Правовое регулирование денежного обращения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.
Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 Правовое регулирование  денежного обращения в РФ 

Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных  с обращением национальной валюты в  стране.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны  к приему по нарицательной стоимости  при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Правовой основой денежного  обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного  обращения в стране только Банк России наделен правом осуществления эмиссии  наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения  в стране осуществляется с помощью  таких операций, как денежная реформа  и деноминация.

Денежная реформа – полное или  частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег  новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует Положение  от 4 октября 1993 г. № 18 «Порядок ведения кассовых операций в РФ», основные моменты которого предписывают следующее.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее – банках).

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими  предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями  в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих  кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы  в дневные и вечерние кассы  банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем – оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача денег из выручки одних  предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается  в отдаленных местностях, где нет  банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

Предприятия имеют право хранить  в своих кассах наличные деньги сверх  установленных лимитов только для  оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий  не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет  производится из касс предприятий. При  временном отсутствии у предприятий  кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Правовые основы наличного денежного обращения  
Наличное денежное обращение – непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие  платежи.  
Государственный контроль за размером денежной массы, находящейся в обращении, в промышленно развитых странах стал осуществляться сравнительно недавно. На Западе политика в области регулирования денежной массы получила название «таргетирование». Основная идея, которая стоит за таргетированием, заключается в том, чтобы не только спланировать, т.е. определить количественные параметры денежной массы, но сделать  этот процесс публичным.  
Банки выдают наличные деньги на цели, установленные законодательством Республики Беларусь, для рационального распределения имеющихся кассовых ресурсов, осуществляют контроль за выдачей наличных денег предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам в соответствии с законодательством Республики Беларусь.  
Для организации контроля банк согласно статье 22 Банковского кодекса Республики Беларусь самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых в банк предприятием, предпринимателем, частным нотариусом. Национальный банк в пределах своей компетенции может разрабатывать рекомендации банкам по перечню сведений (документов), используемых банками для осуществления контроля при проведении отдельных операций банков с наличными деньгами.  
Выдача наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия , доходы  предпринимателей, частных нотариусов производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь в сроки, определяемые договором между предприятием, предпринимателем, частным нотариусом, с одной стороны, и банком – с другой стороны, банки, при определении в договоре конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца для обеспечения удовлетворения обоснованных требований предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах.  
Предприятия, предприниматели и частные нотариусы представляют в банки копию либо выписку из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов) с указанием сроков выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов при открытии текущих (расчетных) счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются в сроки и в порядке, определяемые договором.  
Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте) сроки выплаты заработной платы определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию предприятия, предпринимателя, частного нотариуса может устанавливать конкретный (один) день по каждому сроку получения наличных денег из банка на эти цели (за 1-ю, за 2-ю половину месяца и другие сроки).  
Выдача наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, может производиться банками в целях равномерного распределения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга.  
Выдача наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные и предпраздничные дни, производится банками не более чем за три рабочих дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, – накануне выходных дней этих предприятий.  
Выдача наличных денег для расчетов с увольняемыми и уходящими в отпуск работниками, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, производится независимо от определенных в договоре между предприятием, предпринимателем, частным нотариусом и банком сроков выплаты заработной платы, доходов предпринимателей, частных нотариусов.  
Для обеспечения рационального регулирования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денег банки на основании сведений,

полученных от предприятий, предпринимателей, частных нотариусов о размерах и определенных договором сроках выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов, ежеквартально, с разбивкой по месяцам, составляют календари выдач наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов (по дням).  
Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег банки 2 раза в год составляют и не позднее 15 апреля и 15 октября представляют в Главные управления Национального банка календари выдач наличных денег на заработную плату, а также согласованные в установленном порядке сроки выдачи наличных денег.  
При этом не учитывается заработная плата, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, выплачиваемые предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами из выручки и через эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь.  
Выдача наличных денег из касс банков на расчеты между предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами производится в пределах размера, согласованного с обслуживающим банком, за вычетом суммы, использованной на эти цели из выручки.  
Контролирующие органы в пределах своей компетенции осуществляют проверки соблюдения предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами правил ведения кассовых операций, порядка расчетов наличными деньгами в Республике Беларусь, применяют меры ответственности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.  
Банки имеют право осуществлять контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций и порядка расчетов наличными деньгами в Республике Беларусь предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами, открывшими у них текущие (расчетные) и иные счета, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.  
Банки не осуществляют контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций и порядка расчетов наличными деньгами в Республике Беларусь дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями иностранных государств. Материалы проверок оформляются актом.  
Национальный банк осуществляет контроль за работой банков по организации наличного денежного обращения. В этих целях Национальный банк и его структурные подразделения проводят проверки банков.  
Главные управления и отделения Национального банка ежеквартально анализируют состояние наличного денежного обращения.  
Объектами анализа являются:  
– складывающиеся тенденции в наличном денежном обращении и его структуре во взаимосвязи с развитием экономики области, г. Минска;  
– источники поступлений наличных денег в кассы банков, направления их выдач из касс банков, анализ отчетных данных о кассовых оборотах по отдельным показателям за предыдущие периоды – соответствующий период прошлого года и квартал (месяц), предшествующий анализируемому;  
– уровень инкассации торговой выручки, образующейся в сфере потребительского рынка, и не использованные банками возможности мобилизации внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах;  
–территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег;  
– влияние изменений в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования.  
Структурные подразделения Национального банка осуществляют проверки банков по организации наличного денежного обращения с целью проверить работу банков по исполнению законодательства Республики Беларусь (включая нормативные правовые акты Национального банка), регулирующего организацию наличного денежного обращения, а также принять предупредительные меры и выработать рекомендации по устранению выявленных нарушений.  
Проверки банков проводятся специалистами отделов (управлений) денежного обращения как в составе комплексных групп, так и самостоятельно на основании графиков проведения инспекций банков, утверждаемых руководителями структурных подразделений Национального банка.  
В ходе проверки рассматривается организация банком работы по обеспечению рационального движения потоков наличных денег, своевременного удовлетворения обоснованной потребности в наличных деньгах, а также организация предварительного контроля за выдачей наличных денег из касс банка.  
Материалы проведенных специалистами структурных подразделений Национального банка проверок банков оформляются актом (справкой) произвольной формы в трех экземплярах, в котором указываются дата проверки, состав проверяющих и кем он назначен, что установлено в результате проверки. Один экземпляр акта (справки) проверки банка передается руководителю банка.  
Результаты проверок в трехдневный срок рассматриваются начальником соответствующего управления (отдела), при необходимости соответствующие предложения вносятся на рассмотрение руководства структурных подразделений Национального банка.  
Копия акта (справки) с информацией о принятых мерах направляется в Национальный банк.  
Налично-денежный оборот – совокупность платежей наличными деньгами за определенный период времени. Характеризуется использованием наличных денег населением, предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами как средства обращения и платежа.  
По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот – процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличное денежное обращение характеризуется использованием наличных денег в функции средства обращения и платежа, опосредствующим оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи. По величине наличный денежный оборот – совокупность платежей наличными деньгами за определенный период времени. Именно этот оборот обслуживает в большей части формирование доходов и расходов населения.  
Наличные деньги начинают свое движение из касс банков, прежде всего из центрального банка как Эмиссионного центра, из оборотных касс этого банка они поступают в коммерческие банки. Предприятия, организации, предприниматели за счет имеющихся на их счетах средств или предоставленного кредита получают наличные деньги в кассах коммерческих банков. Эти денежные суммы предназначены для выплаты заработной платы и приравненных к ней платежей и осуществления других платежей наличными деньгами.  
Часть наличных денег из касс банков может продаваться другим банкам, а также непосредственно выплачиваться населению (проценты по вкладам, выплата пенсий, пособий, дивидендов и др.). Из касс предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей производятся выплаты населению наличных денег, полученных по целевому назначению в банках. Незначительные суммы используются для расчетов наличными деньгами между предприятиями, организациями.  
Следующий этап движения наличных денег – расходование (использование) их населением на покупку товаров, оплату услуг, в качестве платежей в пользу государства и других юридических и физических лиц.  
Расходование части денег может быть отложено (сбережения населения) в организованной и неорганизованной формах. От населения наличные деньги вновь поступают в кассы предприятий, организаций, но последние не могут ими воспользоваться для денежных расчетов минуя банк и должны сдавать в банк для зачисления на счета. Таким образом, наличные деньги, начав свое движение из касс банков, пройдя все каналы обращения, возвращаются обратно в банки, чтобы начать новый оборот.  
Одни и те же денежные знаки могут совершать множество кругооборотов, одновременно находясь во всех стадиях. Обращение наличных денег происходит непрерывно, и в центре него находятся банки. Такая позиция в кругообороте наличных денег чрезвычайно важна. Это позволяет концентрировать наличные деньги в банках, что приводит к ускорению их обращения, сокращению издержек по денежному обороту, обеспечивает плавность их перехода в безналичную денежную сферу и, наоборот, без встречных перевозок денег в кассах предприятий, организаций, банки устанавливают для них предельные суммы (лимиты) наличных денег, которые могут оставаться в кассе на конец дня, и жесткие сроки их сдачи в банки (предприятия связи). Кроме того, определена возможная величина расходования на месте предприятиями, организациями поступающей денежной выручки.  
В процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как:  
– определение общего объема налично-денежного оборота; его структуры; изучение складывающихся тенденций;  
– направление и регулирование денежных потоков;  
– размещение денежной массы по территории страны;  
– определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении; величины денежных агрегатов;  
– установление уровня инкассации выручки; другие методы мобилизации банками наличных денег;  
– расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.  
Прогноз наличного денежного оборота (прогноз кассовых оборотов банков) составляется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.  
Квартальные прогнозы наличного денежного оборота составляются: всеми банками – по обслуживаемым предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, Главными управлениями Национального банка – по областям и г. Минску, Национальным банком – по республике в целом.  
Прогноз наличного денежного оборота составляется банками по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег.  
Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег. Прогноз кассовых оборотов делается на основе сведений, накапливаемых в банке по обслуживаемым предприятиям, предпринимателям по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег, на основе динамических рядов.  
Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом делается Национальным банком. Для этого используются данные прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данные кассовых оборотов учреждений банков. При этом Национальный банк привлекает дополнительные данные: прогнозные расчеты розничного товарооборота (включая общественное питание), сведения об объеме платных услуг (наличными), данные предприятий связи, органов страхования, статистики, Министерства финансов, налоговых органов и других организаций, имеющих отношение к формированию налично-денежного оборота в республике.  
Прием, выдача, хранение денежной наличности учреждениями банков осуществляется в порядке, установленном нормативными документами по эмиссионно-кассовым и кассовым операциям в учреждениях банков Республики Беларусь, правилами организации наличного денежного оборота. Эти правила охватывают:  
1) порядок создания кассовых узлов, проектирование, техническую укрепленность кассового узла, оборудование рабочих мест кассовых работников в банке, создание касс и т.п.;  
2) совершение кассовых операций с наличной национальной валютой, работу приходной, расходной, вечерней касс, подкрепление операционной кассы, порядок работы касс банков при субъектах хозяйствования и расчетно-кассовых центров, распоряжение денежной наличностью при использовании банкоматов;  
3) внутрикассовый оборот и обработку денежной наличности, оформление кассовых документов, формирование папок с документами, организацию работы с денежной наличностью (формирование, упаковка денежных знаков, работа с фальшивыми и сомнительными банкнотами), организацию работы кассы пересчета, передачу ценностей между кассовыми работниками, определение подлинности и платежности денежных билетов;  
4) инкассацию денежной выручки и перевозку ценностей предприятиями Министерства связи, перевозку ценностей службой инкассации коммерческих банков;  
5) обеспечение сохранности ценностей, их хранение, ревизию, ответственность лиц, работающих с ценностями, прием ценностей на хранение;  
6) совершение кассовых операций с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте, порядок приема и передачи валютных ценностей кассами банка, порядок обработки, формирования и упаковки валютных ценностей, ревизию валютных ценностей, порядок работы обменных пунктов.  
Наличный денежный оборот организуется на основе тех же принципов, что и весь денежный оборот, а также специфических принципов:  
– предприятия, организации, учреждения, предприниматели должны хранить наличные деньги в банках, за исключением лимита кассы, и получать деньги в кассах банков;  
– банки устанавливают лимиты остатка наличных денег в кассах субъектов всех форм собственности;  
– наличное денежное обращение является объектом прогнозного планирования;  
– регулирование наличного денежного оборота осуществляется в централизованном порядке центральным банком.  
Наличный денежный оборот по своему объему значительно меньше безналичного денежного оборота, однако его четкая организация особенно важна в социально-экономическом плане, так как этот оборот обслуживают преимущественно отношения связанные со сферой личного потребления. Происходящие в сфере обращения наличных денег процессы прямо влияют на устойчивость покупательной способности населения и денег.  
Сфера обращения наличных денег является той областью экономики, которая в той или иной степени соприкасается со всеми остальными ее сторонами. Состояние наличного денежного оборота реагирует на изменения в денежных доходах населения, на развитие потребительского рынка, где эти доходы могут обратиться в реальные материальные блага, а также на распределение товарных масс и денежных доходов потерриториям. На показатели наличного денежного оборота в территориальном разрезе оказывают влияние следующие факторы: развитие промышленности, непроизводственного сектора экономики, численность населения и многие другие.  
Залогом успешного проведения мероприятий по оптимизации наличного денежного оборота должна стать активизация процесса сбережений населения и расширение спектра розничных банковских услуг, дальнейшее развитие и совершенствование системы безналичных расчетов, вовлечение в организационный оборот средств индивидуальных предпринимателей. 

 

 

Литература

 

Конституция РФ.

ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556.

Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЗАО  Юстицинформ, 2005 г.

Петрова Г.В. Финансовое право. – М.:ТК Велби, 2006.

1 Конституция РФ, ст.71

2 Конституция РФ, ст.72

3 Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.:ЗАО Юстицинформ, 2005

4 ФЗК от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

5 Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556.

6 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

7 Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»


Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения РФ