Налоговый контроль и его эффективность в российской практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:
- наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование,
- планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
- выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Содержание работы

Введение
1 понятие и сущность налогового контроля
Понятие, виды и цели налогового контроля
принципы налогового контроля
теоритические основы осуществление налогового контроля
формы налогового контроля
методы налогового контроля
эффективность налоговых органов в российской практике
налоговый контроль в Амурской области
Заключение
литература

Файлы: 1 файл

курсач Шевелева.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа на тему:

Налоговый контроль и его  эффективность в российской практике.

Введение

1 понятие и сущность  налогового контроля

    1. Понятие, виды и цели налогового контроля
    2. принципы налогового контроля
  1. теоритические основы осуществление налогового контроля
    1. формы налогового контроля
    2. методы налогового контроля
  2. эффективность налоговых органов в российской практике
    1. налоговый контроль в Амурской области

Заключение

литература

 

  1. понятие и сущность налогового контроля

 

    1. Понятие, виды и цели налогового контроля

 

Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:

- наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование,   

- планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;                                                       

- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

- выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Налоговый контроль является одним из важнейших направлений  государственного финансового контроля. Приоритетность налогового контроля как  направления контрольной деятельности, в первую очередь, обусловлена значимостью  налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. По численности  контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию.

Налоговый контроль относится  к типу финансово-хозяйственного контроля. Данное направление контрольной  деятельности соотносится с государственным  финансовым контролем как частное  с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый  контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов  и контролируемых лиц. Кроме того, данное направление имеет свои специфические  цели и задачи.

Объект налогового контроля можно определить как разновидность  денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения  нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и  сборов, обжалованию актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц, то они являются объектом судебного  контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в первую очередь следует определить своевременность и полноту исполнения налогоплательщиками своих налоговых  обязанностей по отношению к государству  или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 НК РФ, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

Состав субъектов налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ, в  соответствии с которой, к ним, прежде всего, относятся налоговые органы. Контрольными полномочиями налоговых  органов наделены также таможенные органы и органы государственных  внебюджетных органов. Отдельными полномочиями по осуществлению проверок налогоплательщиков наделены и другие государственные  органы - Счетная палата, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная  служба налоговой полиции Российской Федерации и некоторые другие.

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики  сборов, налоговые агенты и банки.

Выделяются следующие  виды налогового контроля:

1) государственный контроль, проводимый уполномоченными на  то государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных  внебюджетных фондов);

2) негосударственный контроль:

 а) внутренний аудит  - первичный контроль, осуществляемый  на уровне работников бухгалтерских  и финансовых служб организации.  Он предусматривает обеспечение  достоверности учета налогооблагаемых  объектов и уплаченных в бюджет  налоговых платежей, а также качества  составления налоговых расчетов  и отчетов; 

б) внешний аудит —  налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это  соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.

По времени проведения налогового контроля различают:

предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;

2) текущий (оперативный)  контроль - проверка в пределах  отчетного периода по окончании  контролируемой операции;

3) последующий (периодический)  контроль — проверка по итогам  определенного отчетного периода  с целью установления соблюдения  требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты  налогов, а также вскрытия нарушений  и принятия мер к их устранению.

В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:

1) документальный контроль  — проверка соответствия проверяемого  объекта установленным нормативам  на основании первичных и производных  документов;

2) фактический контроль  — проверка, при которой состояние  проверяемого объекта выявляется  на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки  и т. д.

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых  органов, таможенных органов, органов  государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции  в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:

*  налоговые проверки;

*  получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

*  проверка данных учета и отчетности;

*  осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

*  другие формы, предусмотренные НК РФ.

Основная форма проведения налогового контроля из перечисленных выше — налоговая проверка, которая подразделяется на камеральную и выездную. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Одним из способов обеспечения  налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также  их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст. 83-86 НК РФ.

Целью налогового контроля является:                                           

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Это явление известно с древности как реакция на чрезмерный налоговый гнет.  
 
Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Налоговое законодательство в соответствии с Гражданским кодексом РФ установило определенные сроки исковой давности.  
 
Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.  
 
Итак, налоговый контроль должен стремиться к созданию совершенной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля  выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях. 
 
Вхождение России в систему «Интернет» и создание национальной электронной системы сбора и обработки данных облегчают проведение налогового контроля, поскольку существенно расширяется информационное поле о состоянии контроля на мировом уровне, становится доступными прогрессивные методы контроля и координация действий контроллеров разных стран. 
Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между странами заключен международный договор об избежание двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры.

  1. 2 Принципы налогового контроля

 

Выделяют следующие принципы налогового контроля:

1. Презумпции добросовестности  и невиновности проверяемого  субъекта;

2. Законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

3. Открытости и доступности  нормативных правовых актов, в  том числе технических нормативных  правовых актов, устанавливающих  обязательные требования, выполнение  которых проверяется при проведении  государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления  с этими актами, в том числе  путем их размещения на сайтах  государственных органов и иных  организаций;

4. Равенства прав и  законных интересов всех проверяемых  субъектов;

5. Открытости информации  о включении проверяемых субъектов  в координационный план контрольной  (надзорной) деятельности на предстоящий  период;

6. Ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных  лиц за нарушение законодательства  при осуществлении контроля (надзора).

7. Принцип территориальности  налогового контроля. Принцип территориальности  выражается в том, что в большинстве  случаев взаимоотношения налогоплательщика  по поводу осуществления мероприятий  налогового контроля возникают  именно с тем налоговым органом,  в котором он состоит на  учете (предоставление налоговой  отчетности, документов, обращения  налогоплательщика о разъяснении  налогового законодательства, проведение  налоговых проверок и т. д.). Исключением из этого правила  могут являться внеплановые оперативные  тематические проверки и встречные  проверки.

8. Принцип соблюдения  налоговой тайны. Налоговую тайну  составляют любые полученные  налоговым органом сведения о  налогоплательщике, за исключением  сведений:

  • разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;
  • об УНП;
  • об уставном фонде организации;
  • о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности;
  • предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (ст. 79 НК).

 

 

  1. теоритические основы осуществление налогового контроля

 

    1.  формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой  составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые  при осуществлении контрольных  функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации  контрольных действий.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных  НК РФ.

Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:

– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

Информация о работе Налоговый контроль и его эффективность в российской практике