Налоговые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:34, доклад

Описание работы

Налоговые споры с участием банков составляют значительную часть дел, рассмотренных арбитражными судами.
Это споры, связанные с исполнением банками не только обязанностей налогоплательщиков, но и иных обязанностей, налагаемых законодательством о налогах и сборах.
Особые меры налоговой и административной ответственности применяются к банкам и другим кредитным организациям за нарушение обязанностей по контролю и надзору, возложенных на них законодательством о налогах и сборах.

Файлы: 1 файл

доклад налоговое право cnn 133 YRHA и ст 15.8 КОАП.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Налоговые споры с  участием банков составляют значительную часть дел, рассмотренных арбитражными судами.

Это споры, связанные с исполнением  банками не только обязанностей налогоплательщиков, но и иных обязанностей, налагаемых законодательством о налогах  и сборах.

Особые меры налоговой и административной ответственности применяются к  банкам и другим кредитным организациям за нарушение обязанностей по контролю и надзору, возложенных на них  законодательством о налогах  и сборах.

В рамках моего доклада расскажу о нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа.

 

Положениями статьи 60 НК РФ на банки возложены обязанности  по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений  о взыскании налогов и сборов.

Согласно пункту 1 статьи 60 НК РФ банки  обязаны исполнять поручение  налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие  бюджеты (внебюджетные фонды), а также  решение налогового органа о взыскании  налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. (ст. 855 ГК РФ)

В соответствии с пунктами 2 и 3 названной  статьи НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании  налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или  налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных статьей 60 НК РФ обязанностей, банки несут  ответственность, установленную статьей 133 (*и пунктом 1 статьи 135 НК РФ), а так же ст. 15.8 коап

Так, положениями статьи 133 НК РФ предусмотрено, что нарушение  банком установленного кодексом срока  исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пеней в размере одной сто пятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

(привлекают  к ответственности самих учреждений Банков и других кредитных организаций)

Согласно же Ст. 15.8. поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей

      ( привлекают к ответственности   Должностные лица банков и  других кредитных организаций)

(*ст.15.8 которой введена  административная ответственность должностных лиц банков за нарушение установленного срока исполнения поручения налогоплательщика(плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога (сбора), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.) 
      Статьей 60 НК РФ предусмотрена обязанность банков исполнять указанные платежные документы в течение одного операционного дня, следующего за днем их поступления в банк. Под операционным днем понимается время, определенное банком, в течение которого банком осуществляются операции по счетам клиентов (например, банк устанавливает операционный день с 9.00 до 14.00, при этом рабочий день длится с 9.00 до18.00). Поэтому платежный документ, поступивший в банк по окончании операционного дня, считается поступившим на следующий операционный день. 
Ст. 133 НК РФ прямо не указывает, необходимо ли наличие в банке сданного до наступления срока платежа платежного поручения налогоплательщика или платежного поручения агента, а также наличие достаточных денежных средств на счете. Вместе с тем думается, что наличие в банке платежного поручения и наличие денежных средств на счетах указанных лиц обязательно, так как только в этом случае можно говорить о наличии вины банка в нарушении срока исполнения платежного поручения. 
   Иная ситуация может возникнуть в случае, когда налогоплательщик дал поручение банку на перечисление налоговых платежей в первый день установленного (пяти-, десятидневного) срока уплаты, а банк перечислил суммы в бюджет только в последний день данного срока. Представляется, что к налогоплательщикам в данном случае ответственность в виде взыскания сумм пени применяться не должна, так как не был нарушен установленный срок уплаты. Тем не менее к банкам должны быть применены финансовые санкции, так как непосредственно срок уплаты уже наступил. 
За нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора банк согласно ст. 133 НК РФ подлежит ответственности в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2процента за каждый день просрочки

Состав нарушения по ст. 15.8КоАП РФ шире, чем по ст. 133 НК РФ, и подразумевает привлечение  должностных лиц банков к административной ответственности не только за нарушение  установленного срока исполнения получения  налогоплательщика или налогового агента, но и инкассового поручения налогового, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора, пеней, штрафов в бюджет(государственный внебюджетный фонд). В этой части состав правонарушения по ст.15.8 КоАП РФ корреспондирует со ст. 135 НК РФ, которая предусматривает ответственность за неправомерное неисполнение в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени. 
   В ситуации, установленной ст. 15.8 КоАП РФ, под нарушением со стороны банка срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора следует понимать не только несвоевременное списание средств со счета налогоплательщика или налогового агента, но и несвоевременное перечисление их банком со своего корреспондентского счета в банк получателя, так как расчетная операция по исполнению платежного поручения представляет собой не только списание денежных средств со счета клиента, но и перечисление их в банк получателя.

   Введение предусмотренного ст. 15.8 КоАП РФ состава правонарушения обусловлено стремлением законодателя обеспечить своевременность поступления обязательных платежей в бюджет путем установления административной ответственности должностных лиц банков. Штраф по указанной статье может применяться за каждое нарушение, т.е. за каждый случай несвоевременного исполнения каждого платежного документа. Банки, которые не входят в разряд так называемых проблемных,допускают такие нарушения, как правило, по неосторожности. В проблемных банках случаи нарушения срока исполнения платежных документов на перечисление налога(сбора) носят систематический характер. Неисполненные платежные документы могут исчисляться сотнями. В такой ситуации необходимо будет вести речь не об ответственности должностных лиц банка, а о платежеспособности самого банка и его ответственности перед кредиторами (вкладчиками).

Правонарушение, предусмотренное ст. 15.8 КоАП РФ, считается  оконченным с момента пропуска срока, установленного законодательством  для осуществления банками указанных платежей. 
Субъективная сторона данных правонарушений, т.е. вина, может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.8 КоАП РФ, является должностное лицо учреждения банка. Следует отметить, что привлечение к административной ответственности должностного лица банка не освобождает банк от обязанности надлежащим образом исполнить расчетный документ (платежное поручение клиента или инкассовое поручение налогового, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда) и принять все меры к зачислению в бюджет соответствующей суммы налога или сбора (взноса). Кроме того, применение ст. 15.8 КоАП РФ к должностному лицу банка не исключает привлечение банка как юридического лица к ответственности по ст. ст. 133, 135 НК РФ. Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, закрепленных ст. 15.8 КоАП РФ, правомочны составлять должностные лица налоговых и таможенных органов (п. п. 5, 12 ч. 2 ст.28.3), должностные лица органов государственных внебюджетных фондов (ч. 5 ст.28.3). 
Административный штраф налагается судьей (ст. 23.1 КоАП РФ).

"Актуальная проблема". 
В случае если банк надлежащим образом исполнил свои обязанности, предусмотренные статьей 60 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ), неверное указание банком кода бюджетной классификации или налогоплательщиком ИНН не может являться основанием для привлечения банка к ответственности, предусмотренной статьей 133 НК РФ, поскольку объективная сторона данного правонарушения заключается лишь в нарушении срока исполнения поручения на перечисление налога, и не охватывает собой неправильное указание платежных реквизитов.

 

Ст.133

состоит в просрочке исполнения и влечет взыскание пеней

Объективная сторона выражается в бездействии. Субъектом может являться только банк


Информация о работе Налоговые споры