Понятие налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Содержание работы

1. Введение.

2. Понятие налоговой системы.
2.1. Общие понятия.
2.1.1. Сущность и принципы налогообложения.
2.1.2. Элементы налога.
2.1.3. Способы взимания.
2.1.4. Виды налоговой системы.
2.1.5. Функции налога.
2.1.6. Виды налога.
2.1.7. Стабильность и подвижность налогов.

2.2. Система налогообложения в России.
2.2.1. Классификация налогов в российской экономике.
2.2.2. Основные налоги в России.
2.2.3. Особенности налогообложения в России.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

3.Социальная или перераспределительная функция налогов.

Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ - наyчнотехнических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет  часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

 

4.Последняя функция налогов  - стимулирующая. С помощью налогов,  льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь  - включать эти расходы в затраты на производство.

 

Указанное разграничение функций  налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

2.1.6.Виды налогов

 

Налоги бывают двух видов.

Первый  вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль  корпораций (фирм); на социальное страхование, и на фонд заработной платы, и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй  вид - налоги на товары и услуги: налог  с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

 

Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

 

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

 

В зависимости  от использования налоги делятся  на общие и специфические. Общие  налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким- либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

 

2.1.7.Стабильность и подвижность налогов

 

Налогам присуща  одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет  эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более - самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

 

Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов, ставки, льготы, санкции  могут быть установлены раз и  навсегда. "Застывших" систем налогообложения  нет и быть не может. Любая система  налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

 

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

 

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение  ряда лет основных принципов системы  налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

 

 

2.2. Система  налогообложения в России

 

В законе Российской Федерации  "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"  принятого 17 июня 1998г. дается следующее понятие налога: "Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного  управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". В этом же законе дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы".

 

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону:  "Объектами налогообложения могут  являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога".

"По налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, законодательными  актами, следующие льготы:

  1. необлагаемый минимум объекта налога;
  2. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  3. освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
  4. понижение налоговых ставок;
  5. вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
  6. целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

и прочие налоговые льготы."

 

Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий  независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:

  1. равно напряженность налогового изъятия;
  2. однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
  3. стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
  4. заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

 

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управление России, подчиняется Президенту и  Правительству РФ и возглавляется  руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

 

2.2.1.Система налогообложения в России. Классификация налогов в рыночной экономике России

С 1998 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил закон об "Основах налоговой системы в РФ" от 16.07.98 (введен с 17.07.98). Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

 

Налоговая система Российской Федерации  разделяет налоги на 3 вида:

 

  1. Федеральные;
  2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально - госyдарственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
  3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

Данная трехуровневая система  присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

 

К федеральным налогам и сборам относятся:

 

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды  товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

Информация о работе Понятие налоговой системы