Бюджетная классификация: понятие, структура, функции

Дата добавления: 23 Мая 2013 в 21:50
Автор работы: i**********@mail.ru
Тип работы: доклад
Скачать архив (32.50 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Эссе по Финансам.docx

  —  35.98 Кб

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

стр.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

I. Понятие и структура бюджетной классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-5

II. Функции бюджетной классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-7

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рациональное управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений  и расходов, а также сложности  финансово-бюджетных отношений невозможно без использования единой, законодательно утвержденной системы учета движения денежных потоков. До 1996 г. бюджетная  классификация РФ вводилась приказом главного исполнительного органа — Минфина РФ. В 1996  г. ее статус был резко повышен до федерального закона, принимаемого Федеральным Собранием РФ.

 

До 1992  г. в России применялась бюджетная классификация бывшего СССР, которая состояла из двух частей: союзно-республиканской и местной. Позже была введена новая классификация, единая для всех уровней бюджетной системы. Но в ее основе оставались положения прежней классификации. С 1995 г. приказом Министерства финансов РФ введена новая бюджетная классификация.

 

На написание данной работы меня толкнуло желание разобраться  в теме бюджетной классификации  РФ, так как в последние годы в связи с развитием рыночной инфраструктуры и финансового механизма, появлением новых элементов в бюджетном механизме (целевые и внебюджетные фонды, источники финансирования дефицита, трансферты и т.д.) возникла потребность в радикальном преобразовании классификации соответственно требованиям рыночной экономики и международным стандартам цивилизованных демократических отношений.

 

 

  1. Понятие и структура бюджетной классификации

 

Для достижения сбалансированности бюджета, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности и гласности  его показателей необходимо проводить  их системное сопоставление. В этих целях применяется бюджетная  классификация, которая систематизирует  однородные показатели и тем самым  позволяет более точно определить поступление доходов и расходование бюджетных средств1.

 

Бюджетная классификация  Российской Федерации является одним  из ключевых инструментов, обеспечивающих единообразие в рамках реализации бюджетного процесса, и неотъемлемой частью единой системы сбора, регистрации, классификации  и обобщения данных о государственных  и муниципальных финансах. Бюджетная  классификация позволяет формировать  объективную, полную и достоверную  информацию, необходимую для эффективного управления бюджетными средствами2.

 

Реформированная бюджетная  классификация  позволяет решать следующие задачи:

  1. приближение бюджетной классификации к международным стандартам  финансовой отчетности и статистики государственных финансов;

2) переориентация использования  бюджетных средств на достижение  конечных результатов. При этом  повышается самостоятельность и  ответственность участников бюджетного  процесса и администраторов бюджетных  средств;

3) приведение функциональной  классификации расходов  бюджетов  в соответствие с основными  функциями, которые выполняют  органы государственной власти  и органы местного самоуправления;

4) приведение структуры  бюджетной классификации в соответствие  с экономическим содержанием  операций в секторе государственного  управления3.

 

В статье 4 Закона «О бюджетной классификации» и в разделе X Указаний дается определение:

  1. ведомственной классификации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (приложение к закону соответствующего субъекта Российской Федерации о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год);
  2. ведомственной классификации расходов местных бюджетов (приложение к решению соответствующего представительного органа местного самоуправления о местном бюджете соответствующего муниципального образования на очередной финансовый год).

 

Кроме того, при формировании кода бюджетной классификации используются:

  1. экономическая классификация доходов;
  2. экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
  3. перечень администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации;
  4. перечень администраторов доходов в федеральный бюджет (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  5. перечень администраторов доходов в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации (приложение к закону субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год);
  6. перечень администраторов доходов в соответствующий местный бюджет (приложение к решению представительного органа местного самоуправления муниципального образования о местном бюджете муниципального образования на очередной финансовый год);
  7. перечень администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  8. перечень администраторов источников финансирования дефицита бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (приложение к закону субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год);
  9. перечень администраторов источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета муниципального образования (приложение к решению представительного органа местного самоуправления о местном бюджете муниципального образования на очередной финансовый год);
  10. перечень прямых получателей средств из федерального бюджета4.

 

Бюджетная классификация также  применяется для составления  и исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений по бюджетным  средствам и средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности5.

    1. Функции бюджетной классификации

 

Бюджетная классификация, обеспечивая  органы власти и управления информацией  о состоянии государственных  финансов, выступает основополагающим элементом для осуществления  следующих функций:

  1. бюджетного планирования;
  2. управления бюджетами;
  3. управления кассовыми средствами бюджетов;
  4. управления бюджетной задолженностью;
  5. осуществления бухгалтерского учета в бюджетной сфере;
  6. формирования бюджетной отчетности и статистики государственных финансов.

 

Единая система бюджетной классификации  необходима для обеспечения прозрачности и согласованности информации на всех уровнях государственного управления, на которых ведется учет финансовых операций на каждом этапе сбора, учета  и распределения доходов и  осуществления расходов. Бюджетная  классификация позволяет сравнивать между собой данные по временным  периодам, по разным видам деятельности, различным учреждениям, а также  на межгосударственном уровне.

 

Бюджетная классификация должна соответствовать  следующим требованиям: 

  1. возможность интеграции в систему бюджетного учета;
  2. возможность осуществления финансового учета;
  3. возможность консолидации данных различных сегментов сектора государственного управления;
  4. возможность адаптивности к внутренней и международной бюджетной отчетности;
  5. возможность компьютеризации и автоматизации ведения бюджетной классификации6.

 

Основными целями бюджетной классификации  являются:

  1. удовлетворение потребности органов власти и управления, органов финансового контроля в информации для эффективного бюджетного планирования, управления бюджетами, принятия управленческих решений в части исполнения основных функций государства;
  2. транспарентность и информационная открытость процессов формирования, утверждения, исполнения бюджетов, а также содержания отчетов об их исполнении;
  3. методологическое единство, сравнимость и сопоставимость (внутренняя и внешняя) как в части бюджетной отчетности, так и в отношении статистики государственных финансов.

 

Бюджетная классификация ориентирована  на решение следующих основополагающих задач:

  1. создание методологической основы для реализации принципа единства бюджетной системы страны;
  2. обеспечение единства форм бюджетной документации;
  3. осуществления оперативного контроля при исполнении соответствующих бюджетов и бюджетной системы в целом;
  4. обеспечение сопоставимости показателей всех бюджетов бюджетной системы как внутри страны, так и на международном уровне, получение сводной бюджетной информации в виде консолидированных бюджетов;
  5. формирование инструментов государственного финансового контроля и аудита при осуществлении бюджетного процесса7.

 

В соответствии с Законом «О бюджетной  классификации» в целях единства бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации Минфином России издаются «Указания о порядке  применения бюджетной классификации  Российской Федерации» в форме приказа, устанавливающего правила применения бюджетной классификации участниками  бюджетного процесса на всех уровнях  бюджетной системы Российской Федерации.

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации, закон «О бюджетной классификации» и Указания являются обязательными для исполнения в рамках всей бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

 

Заключение

 

В заключение к эссе мне бы хотелось обратить внимание на то, что научно построенная классификация позволяет четко распределять и учитывать поступления и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой и социально-экономической политики страны. В демократическом государстве бюджетная классификация дает возможность обществу контролировать бюджетную деятельность государства в лице исполнительных органов власти.

 

Бюджетная классификация – это специальный юридический акт, который лежит в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация не только имеет значение для процессуального бюджетного права, но и лежит в основе норм материального бюджетного права. В целом же задача бюджетного процесса состоит в том, чтобы закон о бюджете был принят вовремя, текст его был краток и понятен, а участники бюджетного процесса не испытывали бы осложнений при реализации норм материального бюджетного права.

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп.) от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

 

  1.  «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012). // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 16 октября 2012 г. N 175-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

 

  1. Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н (ред. от 24.08.2012) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

 

  1. Берездивина  Е.В.  Программная классификация расходов федерального бюджета // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012. - №1. - С. 26-43.

 

  1. Большой юридический словарь // сост.  Сухарев А.Я. – М.: Инфра-М, - 2009, стр. 857.

 

  1. Воробьева Л. Т. Проблемы планирования доходов и расходов местных бюджетов // Финансы и кредит, 2010. - № 32. - С. 65-73.

 

  1. Дикова Н.Ю. В бюджетную классификацию внесены поправки // Учет в бюджетных учреждениях, 2012. - №8. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.audit-it.ru/

 

  1. Максимова Л. Применение бюджетной классификации // Бюджетные организации: Бухгалтерский учет и налогообложение, - 2008. - № 7.

 

  1. Новиков Д.В. Бюджетная классификация в вопросах и ответах // Бюджетный учет, - 2009. - № 7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawmix.ru/

 

  1. Эриашвили Н.Д., Финансовое право. - М.: Изд-во Юнити, 2011, С. 570.

 

1 Дикова Н.Ю. В бюджетную классификацию внесены поправки // Учет в бюджетных учреждениях, 2012. - №8.

2 Эриашвили Н.Д., Финансовое право. - М.: Изд-во Юнити, 2011, стр. 127-128.

3 Воробьева Л. Т. Проблемы планирования доходов и расходов местных бюджетов // Финансы и кредит, 2010. - № 32. - С. 67.

Страницы:12следующая →
Описание работы
До 1992 г. в России применялась бюджетная классификация бывшего СССР, которая состояла из двух частей: союзно-республиканской и местной. Позже была введена новая классификация, единая для всех уровней бюджетной системы. Но в ее основе оставались положения прежней классификации. С 1995 г. приказом Министерства финансов РФ введена новая бюджетная классификация.
Содержание работы
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Понятие и структура бюджетной классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3-5
II. Функции бюджетной классификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-7
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9