому физическому лицу по  должностному положению;

3) лица состоят в соответствии  с семейным законодательством  Российской Федерации в брачных  отношениях, отношениях родства  или свойства, усыновителя и усыновленного,  а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица  взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения  между этими лицами могут повлиять  на результаты сделок по реализации  товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик, то есть лицо, на которое возложена  обязанность по уплате налогов, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. 
Личное участие налогоплательщика (плательщика сборов) в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя и, наоборот, участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. 
Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве законного представителя организации, как правило, выступают руководитель организации и его заместители. Соответственно налогоплательщика-организацию в налоговых правоотношениях представляют лица, уполномоченные на то законом или учредительными документами организации. Как правило, законным представителем организации, уполномоченным действовать от ее.имени без доверенности, выступает исполнительный орган управления соответствующей организации. 
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физических лиц могут выступать: 
родители - для несовершеннолетних, в т. ч. усыновленных детей; 
опекуны - для опекаемых; 
попечители - для подопечных. 
Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.

Информация о работе Налоговые правоотношений