Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть.

Содержание работы

Введение.................................................................................................3
1. Экономическое содержание и виды монополий………………….4
2. Антимонопольная политика государства……..…………………13
Заключение...........................................................................................20
Список использованной литературы..................................................21

Файлы: 1 файл

0356445_C219B_antimonopolnaya_politika_gosudarstva.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Более сложные  формы монополистических объединений  возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились и  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих  технического и производственного  единства.

 

Таблица 1.

Основные формы корпоративных  объединений

№ п/п

Виды корпораций

Характеристика корпорации

1.

Ассоциация

Добровольное объединение  физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов

2.

Картель

Соглашение между предприятиями  одной и той же отрасли о  ценах рынка сбыта, объемах производства и обмене патентами при сохранении ими юридической и экономической  самостоятельности 

3.

Консорциум

Временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками)

4.

Концерн

Крупное объединение  предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний)

5.

Синдикат

Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию  в целях организации ее коллективного  сбыта через единую торговую сеть

6.

Финансово-промышленная группа

Совокупность юридических  лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест

7.

Холдинг

Холдинговая компания –  предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий /Гражданский кодекс, часть 1/


 

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

 

 

 

2. Антимонопольная политика государства

Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя  развитию монополии или способствуя  прекращению ее деятельности там, где  она уже существует. Усиление монопольной  власти отдельных фирм приводит к  общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен, а это означает, что монополия порождает неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями; в-третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.

Антимонопольная политика – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и  пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, имеющее два направления:

запрещение или ограничение  определенных, нежелательных видов  делового поведения;

формирование конкурентной рыночной структуры, в рамках которой желаемое поведение производителей будет  достигаться более или менее  автоматически.

В основе антимонопольной политики государства может быть заложено два подхода.

1. Подход, связанный с правилом per se, согласно которому монополистическая  практика является незаконной  независимо от того, можно ли  доказать ее антисоциальный характер.

2. Подход, который на основе правила целесообразности заключается в признании действий фирм незаконными только тогда, когда предполагаемое действие противоречит общественным интересам. Данный подход требует квалифицированного анализа рыночной ситуации антимонопольными органами.

Основы антимонопольного законодательства были заложены в США и Канаде. В основе их лежит пакет законов, включающих законодательные акты Шермана (1890) и Клейтона (1914).

Закон Шермана был направлен  в основном против монополизации  торговли и коммерческой деятельности, запрещая монополизацию рынка, признавая незаконным любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли, на устранение конкурентов. В качестве мер наказания предлагались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение расформирование фирм.

Закон Клейтона был предназначен для  того, чтобы объявить вне закона те действия крупных фирм, которые  не были охвачены законом Шермана. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, приобретение акций конкурирующих фирм и т.д.

В целом антимонопольное законодательство, основанное на данных законах (с поправками) совершенствуется в соответствии с  развитием экономики.

Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в  различных странах имеют специфику, общим же являются его основы, такие, как:

охрана и поощрение конкуренции;

контроль над фирмами, занимающими  господствующее положение на рынке;

контроль над ценами;

защита интересов потребителей;

защита среднего и малого бизнеса.

В соответствии с ними разрабатываются  определенные меры воздействия.

Конечной целью любого антимонопольного законодательства является эффективное  противодействие попыткам фирм поставить  под контроль определенный сегмент  рынка. Однако в экономической практике не всегда возможно избежать доминирования на рынке какого-либо предприятия, как это бывает в случае с естественной монополией. Естественная монополия минимизирует суммарные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок (например, телефонные компании, службы по обеспечению коммунальными услугами).

Основной задачей антимонопольного регулирования в этом случае является создание барьеров на пути повышения  цен или ограничение выпуска  продукции со стороны фирм, стремящихся  использовать преимущества естественных монополии во вред потребителям.

Государственные органы регулирования, исходя из положения о том, что  эффективное распределение ресурсов обеспечивают конкурентные рынки, пытаются лимитировать работу конкретных рынков в секторах, где имеются естественные монополии. Как и в случае конкретных рынков, издержки естественных монополий должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек.

Антимонопольные мероприятия, в случае с естественными монополиями, должны быть направлены на обеспечение баланса между интересами потребителя (желание низких цен) и экономической жизнеспособностью производителя. Меры же, благоприятствующие потребителям в получении «дешевых» экономических благ со стороны естественных монополий, могут привести к банкротству регулируемых фирм и потребовать увеличения налогов для возмещения убытков государственного производства. А потому, в основе регулирования естественных монополий лежат следующие правила:

цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;

прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;

производство должно быть эффективным.

В качестве инструментов антимонопольного регулирования естественных монополий  можно назвать следующие:

двухкомпонентный тариф – система  ценообразования, при которой пользователи услуг платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, в дальнейшем оплачивают потребление каждой единицы данного вида услуг;

разработка цен и тарифов  на услуги, исходя из предельных издержек;

система стимулов для снижения издержек;

меры регулирования нормы прибыли  и др.

Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию  в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.

В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение – исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка. В настоящее  время антимонопольным законодательством  запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.

Кроме запрещения и ограничения  определенных форм поведения фирмы, антимонопольное законодательство ограничивает существование или  образование определенной структуры рынка, при которой наиболее вероятно злоупотребление монопольной силой. Рыночная структура отрасли определяется количеством фирм в данной отрасли и их объемами продаж. При этом обобщающим понятием является уровень концентрации производства в отрасли. Существует несколько способов измерения концентрации, из которых в практике антимонопольного законодательства применяются два – степень концентрации и Н-индекс. Степень концентрации измеряется суммарной долей продаж четырех наиболее крупных фирм в данной отрасли. Отрасли, в которых степень концентрации (по 4 фирмам) составляет 75% и более, считаются сильно концентрированными, менее 75% – средне- и малоконцентрированными. Степень концентрации является весьма простым и удобным измерителем уровня монополизации, но не всегда достаточно точным. Например, как для монополии, так для олигополии, включающей 4 фирмы с одинаковыми долями, 25% рынка, степень концентрации будет 100%. Более точным измерителем уровня концентрации является так называемый Н-индекс или Herfindahl Index.

Один из элементов в любой  системе антимонопольного регулирования  – перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не должны иметь  место. В России к ним относятся:

распространение ложных сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение  относительно характера, способа и  места изготовления, качества и потребительских  свойств товара;

некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;

самовольное использование знака  фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.

В 2006 году в РФ на политическом и  законодательном уровне закреплена новая антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона – о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами.

В РФ наибольшую долю среди случаев нарушений антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Чтобы повысить эффективность работы антимонопольных органов, в Закон «О защите конкуренции» введено новое понятие «согласованные действия». Ранее бывали случаи, когда суды настаивали на том, что фактом, подтверждающим наличие сговора, может быть только соглашение. На практике же это скорее исключение, чем правило.

Введено понятие «координация деятельности», применение которого позволяет выявлять согласованные действия, когда одно из лиц не является непосредственным производителем товаров, но имеет возможность координировать деятельность производителей.

Государственную антимонопольную  политику в России регулирует Федеральная  антимонопольная служба. Стоящие  в настоящее время перед антимонопольной службой задачи – это отказ от избирательного правоприменения, активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех без исключения рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.

 

 

 

Заключение.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает  монополию, которая меняет условия  конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что монополии оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства:

Информация о работе Антимонопольная политика