Афинское государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Разложение родового строя и возникновение государства в Афинах относятся к концу архаической эпохи (IX – VIII вв. до н.э.). Классический анализ этого процесса изложен в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На рубеже VIII – VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал свое место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Афинское государство в VIII в. до н.э……………………...4
1.1. Реформы Тесея………………………………………………..4
1.2. Архонты и ареопаг…………………………………………...5
1.3. Законы Драконта……………………………………………..6
1.4. Реформы Солона……………………………………………...6
1.5. Тирания Писистрата………………………………………….9
1.6. Реформы Клисфена…………………………………………11
Глава 2. Афинское государство в V – IV вв. до н.э………………...14
2.1. Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э……16
Глава 3. Основные черты Афинского права………………………..22
3.1. Основные источники Афинского права…………………….22
3.2. Право собственности…………………………………………23
3.3. Обязательственное право…………………………………….25
3.4. Семейное и наследственное право…………………………..27
3.5. Уголовное право……………………………………………...30
3.6. Процессуальное право……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………37
Список используемой литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Афинское государство и право).doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

    Суровыми  мерами афинское право защищало частную собственность граждан. Достаточно сказать, что воровства наказывалось, правило, смертной казнью.

    Для исков о нарушении права собственности  были установлены определенные формы. Строго охранялось не только собственность, но и всякое правомерное владение. Нарушение владения влекло за собой, по мимо возмещения убытков потерпевшему, уплату штрафа государству.

    Активную  роль в хозяйственной деятельности Афин играло само государство. В его  не посредственной собственности находились рудника, корабельные верфи, многие пахотные земли и пастбища, разного рода строения и другое имущество. Все это, за исключением общественных и культовых зданий, передавалось в аренду частным лицам. Государство осуществляло контроль за хозяйственным состоянием арендованного имущества, за ввозам и вывозам, судостроением, основанием колоний на захваченных землях, за состоянием торговли на рынках.

    Правовое  регулирование имущественных отношений  достигло в Афинах относительно высокой  ступени развития. При всем том  Афины так и не выработали определения право собственности, как это сделали римские юристы. Нет еще и такой терминологии, которая выражала бы с достаточной ясностью различие, существующее между фактическим господством лица над вещью (владением) и правом собственности на нее.

    3.3. Обязательственное право

    Обязательства, имеющие юридический характер, т.е. урегулированные правом и, следовательно, связанные с возможным принуждением обязанного лица к совершению определенных действий или воздержанию от них, возникают из:

  1. Договоров, заключенных между сторонами;
  2. Правонарушений – деликтов, - в результате которых определенное лицо или лица понесли материальный или иной ущерб.

    Афинское  право хорошо различало оба эти  обстоятельства.

    Договорные  отношения получили в Афинах широкое  развитие. Источники указывают на многочисленные сделки с землей и прочим имуществом, на весьма развитые арендные отношения, на существования договоров займа, найма недвижимости и рабов и т.п. Основная масса договоров заключалась в письменной форме. Никаких особых формальностей не требовалось. Одно это свидетельствует о настолько развитых имущественных отношениях, что под их влиянием право сумело освободиться от всякого рода стеснительных условий, характерных для его начальной стадии (вроде клятв, обязательного присутствия свидетелей, совершения религиозных обрядов и прочего, без чего сделки считались недействительными). Со временем Солона ушла в прошлое долговая кабала, последнее архаическое средство, с помощью которого стремились обеспечить прочность договора и гарантировать арендодателю и ростовщику выполнение обязательств их контрагентами. Право послесолоновское знает иные средства обеспечения обязательств и среде них главным образом: залог, задаток, поручительство.

    Залог был обычным сродством обеспечения  кредитора за взятые у него в заем деньги.

    Предметом залога служили как движимые, так  и недвижимые вещи должника. Первые, т.е. всякого рода ценности, в том  числе одежда и утварь должника, переходили, как правило, на хранение к кредитору, и последний должен был возвратить их при уплате долга. При неуплате долга кредитор имел право продажи заложенных вещей и присвоения той части вырученных денег, которая ему следовала.

    Гораздо большее значение в экономической  и социальной жизни Афин имел залог  недвижимостей, одной из наиболее применяемых форм которого была так называемая ипотека. Возникновение ипотеки относится еще к досолоновскому периоду. Солон не только сохранил ее, но и упрочил, превратил в основную форму обеспечения займа. Сущность ипотеки состояла в том, что должник закладывал кредитору свою землю, но с тем условием, что до момента уплаты долго земля эта остается во владении должника и последний сохраняет возможность работать на ней и извлекать в свою пользу приносимый ею доход. Однако, если в указанный в договоре срок, долг не был уплачен, заложенная земля переходила в собственность кредитора. На заложенной земле ставился закладной камень, на котором писалось, что данный участок заложен такому-то за такую-то сумму.

    Задаток, уплачиваемый, как правило, при заключении соглашения и засчитываемый в общую сумму предстоящих платежей, имел своим назначением гарантировать обе в ступившие в соглашение стороны от возможного нарушения договора. В последнем случае давший задаток терял его, а взявший задаток должен был возвратить его в двойном размере. Если же должник не мог предоставить соответствующего обеспечения хотя бы потому, что принадлежавшая ему земля была уже заложена кредиторам, а срок платежей наступал, и он, нуждаясь в деньгах, прибегал к новому займу, кредитор (прежний или новый) мог поставить условия займа поручительства  третьих лиц. Эти лица, как правило, друзья или родственники должника, должны были поручиться собственным имуществом за своевременный взнос денег, взятых взаймы лицом, за которое они поручились.

    3.4. Семейное и наследственное право

    По  меткому выражению Энгельса, жена была для афинянина, помимо деторождения, не более чем старшей служанкой.

    Афинская  женщина не имела ни политических, ни гражданских прав. Ее уделом было домашнее хозяйство, и стены дома ограничивали доступный ей мир. Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу только по большим праздникам (направляясь в храм), или, что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе и своих родственников.

    Женщина была лишена права совершать от своего имени юридические акты, в том числе и такие, как заключение брачного договора. Это было делом ее отца, а при отсутствии отца – старшего брата. Законным представителем интересов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своей разведенной жене нового мужа.

    Сам развод был для мужа сравнительно легко осуществим: достаточно было призвать свидетелей и дать «разводную»  жене. Если причиной развода не было предосудительное поведение жены, муж должен был возвратить ей приданое.

    Приданое было в принципе не обязательным для отца невесты, но если ее выдавал замуж брат, он должен был дать за нее некоторую часть имущества семьи. Так же поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании он обычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется в живых.

    Пережитков  старых, до государственных обычаев  был в Афинах обычай заключения браков между кровными родственниками. Брак между дядей и племянницей был обыкновенным явлением.

    Закон требовал от жены строгого целомудрия. В противном случае мужу разрешалось изгнать ее из дома, и в своей последующей жизни она не могла ни украшаться, ни входить в храм, чтобы, как говорили, не совращать других. При нарушении женщиной этого запрета первый встречный был обязан разорвать на ней платье, снять с нее украшения и избить ее.

    Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не только рабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы.

    Убийство  и продажа детей, разрешавшиеся  законом в досолоновские времена, были запрещены, но зато отец получил право своих детей наследства. В условиях развитого классового общества, покоящегося на праве частной собственности, это новая мера воздействия была едва ли менее эффективной, чем прежние. Основанием для лишения сына наследства могло служить любое проявление непочтительности к отцу; под этим понималось и нарушение отцовской воли. Точно также мог быть лишен наследства сын – расточитель отцовского имущества или сын, совершивший неблаговидный поступок.

    При отсутствии каких-либо поводов для лишения сына его наследственной доли завещатель был в праве резко ограничить ту часть имущества, которую он оставлял сыну. О свободе завещателя распорядиться своим имуществом говорит, например, завещание афинского стратега Кокона. «Из приблизительно 57 тысяч золотых рублей он оставил сыну только 25 тысяч, столько же отдавал храмам Афины и Аполлона, еще 2,5 тысячи завещал племяннику, управлявшему его имуществом, и 4,5 тысячи - брату».

    Всем  этим отец имел возможность прочно держать сыновей в своей власти. При наличии сыновей дочь по афинскому праву наследницей не являлась. Если не было завещания, наследственная масса распределялась поровну между сыновьями. При этом, как уже говорилось, брать должны были выделить известную часть имущества на приданое сестрам.

    Если  не было сыновей, ближайшими наследниками становились дочери. При этом завещатель поступал по обыкновению так: он указывал в завещании лицо, которому следовало передать имущество, при условии, что это лицо женится на дочери-наследнице; ели было несколько дочерей, ставилось еще и дополнительное условие: он должен был выдать их всех замуж, дав каждой приданое, указанное в завещании.

    Когда оставалось дочь-наследница, а завещания не было, государство само в лице архонта брало на себя обязанности опекуна. При этом право обязывало наследницу выйти замуж за ближайшего родственника, а если их было несколько и все они добивались ее руки, архонт должен был отдать предпочтение старшему. Всем этим имелось в виду сохранить имущество в пределах того же рода.

    Если  не было детей вообще и завещатель не успел распорядиться своим  имуществом, оно передавалось (по закону) братьям и племянникам умершего, а если и их не было, - дядям, двоюродным братьям и их сыновьям.

    3.5. Уголовное право

    Афинское  правосознание долго и упорно сохраняло пережитки первобытнообщинных воззрений на преступление и наказание. Следы кровной мести пережиточно сохранились в праве мужа убить застигнутого им на месте преступления любовника жены, в праве гражданина учинить самосуд над самовольно вернувшимся из добровольного изгнания убийцей, кровная месть была обязанность родственников в случае убийства и т.п. Пережитки прошлой эпохи легко усматриваются и в праве мужа примериться с соблазнителем своей жены, на условиях уплаты последним штрафа, такая же сделка была возможна между убийцей и родственниками убитого. В случае примирения ни потерпевший, ни его родственники не должны были возбуждать против виновных судебные иски, и так как дела об убийстве или прелюбодеянии возбуждались не иначе, как по заявлению частных лиц, виновные в этих преступлениях освобождались от наказания. К делам частного обвинения афинское право относило почти все те преступления, которые касались причинения вреда личности или имуществу потерпевшего, например, ранения, увечья, оскорбления, кражи и прочего.

    Следы первобытнообщинных воззрений на преступление проявились и в том, что многие из преступлений, которые в настоящие  время причисляются к государственным, например, убийство или оскорбление посла, считались в афинском праве преступлениями против религии (считалось, что личность посла находится под покровительством бога).

    Преступления, наносившие ущерб общественному  интересу, преследовались как государством, так и частными лицами. Последние  имели право в определенном порядке сделать правительственным органом чрезвычайные заявления: о государственной измене, о заговоре против демократии, о подкупе должностных лиц, о притеснениях сирот, находящихся под опекой государства, и прочие. Предание суду за государственные преступления, равно как и за преступления против религии, относилось к компетенции народного собрания, совета 500, некоторых коллегий и должностных лиц.

    Среди преступлений государственных на первом месте стояло государственная измена, за которую полагалось смертная казнь, сопровождавшаяся конфискацией имущества, объявлением врагом народа, запрещением хоронить изменника в Аттике и лишением чести всего его потомства. Тот, кто убивал изменника, освобождался от наказания. Особое место среди государственных преступлений занимали: ложный донос, за который следовало наказывать смертной казнью, и лжесвидетельство в суде. Наиболее распространенными наказаниями за государственные преступления были смертная казнь, конфискация имущества, изгнание, а так же лишения гражданских прав. Последнее имело своим следствием не только устранение осужденного от общественных дел, но и не возможность для него защищать себя; как и раба, его можно было подвергнуть пытки. Не законное присвоение гражданских прав влекло за собой обращение виновного лица в рабство. Смертная казнь, равно как и тюремное заключение, могла быть заменена уплатой штрафа.

    Наиболее  тяжелыми преступлениями против религии, наказываемыми смертной казнью, были разглашение тайны мистерий (особых религиозных таинств, совершавшихся ежегодно), оскорбление богов, критика религии и т.п.

    Грабители, воры, охотники за рабами (обращавшие в рабство свободных граждан или похищавшие чужого раба) наказывались смертной казнью, если они были пойманы на месте преступления или сознавались в нем.

    В делах об убийстве строго различалось  убийство умышленное, которое влекло за собой смертную казнь, и непредумышленное – неосторожное или случайное. Согласно законам Драконта, сохранявшим свою силу в том, что касалось непредумышленных убийств, виновный в этом преступлении подлежал изгнанию (такому же «наказанию» подвергались и предметы, вроде камня или бревна, если они были причиной смерти человека).

Информация о работе Афинское государство и право