Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:47, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: закрепить уровень теоретические знаний полученных за время учебе в вузе, а так же набраться практических навыков работы.
В деле укрепления конституционной законности особое место занимает судебная власть, как независимая, самостоятельная ветвь, государственной власти.
Судебная власть в силу того, что судебные органы не подменяют законодательные исполнительные органы государственной власти является эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между субъектами общественных отношениях на основе Конституции и законы.

Содержание работы

1 Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда
Республики Казахстан (судебной системы) 5

2 Оценка деятельности областного суда Актюбинской области 16
2.1 Характеристика канцелярии Актюбинского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов 16
2.2 Оценка выделенных средств с местного бюджета, для поддержки правопорядка в Актюбинской Области 23

3 Перспектива расширения судебного контроля в Республики Казахстан 27

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

отчет мусин.docx

— 112.82 Кб (Скачать файл)

     С 1 января 2010 года введен в действие Закон  «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы  Республики Казахстан по вопросам совершенствования  судебной системы», связанный с совершенствованием организации судебной власти и уголовного судопроизводства.

     Данными изменениями приведено уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное  законодательство в соответствие с  нормами Конституции Республики Казахстан и международными стандартами правосудия. Ряд внесенных изменений и дополнений носят концептуальный характер и кардинально меняют некоторые процессуальные институты. Рассмотрение всех уголовных дел по первой инстанции отнесено к подсудности только районных и приравненных к ним судов; введены новые специализированные межрайонные суды по уголовным делам как суды первой инстанции, к подсудности которых отнесено рассмотрение уголовных дел об особо тяжких преступлениях;  специализированные военные суды гарнизонов, как суды первой инстанции;  изменен состав судов - суд с участием присяжных заседателей действует в составе 1 судьи и 10 присяжных заседателей - исключается коллегиальное рассмотрение уголовных дел в судах первой и апелляционной инстанции. Все дела, за исключением дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей, осуществляются судьей единолично. Областные суды действуют в качестве только апелляционной и кассационной инстанций,  а Верховный Суд Республики Казахстан - только в качестве суда надзорной инстанции. Расширена подсудность специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних;   реанимировано кассационное производство, действовавшее ранее до 2001 года.  К компетенции суда кассационной инстанции отнесено рассмотрение дел по кассационным (частным) жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры и постановления специализированных межрайонных судов по уголовным делам, вынесенные при рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, а также на приговоры и постановления апелляционной инстанции этого же областного суда. Реформированию было подвергнуто апелляционное производство: расширен перечень дополнительных материалов, которые стороны вправе представить в суд апелляционной инстанции или ходатайствовать об их истребовании и представлении. Суд апелляционной инстанции наделен правом рассмотрения дела по существу.

     Право на слушание дела независимым и беспристрастным  судом закреплено в основополагающих международных актах в области  прав человека: Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о правах человека, в том числе документах ОБСЕ (Венский документ СБСЕ 1989 года, Копенгагенский документ СБСЕ 1990 года) и др.

     В соответствии с Копенгагенским документом каждый человек имеет право при  рассмотрении любого предъявленного ему  уголовного обвинения или при  определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и открытое разбирательство  компетентным, независимым и беспристрастным  судом, созданным на основании закона.

     Основные  принципы, касающиеся независимости судебных органов, принятые седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года и 13 декабря 1985 года, предусматривают, что судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов.

     Основные  принципы независимости судебных органов требуют, чтобы каждое государство-член ООН предоставляло соответствующие средства, позволяющие судебным органам, надлежащим образом выполнять свои функции. Независимость судей, безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны надлежащим образом гарантироваться законом. 

     Международные принципы независимости судебных органов  предусматривают, что судебная власть должна выносить свои решения беспристрастно, на основании фактов, в соответствии с законом и при исключении любых прямых или косвенных ограничений, неправомерного влияния, побуждений, давлений, угроз или вмешательства, прямого  или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы,  то ни было причинам. Данный принцип означает, что к суду предъявляются объективные  требования беспристрастности, согласно которым обе стороны имеют  равное процессуальное положение.

     В оценке степени беспристрастности судей важным фактором является поведение судей и соблюдение ими Кодекса судейской этики. Согласно Кодексу судейской этики Республики Казахстан «во время судебных разбирательств судья не имеет право проявлять словами или действиями какие-либо предубеждения или недостаточную объективность, а также не должен позволять этого делать лицам, участвующим в процессе».

     Исходя  из этого, основным политическим приоритетом  государства стало формирование и становление судебной системы  нового типа, предоставление судам  в полном объеме правомочий, присущих правовому государству, закрепление  их высокой и ответственной социальной роли.

     Углубление  специализации судов, разграничение  подсудности, внедрение современных  технических средств фиксации судебной информации способствовало реализации принципа состязательности в судопроизводстве.

     С 1 января 2007 года в республике работают суды с участием присяжных заседателей, которые в значительной степени расширяют возможности осуществления общественного контроля и доступа граждан к отправлению правосудия.

     Предварительные результаты мониторинга судебных разбирательств с участием присяжных свидетельствуют  о правильности концептуальных подходов к введению этого института.

     В целях повышения уровня доверия  граждан к судебной системе Верховным  Судом проводится планомерная работа.

     Следует отметить, что возросший в несколько  раз объем выполняемой судами работы служит бесспорным подтверждением расширения доступа граждан к  правосудию.

     Граждане  все чаще обращаются в суды за защитой  своих прав.

     Статистика  показывает, что значительно возросло число судебных дел.

     Органы  правосудия стали более доступны и открыты для общества, возросло доверие населения к суду. В  среднем суды республики ежегодно рассматривают  около 1 млн. дел и заявлений.

     В 2011 году всего в местные и другие суды поступило 553,8 тыс. гражданских дел, что на 6% больше, чем за 2008 год (за 9 мес.2010г. – 413,1 тыс.), уголовных -  56,6 тыс. (9 мес. 2010г. - 41,9 тыс.) или рост на 1,8%, административных - 296,4 тыс. (9 мес. 2010г. - 200,7 тыс.), или на 27% меньше. Снижение административных дел произошло за счет внесения изменений в административное законодательство.

     При этом, наблюдается улучшение качества отправления правосудия, как по уголовным, так и по гражданским делам. За 10 месяцев 2011 года вышестоящими судебными инстанциями отменено решений по гражданским делам 0,5 % от общего числа вынесенных, тогда как за 9 месяцев 2010 года - 0,7%, , приговоров отменено 0,6% против 0,3% за 9 месяцев 2010 года, постановлений по административным делам - 0,2% против 0,3%. При этом количество отмененных приговоров увеличилось, в результате внесенных изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.

     Значительно сократилось количество дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков.  За 9 месяцев 2011 года рассмотрено таких гражданских дел - 11 или 0,003 % (в за 9 мес.2009г. – 12 дел или 0,004%, в 2008 году - 24 дела или 0,006%), 2 административных дела или 0,001% (за 9 мес.2009г. – 1 или 0,0005%,  в 2008 году- 4 или 0,001%). Нарушений сроков рассмотрения уголовных не допущено (в 2008 году - 3 или 0,005%)

     Уменьшилось количество жалоб на действия судей. В 2010 году поступило 1 288 подобных обращений граждан и юридических лиц, что на 9,5% меньше чем в 2009 году (1411).

     Работа  судов стала более открытой и  близкой для населения. В судах  действует единая автоматизированная информационно- аналитическая система (далее - ЕАИАС), способствующая повышению  оперативности сбора и качества оформления судебных документов, обработки  статистических данных и ведения делопроизводства.

     Внедрение ЕАИАС в судах обеспечивает прозрачность и открытость правосудия, позволило  сформировать единое информационное пространство, кроме этого создан банк данных судебных актов, к которому имеют доступ не только судьи, но и граждане.

     Максимальное  обеспечение открытости и прозрачности судебных процедур на всех стадиях  отправления правосудия основано на внедрении в судах цифровой системы  аудиовидеозаписи судебных процессов, видеоконференцсвязи.

     В судах функционируют информационно-справочные киоски, посредством которых граждане могут получить необходимую информацию. 

     В средствах массовой информации и  на Веб–сайтах  судов планомерно проводится работа по освещению деятельности судебных органов. Верховным Судом  проводится анализ публикаций в СМИ  о деятельности судебных органов.

     В целях дальнейшего укрепления доверия  и повышения информированности  населения о деятельности судебных органов и особенностях процессуального  законодательства следует осуществить  ряд мероприятий, включая проведение телевизионных передач информационного  характера, интернет - конференций, разъясняющих отдельные вопросы законодательства.

     Будет продолжена работа по улучшению имиджа судебной системы, для чего предполагается начать реализацию следующих задач:

     осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на дальнейшее укрепление авторитета судебной власти, изучение общественного мнения, позволяющего оперативно оценивать состояние  системы;

     дальнейшее  организационное и материально-техническое  укрепление судов;

     создание  системы комплексного информационного  обеспечения деятельности судов, обеспечение  широкого доступа населения к  информации о деятельности судов  посредством  широкого применения инновационных технологий;

     развитие  международного сотрудничества в сфере  правосудия и информационного обмена.

     Общество  заинтересовано в полном, объективном  и беспристрастном освещении  деятельности судебной власти, необходимости  повышения уровня открытости и прозрачности судебной системы путем предоставления широкого доступа населения к  информации о деятельности судов.

     В современных условиях ускоренные темпы развития общества и государственности требуют  автоматизации деятельности судебных органов, поэтому применение прогрессивных  информационных технологий является наиболее актуальным. Введение электронного архива судебных дел (ЭАСД) обеспечит дальнейшее развитие автоматизации судебной деятельности, способствует повышению уровня доверия граждан к судебной системе за счет справедливых и качественных решений основанных на анализе и оперативном обобщении судебной практики; повысит профессиональный уровень судейского корпуса и кандидатов в судьи за счет предоставления базы данных судебных дел, по которым решения, приговоры были обжалованы в апелляционном, кассационном и надзорном порядках.

     Одним из основных инструментов оценки деятельности судов является социологический  опрос. Результаты, проведенных Верховным Судом двух социологических опросов более 10 тыс. участников процесса свидетельствуют о преобладании положительной оценки деятельности судов.

     По  данным опроса с судебным решением были согласны 77,1% опрошенных лиц, 15% выразили своё несогласие, 7,9% воздержались от ответа. 

     Результаты  опроса также показали, что 94,3% респондентов не усмотрели наличие коррупционных  проявлений со стороны судей и  работников судов и лишь 2,4% дали положительный ответ.

           Анализ  основных проблем

     Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий  обеспечения инвестиционной привлекательности  Казахстана и повышения предпринимательской  активности.

     Большинство необходимых законодательных и  иных нормативных правовых актов  уже принято. Изменения коснулись  не только организации и условий  работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность  правосудия.

     В то же время многие проблемы, связанные  с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.

     Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень  деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость  серьезной государственной поддержки  в целях повышения эффективности  деятельности судов.

     Указанные в настоящем плане задачи требуют  комплексного подхода к их решению  и существенных материальных затрат. Вложение средств, направленных на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономики страны в целом.

Информация о работе Анализ текущей ситуации и тенденция развития Верховного Суда Республики Казахстан