Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

В данное время в Российской Федерации основным органом занимающимся непосредственно налоговым контролем является Министерство по налогам и сборам. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов.

Содержание работы

Введение
§ 1. Понятие налогового контроля
§ 2. Элементы налогового контроля
§ 3. Контрольно налоговые правоотношения
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

 

Основным же методом налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков.

Документальная проверка юридических лиц осуществляется в соответствии с годовыми планами  работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемых по каждому участку работы. В них  включают в первую очередь предприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия для выяснения причин убытков и объявления их банкротами.

Документальная проверка может длиться, как правило, не более 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя Государственной налоговой  инспекции или его заместителя.

Налоговые органы при проверке первичных документов и учетных  регистров применяют сплошной или  выборочный метод.

Сплошной метод характеризуется  проверкой всех документов, в том  числе записей в регистрах  бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются, как правило, кассовые и банковские операции.

Выборочный метод –  это метод, при котором проверяют  часть первичных документов в  каждом месяце проверяемого периода  или за несколько месяцев. В тех  случаях, когда выборочной проверкой  будут установлены серьезные  нарушения налогового законодательства или его злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия  проводиться сплошным методом с  обязательным изъятием документов, свидетельствующих  о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или сокрытии иных объектов от налогообложения  у предприятий, учреждений, организаций  и граждан.

Деятельность налоговых  и других уполномоченных органов  вводится в соответствии с Налоговым  кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которые используют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закрепление форм и методов осуществления  контрольной деятельности на должном  законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений  между органами и налогоплательщиками .

 

§ 3. Контрольные налоговые  правоотношения

 

Субъекты контрольных  налоговых правоотношений

 

Как и любое другое правоотношение, контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составе следующие  элементы:

1) Субъект.

2) Содержание.

3) Объект.

Рассмотрим первый элемент  контрольных налоговых правоотношений.

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить  на две основные группы:

1. Контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и  реализующие его интересы. Основными  контролирующими субъектами в  Российской Федерации являются  налоговые и таможенные органы. Налоговыми органами в Российской  Федерации являются Государственная  налоговая служба Российской  Федерации и ее территориальные  подразделения в РФ. В соответствии  с Конституцией РФ общее руководство  таможенным делом осуществляет  Правительство РФ . Непосредственное  руководство осуществляется Государственным  таможенным комитетом России, являющимся  центральным органом федеральной  исполнительной власти.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности  по взиманию налогов и сборов при  перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в  соответствии с таможенным законодательством  РФ и Налоговым кодексом. Права  вышеуказанных органов устанавливаются  Налоговым и Таможенными кодексами  РФ, Законом «О Государственной налоговой  службе» .

2. Контролируемые субъекты, т.е. субъекты, подверженные контролю. Защищающие в ходе контрольных  налоговых правоотношений свои  частные интересы. Контролируемыми  субъектами являются налогоплательщики  и плательщики сборов, а также  налоговые агенты и банки. Особенно  важно подчеркнуть, что обязанная  сторона – контролируемый субъект  находится лишь в функциональной  зависимости от властного субъекта  – контролирующего орган и  организационно ему не подчинена.

Поскольку контрольные налоговые  правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими  лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ «Налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации  и физические лица, на которых в  соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций  выполняют обязанности этих организаций  по уплате налогов и сборов на той  территории, на которой эти филиалы  и иные обособленные подразделения  осуществляют функции организации.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения  между которыми могут оказывать  непосредственное влияние на условия  или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым  Кодексом.

Объекты налоговых правоотношений

 

В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся  вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные  права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов  правоотношений.

Наличие объекта налогообложения  является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как  он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т. п.

В понятие “объект налогообложения” следует вложить экономико-правовую сущность природы этого объекта. С экономической точки зрения существующий в реальном мире объект имеет стоимостное выражение.

На основе этого можно  сказать, что объектом налогообложения  становится результат каких-либо действий — юридических фактов, например, передача имущества (мена, дарение) порождают  такие объекты как налог с  оборота, таможенная пошлина, пошлина  при принятии наследства и т.п.

В соответствии с действующим  законодательством объекты налогообложения  следует рассматривать с позиции  материальных и нематериальных объектов.

Материальные объекты  — это часть объектов материального  мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности. К материальным объектам налогообложения  относятся: обработанная земля (земельные  участки), здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые  машины и оборудование, квартиры, доходы в денежной форме, промышленные и  продовольственные товары, украшения  из драгоценных камней и благородных  металлов (платина, золото и др.), мебель, автомобили и другие объекты.

Материальные объекты  характеризуются экономическим  содержанием и правовой формой. С  точки зрения рыночных отношений, материальные объекты представляют собой товар, имеющий определенную стоимость  в денежной форме. Такая характеристика материального объекта является следствием его создания в процессе производства.

На этапе производства и реализации продукции материальные объекты не являются предметами налогообложения. Объектами налогообложения они  становятся тогда, когда им придадут правовую форму.

Правовая форма — это  законодательное закрепление поведения  участников налоговых правоотношений по поводу материальных объектов. Налоговые  правоотношения (налогоплательщиков и  государства) становятся возможными, лишь в случае закрепления собственности  между участниками на данный объект.

В зависимости от назначения материального объекта определенная их часть не облагается налогом. К  их числу можно отнести: пенсии, стипендии, взносы на благотворительные цели имущество  госбюджетных учреждений и организаций.

В зависимости от страны происхождения (т. е. где они были произведены) материальные объекты могут облагаться или  не облагаться таможенными пошлинами.

Прибыль (или доходы) получают юридические и физические лица от предпринимательской или иной законной деятельности. Сюда в первую очередь  следует отнести: производство и  реализацию продукции, оказание гражданам услуг различного характера, в том числе, например, изготовление и распространение рекламы, сдача в аренду имущества и т. д.

Наряду с материальными  существуют нематериальные объекты, которые  также подлежат налогообложению.

Нематериальные объекты  — это объекты, используемые в  течение долгосрочного периода  в хозяйственной деятельности и  приносящие доход.

Согласно законодательству, в том числе и налоговому, к  нематериальным объектам относятся: право  пользования земельными участками  и природными ресурсами, патенты, авторские  права (а также аналогичные им), программные продукты, монопольные  права и привилегии (в том числе  и лицензии на определенные виды деятельности), организационные расходы, включая  плату за государственную (регистрацию  предприятия) брокерские места, торговые марки, товарные знаки и т.п.

На основе перечня нематериальных объектов легко установить их отличие  от материальных объектов налогообложения. Основная их характеристика — это  предоставление права на какой-либо материальный объект, в результате которого субъект может использовать его в своих интересах для  получения прибыли (дохода). Это обстоятельство и делает его объектом Налогообложения.

Следовательно, нематериальные объекты налогообложения представляют собой право на использование  результатов различной деятельности (научно-технической, инженерной, организационной), которые защищены патентами и  другими правовыми документами.

Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Собственник изобретения (патентообладатель) имеет право  уступить имеющийся у него патент любому физическому или юридическому лицу. Это оформляется договором  об уступке патента, который регистрируется в Патентном ведомстве. При заключении договора о передаче права на патент и прав, вытекающих из патента, взимается  патентная пошлина.

Патентная пошлина — это  эквивалент стоимости передаваемых прав. Она является базой для определения  договорной цены на передаваемые права. Расчетная цена должна учитывать  издержки на оформление заявки на изобретение, гонорар патентного поверенного  и расчетные поправки (в частности, технические и инфляционные поправки) и, самое главное, коммерческую ценность изобретения которая в условиях рыночных отношений определяется на основе закона спроса и предложения.

 

Содержание контрольных  налоговых правоотношений

 

Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов  данного правоотношения. При этом в контрольном налоговом правоотношении базовым является положение, когда  праву уполномоченной стороны проверять  соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и  сборов, и выполнения установленных  налоговых обязанностей корреспондирует  обязанность другой стороны –  подконтрольного субъекта создавать  для этого необходимые условия  и выполнять требования уполномоченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. В данном контексте можно выделить контрольные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им права и обязанности контролируемых субъектов.

Контролирующие субъекты. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.

К числу основных обязанностей налоговых органов относятся:

1) Соблюдать законодательство  о налогах и сборах.

2) Осуществлять контроль  за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ними нормативных правовых актов.

3) Вести в установленном  порядке учет налогоплательщиков.

4) Проводить разъяснительную  работу по применению законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ними нормативных правовых актов,  бесплатно информировать налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной  отчетности и разъяснять порядок  их заполнения, давать разъяснения  о порядке исчисления и уплаты  налогов и сборов.

5) Осуществлять возврат  или зачет излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов, пеней и штрафов в  порядке, предусмотренном настоящим  Кодексом.

6) Соблюдать налоговую  тайну.

7) Направлять налогоплательщику  и иному обязанному лицу копии  акта налоговой проверки и  решения налогового органа, а  также требование об уплате  налога и сбора .

Информация о работе Налоговый контроль