Анализ эффективности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической деятельности государства;
2. Охарактеризовать принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
3. Выявить мировые тенденции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
4. Провести анализ внешнеэкономической деятельности РФ на современном этапе, выявить проблемы и направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью РФ

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения регулирования внешнеэкономической деятельности государства 6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности государства 8
1.2. Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 10
1.3. Мировые тенденции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 14
Глава 2. Анализ эффективности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 17
2.1. Анализ внешнеэкономической деятельности РФ на современном этапе 17
2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 26
2.3. Направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью РФ 28
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 559.06 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные экономические  показатели России, прежде всего, это  ВВП.

Рис.1 Динамика ВВП РФ в млрд.руб. в период с 1995 по 2011 гг.

Отраслевая структура  ВВП России (по данным за 2011 год) представлена на рисунке 2:

Рис.2 Структура ВВП Российской Федерации 2011 года  в %

Согласно мировым тенденциям в международной торговле, объем российского экспорта и импорта постоянно растет, но нужно отметить что российская прибыль торгового баланса образуется, главным образом, из-за высоких мировых цен за главные группы российского экспорта, и только незначительно из-за других факторов. Таким образом, экспортные доходы остаются высокими, динамика экспортного развития не выглядела настолько яркой на фоне мировых тенденций.

Из приведенного графика  на рисунке 1 видно, что последним  крупным участком, где наблюдалось  снижение объема ВВП был 2008-2009 гг. Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта, снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 года и начале 2009 спровоцировали обвал на фондовом рынке России, девальвацию рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов, рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали трат значительной доли международных резервов. Приведенные данные свидетельствует о том, экономика России стабильно растет, за исследуемый период объем ВВП увеличился почти на 35%. Но наблюдались и периоды снижения объема ВВП о сравнению с предыдущими годами.  Так, периоды с 1996 по 1998 г.г., с 1999 по 2001г.г. и с 2008 по 2010г.г.

Рассмотрим причины данных снижений, кризисных моментов для  экономики Российская доля торговли в области Восточной Европы, странах Балтии и СНГ и снизилась значительно. Главный российский партнер во внешней торговле остается ЕС. По большей части ее импорт - минеральное топливо, смазки и сырые материалы, а ЕС в свою очередь экспортирует в Россию промышленное и транспортное оборудование, химикаты, товары промышленного назначения.

Объем ВВП Российской Федерации по сравнению с другими странами, представлен на диаграмме11 (рис.3)

Рис.3. Значение ВВП крупнейших стран в млн.долл. США в 2011г.

Место, занимаемое Россией в мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2011 г.12 представлено в таблице 1.

Таблица 1

Виды промышленной и сельскохозяйственной продукции

Место, занимаемое

Россией

1

Нефть добытая, естественный газ

1

2

Чугун, картофель 

3

3

Электроэнергия, сахарная свекла

4

4

Уголь, сталь, молоко, скот и  птица на

5

5

Готовый прокат черных металлов, х/б ткани

6

6

Древесина необработанная, зерновые и зернобобовые культуры

7

7

Обувь с верхом из кожи, шерстяные  ткани

9

8

Легковые автомобили (включая  сборку)

12

9

Бумага и картон

14


 Основные показатели внешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса)13 представлена на рисунке 4, где мы можем увидеть динамику основных внешнеэкономических показателей России. В приложении 1 приведена подробная таблица динамики показателей внешней торговли РФ с 1994 по 2011 года.

Рис. 4 Динамика показателей внешней торговли Российской Федерации

В таблице 3,4, приложения 2, указаны такие показатели, как экспорт, импорт и сальдо торгового баланса товаров РФ за период с 1994г по 2011г. Как видно из диаграммы, экспорт Российской Федерации превышает импорт, таким образом, Российская Федерация является экспортоориентированной страной. Наибольших темпов роста в России за период 2008–2011 гг. достиг импорт. Все остальные показатели так же отличаются высокими темпами роста. Таким образом, проанализировав важнейшие показатели внешней экономики Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что наше государство – это развитая индустриальная страна, ведущая активную внешнюю политику в области торговли, являющаяся влиятельным партнёров во всех международных отношениях. Товарную структуру импорта и экспорта Российской Федерации за 2011 год можно представить на рисунке 5


             Импорт                                                 Экспорт

Рис.5 Товарная структура импорта и экспорта РФ в 2011 году

На экспортной стороне  доля промышленного оборудования и торгового оборудования в общем экспорте упала почти от 20% в конце советского периода до 8% в 2003. Это снижение, возможно, было частично возмещено только из-за восстановления в экспорте оружия с середины 1990-ых. Кроме того увеличивающаяся доля экспорта России полезных ископаемых и незаконченных товаров. Это объяснено относительно дешевыми энергетическими входами. Возрастающие внутренние стоимости энергии уменьшили бы конкурентоспособность многого из этого экспорта,

На стороне импорта  самые видимые изменения включают резкое увеличение доли пищевых продуктов и товаров народного потребления в полном импорте. Поскольку доля оборудования и транспортного оборудования остается довольно крупной, эти товары теперь состоят в основном из бытовой электроники и пассажирских автомобилей, а не средств производства.

Только небольшая доля российских гражданских готовых изделий и высокотехнологичных продуктов и технологий представлена в мировой торговле, это может быть объяснено их плохой конкурентоспособностью. Место России в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств не превышает 0,3-0,4%.

Российское участие в  торговле услугами аналогично ориентируется  к традиционным и не использующим высокие технологии секторам, туризму  и транспортному обслуживанию. Теперь роль страны на рынке услуг довольно незначащая и определена как 0,7-0,8% от их полного мирового экспорта. Туризм и транспортно-логистические услуги составляли 75-80% всего российского сервисного экспорта в начале 21 века. Те же самые типы услуг составляли приблизительно 67% в развивающихся государствах и  53% в развитых странах. Самые слабые положения России в этой области представлены современным бизнесом и консалтинговыми услугами, услугами в области развития новых технологий и "ноу-хау", информатики, коммуникации, финансовой деятельности и страхования.

Современные тенденции мировом трудовом подразделении выявляют приоритет отраслей высокой технологии, но к сожалению Россия отстает в них. В 2004 российский экспорт высокотехнологичных продуктов занял лишь 17-е место в списке из 25 развивающихся стран (уже не говоря о развитых странах) с его высокотехнологичной сферой в экспорте 9,1%. Это ниже показателей Польши, Гонконга и Бразилии в указанном секторе. Россия продает главным образом ядерные технологии, военную технику и оборудование, ракетные двигатели. Другая важная причина слабой российской интеграции на мировой рынок высоких технологий - нехватка внутреннего спроса на него в стране, которая приводит к деградации данной отрасли в целом.14

Вывод. Очевидно, что у России остается устойчивая тенденция на экспорт сырья и энергии. В структуре данного направления экспорта преобладают:  природный газ, нефть и минеральные масла, электроэнергия, древесина, черные и цветные металлы и продукты, азотные удобрения, и т.д. Но есть чрезвычайно ограниченное число положений, где важность России как экспортера невелика.

Таким образом, мы видим, что  по уровню ВВП Россия занимает 7 место. По уровню ВВП в расчете на одного жителя России также находится в ведущей группе государств, уступая лишь США и  некоторым западноевропейским странам (Великобритания, Франция, Италия, Испания, Германия).

Президент РФ Владимир Путин сообщил: На третье место по темпам роста ВВП в мире вышла Россия, рост ВВП в России составил в прошедшем году 4,2%.15

Таким образом, если специализация  на экспорте энергии и сырого минерального материала - логическое следствие российских естественных конкурентных преимуществ, то высокую экспортную ориентацию таких  товаров как черные и цветные металлы, диктуют экологические стандарты со стороны стран Запада.

2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ

К основным проблемам, связанным  с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности относятся:

До настоящего времени, не были внесены никакие поправки в  связанные с таможенными законами и постановления Российской Федерации;

Закон РФ «О таможенном Тарифе»  не был скорректирован в соответствии с новым таможенным Кодексом Российской Федерации, ни требованиями Всемирной  торговой организации;

Никакие поправки не были внесены  к Налоговому кодексу Российской Федерации в отношении возмещения НДС, в отношении  продуктов, экспортируемых от таможенной территории России;

Проблемы все еще возникают  в отношении положений таможенного  Кодекса РФ  с Налоговым правом  Российской Федерации в отношении  определения налоговой базы для  того, чтобы оценить таможенные пошлины  и налоги

Счет, обрабатывающий правила, установленные в соответствии с  Законом РФ «О налогах  и сборах», не делает поправки на тот факт, что  товары могут быть произведены до подписания таможенной декларации

Налоговые органы могут столкнуться  с проблемами после 1 января 2013 года в применении положений таможенного  Кодекса РФ, ссылающегося поправки, внесенных Федеральным законом  от 29 июля 2004 к Статье 13 Налогового кодекса  РФ, в соответствии с которым таможенная пошлина исключена из списка федеральных налогов.

В то же самое время нужно  отметить, что некоторые поправки к таможенному Кодексу РФ были уже внесены. Внесение поправок в Кодекс поможет России выполнить свои обязательства в области таможенной пошлины на переговорах относительно ее вступления к ВТО: в соответствии со Статьей VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), таможенные пошлины должны быть собраны как компенсация за таможенные затраты, а не в финансовых целях. Федеральные законы “Об Основных принципах Общественного Регулирования во Внешней торговле” и “О Валютном Регулировании и Контроле” вступили в силу в июне 2004, которые играют важную роль в регулировании иностранной экономической деятельности. Эти законы подверглись экспертизе, подтверждающей их согласие с соответствующими инструкциями ВТО..16

Вывод. Таким образом, серия проблем, которые были приведены выше связанные с новым таможенным Кодексом РФ, могут быть решены путем внесения поправок в регулирующее документы и, в особых случаях, обновляя соответствующие положения таможенного Кодекса РФ. В общем смысле, внешнеэкономические отношения оказали двойное влияние на развитие переходной экономики. Без его интенсивных экспортно-импортных действий активных международных инвестиций и сотрудничества кредита валюты народное хозяйство страны в глубоком экономическом кризисе не могло решить фактически срочные социально-экономические проблемы. В то же самое время, широкая либерализация действий внешней торговли приводит ко многим структурным проблемам в экономике, низкой конкурентоспособности большинства внутренних товаров, деиндустриализации российской экономики ее чрезмерной зависимости от мирового товарооборота, огромном оттоке капитала из страны и высокого роста внешних долгов.

 

 

 

 

 

2.3. Направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью РФ

В октябре 2008 г. Правительство  Российской Федерации одобрило Внешнеэкономическую  стратегию страны до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития России при активном участии других министерств и  ведомств, а также бизнеса. В Стратегии  впервые за последние годы зафиксированы  отраслевые и географические приоритеты внешнеэкономической политики России в увязке с долгосрочными целями внутренней политики страны.

К работе над проектом Внешнеэкономической  стратегии, которая фактически началась в сентябре 2004 года, на предварительном  этапе были привлечены крупные научные  институты и аналитические центры, эксперты ведомств в области внешнеэкономических  связей и торговых представительств Российской Федерации в иностранных  государствах.

В рамках подготовки проекта  документа впервые в современной  практике состоялось совместное расширенное  заседание Коллегии Минэкономразвития  России и Коллегии МИД России по данному вопросу (13 октября 2008 г.) при  участии Первого заместителя  Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, руководителей  заинтересованных федеральных органов  исполнительной власти и Аппарата Правительства  Российской Федерации.

Необходимость разработки этого  документа обусловлена как вышеперечисленными проблемами внешнеэкономического комплекса  России, так и тем, что в настоящее  время складывается качественно  новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная как внешними, так  и внутренними факторами.

Внешние факторы проявляются, прежде всего, в усилении торгово-политического  воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра  внешнеэкономических инструментов.

Внутренние причины связаны, в первую очередь, с необходимостью перехода страны к инновационной  модели социально-экономического развития.17

Долговременной целью  внешнеэкономической политики России является обеспечение глобальных лидирующих позиций страны, как одной из ведущих  мировых экономических держав XXI века. В этой связи Внешнеэкономическая  стратегия базируется на ключевых положениях КДР-2020, в том числе раздела 6 «Внешнеэкономическая политика», где зафиксированы цели, принципы, приоритетные направления  и географическая диверсификация внешнеэкономических  связей России.

Основными направлениями  работы правительства РФ в области  развития внешней экономики страны являются:

Информация о работе Анализ эффективности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ