Взаимодействие норм права и нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения норм права и нравственности, а также особенности их взаимодействия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
1 Понятие права и нравственности……………………………………..
1.1 Понятие права……………………………………………………….
1.2 Понятие нравственности…………………………………………….
2 Общие и отличительные черты права и нравственности……………
2.1 Общие черты права и нравственности……………………………...
2.2 Отличительные особенности права и нравственности……………
3 Взаимосвязь и взаимодействие права и нравственности……………
Заключение……………………………………………………………….
Список используемых источников……………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

Охрана  государственным принуждением - специфический  признак правовых норм, отличающий их от норм морали, норм общественных организаций  и других социальных норм, а также  от содержащихся в некоторых актах  государственных органов призывов и обращений. Норма всегда рассчитана на жизненные обстоятельства, при которых существует выбор различных линий поведения. Лишена смысла норма, которую невозможно нарушить; нормы всегда предписывают участникам общественных отношений, которые могут поступить по-разному, требуемый, должный вариант. Этот вариант государство предписывает в форме правовой нормы, под угрозой государственного принуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав и для наказания нарушителя. Весь смысл существования права – поддержание определенного порядка, предупреждение и решение индивидуальных и социальных конфликтов и споров, упорядочение самого процесса государственного принуждения, применяемого в этих целях.

Правовая  норма, как и право в целом, рассчитана на регулирование поведения  людей посредством отношений, связь  участников которых состоит во взаимных правах (обеспеченная государством возможность  определенного поведения) и обязанностях (необходимость определенного поведения, нарушение которого влечет применение мер государственного принуждения).

Важным  качеством правовых норм является их формальная определенность, т.е. точное (бесспорное) обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия, определение самих последствий, качеств, присущих участникам правоотношений, и др.

Ключевым  признаком для выделения нормы  права является возможность самостоятельного применения правового установления, выраженного в предложении, его  отдельной части или группе предложений  нормативного акта, для регулирования  действий субъектов. Если правовое предложение, взятое отдельно, в отрыве от других рядом стоящих предложений, выражает правило, причем выражает в самом  достаточном виде для регулирований  действий лиц, значит, мы имеем дело с нормой права. Самостоятельность  в данном случае означает грамматическую и логическую завершенность правового  установления.

Уместно в этой связи привести высказывание Г. Ф. Шершеневича, справедливость которого не поколеблена за прошедшее столетие: «Всякий закон, в какую бы грамматическую форму ни был он облечен, всегда представляет собой норму или правило поведения. Даже такие законные определения, как, например, «завещание есть законное объявление владельца о его имуществе на случай его смерти»... являются не чем иным, как нормами».

Норма права  призвана выражать общеобязательное установление в виде высказывания, относительно которого можно утверждать:

1. оно содержит некоторое общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократно повторяющиеся, типичные ситуации;

2. указанное правило представлено в нем в качестве предложения, отдельной части сложного предложения или нескольких взаимосвязанных предложений, позволяющих применять данное правило. Связи отдельных предложений, образующих правовую норму, могут выглядеть весьма различно, как это имеет место в отсылочных или бланкетных нормах, но только не по единой схеме «если - то иначе».

Особую  роль нормы права играют в регулировании  конфликтов право, которое регламентирует функционирование всех основных сфер общественной жизни на основах всеобщей свободы является мощным фактором предотвращения социальных конфликтов. В этом действие самой важной его функции, как осуществление социального контроля, направленного на подчинение поведения индивидов социальным ожиданиям и требованиям. Правовые нормы, которые возникают на основе учета опыта решения конфликтных ситуаций, содержат наиболее разумные способы решения типичных социальных конфликтов, которые максимально соответствуют интересам всех участников правового общества. Система правовых норм, которая определяет правила поведения в разнообразных сферах общественной жизни, подсказывает, а часто и прямо предлагает людям бесконфликтный способ такого поведения

Право уже  самим фактом своего существования  избавляет общество от конфликтной  ситуации своеволия и насилия, которой  присуща «борьба всех против всех», и подсказывает людям наиболее приемлемые для всех (то есть наиболее бесконфликтные) модели поведения. В этом и представляется функция права как системы  норм, направленных на предотвращение социальных конфликтов.

Право обладает достаточно эффективными способами  и процедурами, необходимыми для  регулирования и решения конфликтов. Именно ему принадлежит ключевая роль в системе выработанных с  этой целью обществом социальных институтов.5

 

 

1.2 ПОНЯТИЕ  НРАВСТВЕННОСТИ

 

Нравственность является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений нравственности (морали), в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Нравственность (мораль) – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью  нравственности является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Правовой  морали соответствуют четыре проявления:

1. Мораль как знак, символ, миф. На этой ступени в символическом и мифическом сознании человека присутствуют в свернутом виде все последующие проявления морали и права.

2. Мораль и право как ценности. На этой ступени формируется феномен морально-правового сознания. Появляется «человек моральный».

3. Правовая мораль как социальная норма. На этой ступени человек приобретает новое качество, он становится «социальным».

4. Правовая мораль как знание. На этой ступени «человек социальный» превращается в «человека рационального». На смену морали приходят правила, этикет, юридические законы, освобожденные от нравственного содержания.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые  в длительном процессе исторического  развития общества.

Всякий  поступок, поведение человека может  иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное  содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

«Золотым  правилом» морали, известным с  древнейших времен, является следующее:«(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они  поступали по отношению к тебе».6

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный  характер (осуждение или одобрение  поступков), выступает в форме  моральных оценок, которые человек  должен осознать, внутренне принять  и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и  поведение. Такая оценка должна соответствовать  общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и  недолжном, достойном и недостойном  и т.д.

Мораль  зависит от условий человеческого  бытия, сущностных индивидуального  сознания. Наряду с другими формами  регулирования поведения людей  в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

В морали выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная  функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с  точки зрения учета интересов  других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через  индивидуальное поведение

Воспитательная  функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль  рассматривают и как особую форму  общественного сознания, и как  вид общественных отношений, и как  действующие в обществе нормы  поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность.

Нравственное  сознание является одним из элементов  морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение  и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни  и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного  сознания и одновременно область  индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с  нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).

Мораль  нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию. Выступая против отождествления нравственности и нравственного  сознания М. С. Строгович писал: «Нравственное  сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном  и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение  людей, их взаимоотношения».

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются  по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к  кому и какие нравственные обязанности  несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и  т.д.), но во всех случаях человек, в конечном счете, оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену.В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности; Поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д. но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

Нравственная  деятельность представляет собой объективную  сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра  и зла, достойного и недостойного.

Один  из философов - А. А. Гусейнов так определяет особенности морали:

а)она  характеризует способность человека жить сообща и представляет собой  форму отношений между людьми;

б) она не подчинена закону причинности и принципу полезности;

в)моральный  закон не допускает разведение субъекта и объекта;

г)мораль – это тяжелый груз, который  человек добровольно взваливает на себя. Мораль - это такая игра, в которой человек ставит на кон  самого себя. Сократ был принужден  выпить яд, Джордано Бруно был сожжен, Ганди был убит. Таковы ставки в  этой игре.

В структуре  морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в  обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного  мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений  о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели  и пороке, должном и осуждаемом.

Нормы морали, нормы-обычаи, корпоративные и другие нормы взаимодействуют с принципами и нормами права, находят в  них одну из необходимых форм своего существования (например, религиозные нормы празднования Рождества Пасхи стали правовыми).7

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в  определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих вобществе и выполняющих  регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков  людей.

Нравы повседневно  воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и  властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном  поведении при определенных условиях.

В отличие  от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают  в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в  армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям  и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного  общепринятою порядка, а находят  идейное обоснование в представлениях человека о должном или не должном  поведении как вообще, так и  в конкретной жизненной ситуации.

Информация о работе Взаимодействие норм права и нравственности