Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:20, курсовая работа
Одним из условий успешного решения стоящих перед обществом и государством экономических и социальных задач является проведение единой финансовой и налоговой политики. Для выполнения этого условия необходима сбалансированность прав, обязанностей и ответственности, с одной стороны, физических и юридических лиц, а с другой -- органов государства, осуществляющих контроль как за использованием финансовых средств, так и за уплатой налогов и сборов.
Введение
Правовое регулирование ответственности за налоговые правонарушения в Российской Федерации
Понятие и признаки юридической ответственности
Понятие и признаки ответственности за налоговые правонарушения, или налоговой ответственности
Субъекты налоговой ответственности
Вопросы уголовной ответственности за налоговые преступления
Особняком от главы, посвященной видам
налоговых правонарушений, стоит
глава 18, которая устанавливает виды
ответственности банков за нарушение
законодательства о налогах и
сборах. В этой главе предусмотрены
составы, ответственностью за которые
является пеня. Однако данное обстоятельство
не может служит основанием для уличения
авторов Налогового кодекса РФ в
отходе от занятой позиции, согласно
которой единственным видом налоговых
санкций является штраф. Пункт 2 статьи
114 Налогового Кодекса РФ гласит: "налоговые
санкции устанавливаются и
Таким образом, законодатель признает, что пени в налоговых правоотношениях могут быть мерами ответственности, что не отменяет, однако, бесспорного порядка их взыскания.
Учитывая вышесказанное,
можно вывести определение
Налоговая ответственность - это применение налоговых санкций к субъектам налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами на основе норм Налогового Кодекса РФ.
Субъекты налоговой ответственности
С принятием нового Налогового Кодекса РФ существенно расширился круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за налоговые правонарушения. Более того, Федеральным законом от 9 июля 1999 года №154-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса РФ” внесены изменения и дополнения в положения об ответственности за налоговые правонарушения.
Если до принятия данного закона субъектами налоговой ответственности являлись налогоплательщики, налоговые агенты и их представители, то в соответствии с новой редакцией статьи 106 Налогового Кодекса РФ, помимо перечисленных могут привлекаться и “иные лица”.
Итак, субъектом налоговой
Налоговая ответственность
Проанализировав положения Налогового Кодекса, можно выделить следующие субъекты налоговой ответственности:
Субъекты налоговой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фраза “иные лица” закрепляет
открытый перечень субъектов налоговой
ответственности. Другими словами,
под иными лицам следует
В частности, рассмотрим пример. Статья
124 Налогового Кодекса РФ (устанавливающая
ответственность за незаконное воспрепятствование
доступу должностного лица на территорию
или в помещение
В соответствии с частью первой Кодекса с 1 января 1999 года филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
В связи с этим необходимо иметь в виду, что с 1 января 1999 года ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство)15.
Статьей 83 Налогового Кодекса РФ на
организацию, в состав которой входят
филиалы и представительства, расположенные
на территории Российской Федерации, а
также в собственности которой
находится подлежащее налогообложению
недвижимое имущество, возложена обязанность
встать на учет в качестве налогоплательщика
не только по месту своего нахождения,
но и по месту нахождения каждого
филиала и представительства
и месту нахождения принадлежащего
ей недвижимого имущества и
В связи с этим при рассмотрении споров о применении ответственности за нарушение срока либо уклонение от постановки на учет в налоговом органе16 необходимо исходить из того, что к организации может быть применена ответственность по каждому такому нарушению, совершенному как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов и представительств, а также соответствующего имущества.
При этом осуществленная до 1 января 1999
года регистрация на соответствующих
территориях филиалов и представительств
в качестве самостоятельных
Если говорить о физических лицах-налогоплательщиках,
то Налоговый Кодекс РФ устанавливает
возраст, с которого физическое лицо
может быть субъектом налоговой
ответственности. Часть 2 статьи 107
предусматривает налоговую
Так в соответствии со статьей 21 Гражданского
Кодекса РФ гражданская дееспособность
возникает в полном объеме с наступления
совершеннолетия (18 лет). В то же время
гражданским правом установлена
ограниченная дееспособность для несовершеннолетних
лиц в возрасте от 14 до 18 лет (статья
26 Гражданского Кодекса РФ), а также
такой институт как эмансипация
совершеннолетнего, достигшего 16 лет (статья
27 Гражданского Кодекса РФ), если он
состоит в трудовых отношениях (является
стороной трудового договора) или
занимается предпринимательской
Таким образом можно сделать
вывод о том что, налоговая
дееспособность является вторичной
по отношению к гражданской и
трудовой дееспособности. У конкретного
физического лица налоговая дееспособность
объективно может возникнуть только
тогда, когда оно уже приобрело
гражданскую или трудовую дееспособность.
Другими словами, физическое лицо только
тогда способно приобретать и
осуществлять налоговые обязанности
и права, когда оно способно приобрести
объекты налогообложения, т.е. имущество,
доходы и т.д. В связи с этим
возраст, с которого может реально
наступить налоговая
Следовательно, при привлечении
лица, достигшего 16 лет, но не достигшего
18 лет, необходимо учитывать, обладал
ли он на момент совершения налогового
правонарушения гражданской дееспособностью,
необходимой для исполнения налоговых
обязанностей (например, мог ли он распоряжаться
денежными средствами в той мере,
в какой это необходимо для
уплаты налогов).
Вопросы уголовной
ответственности за налоговые преступления
Действующий Уголовный Кодекс РФ предусматривает составы налоговых преступлений и ответственность за их совершение в главе 22 (Преступления в сфере экономической деятельности) 17.
Главный признак налогового преступления – неуплата налогов в особо крупном размере. Таковой признается сумма, превышающая 1000 минимальных размеров оплаты труда. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" указывает, что уклонение от уплаты налогов может быть признано преступлением как в случаях, когда свыше 1000 минимальных размеров оплаты труда не уплачено по одному налогу, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов.
НАКАЗАНИЕ – мера уголовной ответственности за совершение налогового преступления |
|
|
|
|
В число острых проблем уголовной ответственности за налоговые преступления входят вопросы применения так называемых поощрительных и компромиссных норм уголовного закона18. Хочется добавить, что в этой сфере, к сожалению, как никогда проявляется коррупция во взаимоотношениях государства с налогоплательщиками и действия очень многих недобросовестных налогоплательщиков остаются безнаказанными в силу того, что они “сумели договориться”.
Дело в следующем. При решении
вопроса о прекращении
Данная практика игнорирования
положений Общей части
С позицией названных ученых согласиться очень трудно, так как отсутствуют противоречия между частью 2 статьи 75 Уголовного Кодекса и указанными ими примечаниями к статьям Особенной части УК в обсуждаемом случае: институт деятельного раскаяния присутствует как в Общей, так и Особенной части Уголовного Кодекса. В частности, в примечании к статье 198 Уголовного Кодекса содержится вовсе не норма, а только часть нормы о деятельном раскаянии лица как основании для освобождения его от уголовной ответственности (так же как признаки любого состава преступления не содержатся исключительно в тексте статьи Особенной части УК). Учитывая сказанное, освободить лицо от уголовной ответственности за налоговое преступление возможно только при установлении соответствия послепреступных действий лица условиям, перечисленным как в примечании к статье 198, так и в статье 75 УК.