Коммерческая тайна как способ защиты конфиденциальной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – раскрыть понятие коммерческой тайны и разработать мероприятия по ее защите. В соответствии с поставленной целью в работе следует решить следующие основные задачи:
1. изучить теоретические аспекты сущности и значение коммерческой информации.
2. рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;
3. рассмотреть технические и специальные меры защиты коммерческой тайны;

Содержание работы

Введение
1.Сущности и значение коммерческой информации
2.Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
3.Технические и специальные меры защиты коммерческой тайны

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна как способ защиты конфиденциальной информации.docx

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Коммерческая  тайна как способ защиты конфиденциальной информации

 

 

Содержание

Введение

  1. Сущности и значение коммерческой информации
  2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
  3. Технические и специальные меры защиты коммерческой тайны

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с развитием  рыночных отношений коммерческую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической  среды. Значит, возникает неясность  и неуверенность в получении  ожидаемого конечного результата, а  следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще  начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько  необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый  путь, прежде чем он превратится  в подлинного предпринимателя.

В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется  “сверху” в приказном порядке  в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую  систему координат и хозяйственную  среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.

Конечно, жесткая система  централизованных установок и предписаний  сковывала инициативу, подавляла  интерес и творческое начало. Но она вносила явную или по крайней  мере кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”. Однако в рыночной экономике информация становится товаром  и должна подчиняться законам  товарно-денежных отношений. Каждый собственник  имеет право изменять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества.

Многие вопросы коммерческой деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью  только правового регулирования  и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

Рынок есть прежде всего  экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон  и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование  в условиях рынка сводится преимущественно  к установлению норм осуществления  предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все  остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным  образом.

За экономическую свободу  приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее  свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что  те, с кем приходится вступать в  хозяйственные отношения, стремятся  прежде всего к своей выгоде, а  выгода одних может стать ущербом  для других. К тому же предприниматель-конкурент  вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических  лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских  информационных потоков от различного рода посягательств используются как  правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное  их применение.

Цель контрольной работы – раскрыть понятие коммерческой тайны и разработать мероприятия по ее защите. В соответствии с поставленной целью в работе следует решить следующие основные задачи: 

 

  1. изучить теоретические аспекты  сущности и значение коммерческой информации.
  2. рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;
  3. рассмотреть технические и специальные меры защиты коммерческой тайны; 

Предметом исследования в  данной работе являются: понятие коммерческой тайны и пути ее защиты.

При написании данной работы использовалась научно-методическая, учебная литература отечественных  и зарубежных авторов, периодическая печать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущности и значение коммерческой информации

Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Уинстон Черчилль.

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана  с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных  условиях информация представляет собой  особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать  эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в  защите. В 90-е годы коммерческая тайна  предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами  сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью  предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб  его интересам.  Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена Постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.  До принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона. Одни эксперты исчисляют финансовые потери российских предпринимателей от несоблюдения коммерческой тайны в миллионах долларах, другие – в миллиардах. То, что ущерб значителен, признают все. Принятый закон, по мнению его авторов, должен ограничить нелегальный отток служебной информации коммерческого характера.

Во-первых, федеральный закон  вводит само понятие коммерческой тайны. Ею признается практически любая  информация, представляющая действительную или потенциальную коммерческую ценность (научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая  и т.п.). Главное – определить в  письменной форме, какая именно информация будет «засекречена». В тексте закона оговаривается, что коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций, о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты.

Во-вторых, устанавливаются  сроки неразглашения коммерческой тайны и меры ответственности  за несоблюдение этого требования и  причинение материального ущерба. Теперь работник обязан хранить «секреты фирмы» минимум три года с момента  прекращения действия трудового  договора (если работодателем не установлен конкретный срок), а в случае невыполнения этого требования он может не просто выплатить штраф, но и лишиться свободы  на срок до десяти лет. Наиболее важным нововведением в законе является то, что теперь пострадавшая от разглашения  коммерческой тайны компания сможет через арбитражный суд потребовать  возмещения всего доказанного ущерба у того, кто воспользовался тайной, или у представителей власти, виновных в утечке секретов. Перед властями, по закону, у предпринимателей коммерческих тайн быть не должно. Более того, за непредоставление органам государственной  власти (суду, прокуратуре и т.п.) и местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну, по специальному требованию могут также привлечь к ответственности. В связи с этим многие эксперты обеспокоены тем, что закон о коммерческой тайне легализует вторжение власти в дела бизнеса. Поэтому эксперт Фонда развития парламентаризма Елена Ситникова считает, что «если коммерческую тайну хочет узнать орган местного самоуправления, нужно внимательнейшим образом изучить цели такого шага. И если цели подозрительны – доводить дело до суда». Пусть чиновник доказывает правомерность своих требований.

При отнесении той или  иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два  обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.

В соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации  информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:

1.      их открытое использование связано с ущербом для предприятия

2.      они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях

3.      предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды

4.      эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом

5.      сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

Анализ законодательных  актов промышленно развитых стран  по вопросам защиты коммерческой тайны  позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

•      о нерациональном природопользовании

•      о сверхнормативном загрязнении окружающей среды

•       о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей

•      о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)

•       о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны

•        о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы

•        о фактах проявления недобросовестной конкуренции

•        о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов

•        о причинах и фактах невыполнения договоров и др.

Гражданским кодексом Российской Федерации [1, ст. 139, п. 1] установлено, что  «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными  правовыми актами». В настоящее  время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:  

1) содержащихся в учредительных  документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения  записей о юридических лицах  и об индивидуальных предпринимателях  в соответствующие государственные  реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление  предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества  государственного или муниципального  унитарного предприятия, государственного  учреждения и об использовании  ими средств соответствующих  бюджетов;

4) о загрязнении окружающей  среды, состоянии противопожарной  безопасности, санитарно-эпидемиологической  и радиационной обстановке, безопасности  пищевых продуктов и других  факторах, оказывающих негативное  воздействие на обеспечение безопасного  функционирования производственных  объектов, безопасности каждого  гражданина и безопасности населения  в целом;

5) о численности, о составе  работников, о системе оплаты  труда, об условиях труда, в  том числе об охране труда,  о показателях производственного  травматизма и профессиональной  заболеваемости, и о наличии свободных  рабочих мест;

6) о задолженности работодателей  по выплате заработной платы  и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства  Российской Федерации и фактах  привлечения к ответственности  за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов  или аукционов по приватизации  объектов государственной или  муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре  доходов некоммерческих организаций,  о размерах и составе их  имущества, об их расходах, о  численности и об оплате труда  их работников, об использовании  безвозмездного труда граждан  в деятельности некоммерческой  организации;

10) о перечне лиц, имеющих  право действовать без доверенности  от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия,  которых или недопустимость ограничения  доступа, к которым установлена  иными федеральными законами.

1.1    Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны

Информация о работе Коммерческая тайна как способ защиты конфиденциальной информации