Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. В 2003 г. правовое регулирование внешнеэкономических связей Беларуси обеспечивали 76 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, 49 инвестиционных договоров; с 48 странами дальнего зарубежья установлен внешнеторговый режим наибольшего благоприятствования. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество более чем со 140 странами мира.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………2
2. Внешнеторговые связи Республики Беларусь со странами Европейского союза……………………………………….........................4
3.Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового
законодательства....................................................................................10
4.Заключение…………………………………………………………………14
5.Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности торговли Беларуси со странами ЕС.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Объем экспорта в Китай  составил 344,1 млн. долларов (на 3,2% меньше), импорта — 1 млрд. 103,7 млн. (на 1,4% больше).

Экспорт в Польшу составил 573,6 млн. (на 15,3% меньше), импорт из этого  государства — 723,7 млн. (на 0,5% меньше).

Экспорт в Литву составил 773,6 млн. (на 75,4% больше), импорт — 180,4 млн. (на 8,1% больше).

 

  1. Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового законодательства

Налоговое законодательство Республики Беларусь и ставки основных налогов  являются в достаточной мере конкурентоспособными среди стран – членов Таможенного  союза (см. табл. 1): 

 

 

 

  Как показывают приведенные данные, только по НДС в России и Казахстане установлены более низкие ставки.

 
  По единым правилам, определенным международными договорами, регулирующимивзимание косвенных налогов в Таможенном союзе, каждое из 3 государств устанавливает национальные ставки НДС, по которым облагаются импорт и внутренний оборот товаров. Экспортеру же предоставляется нулевая ставка НДС с осуществлением налоговых вычетов в полном объеме.

  В связи с этим на территории каждого государства – члена Таможенного союза гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и к импортным товарам.

  Аналогичный подход существует и в государствах Евросоюза, каждое из которых вправе вводить ставку НДС исходя из уровня развития и специфики экономики.

  Необходимо помнить, что более низкие ставки у наших партнеров по Таможенному союзу, в частности НДС (в России – 18 %, в Казахстане – 12 %), компенсируются иными доходными источниками бюджета. Основным из них является налог на добычу полезных ископаемых, поступающий от нефте-газовой отрасли. В Казахстане он занимает 15 %, а в России – 21 % от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами.

 

 

 

  Поэтому возможность снижения ставки НДС будет рассматриваться Минфином в зависимости от увеличения доли поступлений в бюджет за счет других источников, а также с учетом исполнения бюджета.

 

 Что касается стран Евросоюза, то средняя стандартная ставка НДС в Евросоюзе в 2012 г. составила 21 % – на 1 процентный пункт больше, чем в Республике Беларусь. Уровень ставок НДС в Евросоюзе варьируется от 15 % в Люксембурге до 27 % в Венгрии (см. табл. 2): 

 

 

 

 

 

  Более того, налоговая практика ЕС свидетельствует о тенденции к повышению ставок косвенных налогов. За последний год увеличили стандартные ставки НДС следующие страны:

 

– Великобритания – с 17,5 до 20 %;

 
– Ирландия – с 21 до 23 %;

 
– Кипр – с 15 до 17 %;

 
– Франция – с 19,6 до 21,2 % (с октября 2012 г.);

 
– Италия – с 21 до 23 % (c сентября 2012 г.);

 
– Венгрия – с 25 до 27 %;

 
– Испания – с 16 до 18 %;

 
– Португалия – с 20 до 23 %;

 
– Греция – с 19 до 23 %.

 
  Следует учитывать, что помимо ставок налогов большое значение имеют также аспекты их администрирования. В Республике Беларусь условия администрирования косвенных налогов наиболее привлекательные. В частности, по результатам проведенной работы по упрощению порядка применения налоговых вычетов и упорядочению объектов налогообложения НДС можно сказать, что с 2012 г. ограничение налоговых вычетов по НДС сохранится лишь в отношении объектов, приобретенных за счет безвозмездно полученных средств бюджета.

  Существенным преимуществом для белорусских плательщиков являются сроки возврата налоговых вычетов по НДС.

  К примеру, в России срок возврата занимает от 3 месяцев до полугода. В Казахстане возможность возврата ограничена (возврат производится только для экспортеров, применивших нулевую ставку НДС, и только после выездной налоговой проверки). В Республике Беларусь срок зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов по НДС является одним из самых незначительных в Европе.

  Белорусские экспортеры, применившие нулевую ставку НДС, имеют право произвести зачет в счет уплаты других налогов в месяце, в котором представлена налоговая декларация, содержащая сумму превышения налоговых вычетов в связи с применением ставки НДС 0 %. Возврат из бюджета на счет плательщика денежных средств, оставшихся после зачета в счет иных налогов, производится на 35-й день с момента представления налоговой декларации и заявления плательщика.

  Механизм исчисления НДС, применяемый в Республике Беларусь при экспорте товаров в Таможенном союзе, является оптимальным. К тому же, как и в ЕС, он основан на правиле, что плательщик должен вывезти товар и подтвердить право на применение нулевой ставки НДС по такому экспорту документально.

  Вместе с тем будет продолжена работа по совершенствованию правовой базы Таможенного союза по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана. 

 

  С 2012 г. установлен  налоговый контроль за трансфертными  ценами по товарам. Будет ли  установлен такой контроль за  трансфертными ценами по работам,  услугам?

 
– Действительно, ст. 30-1 Налогового кодекса РБ (далее – Кодекс) предусматривает механизм контроля за трансфертными ценами на товары и недвижимое имущество. Однако применение ее положений и выявление в ходе налоговых проверок операций, подлежащих анализу на правильность установления цены сделки, будет осуществляться только с 2013 г. по результатам деятельности за 2012 г.

  Налоговым органам республики еще предстоит наработать практику по применению норм трансфертного ценообразования в отношении товаров и недвижимости, изучить проблемные вопросы, выявить аспекты, требующие дополнительной проработки. Поэтому в ближайшее время введение контроля за трансфертным ценообразованием на работы, услуги не планируется.

  Сейчас проводится разъяснительная работа среди плательщиков и инспекций МНС, а также выявление операций, которые впоследствии могут стать объектом анализа в рамках ст. 30-1 Кодекса.

  А в 2013 г. планируется повышение установленного порога цены сделки, подлежащей анализу на соответствие нормам ст. 30-1 Кодекса (в настоящее время этот порог составляет 20 млрд. руб.).

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

   Общий объем товарооборота Беларуси со странами  в 2003 г. составил свыше 8 млрд дол. США и увеличился по сравнению с 1995 г. в 2,2 раза. Доля иных стран в общем экспорте товаров из Беларуси в 2003 г. составила 37,3 % и в экспорте услуг — 59,0 %. 
   Наша страна имеет общее положительное сальдо со странами  в торговле как товарами, так и услугами, которое в последние годы увеличивается. К основным торговым партнерам Беларуси  можно отнести государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 50 млн дол. США в год. Таких государств в 2003 г. было 21, в том числе 17 с товарооборотом более 100 млн дол. США, и их удельный вес в товарообороте Беларуси со странами  составил соответственно 82,4 и 79,2 %.   

   Беларусь активно  сотрудничает в экономической  сфере со странами Европейского  союза (ЕС). На долю последнего (в его составе до мая 2004 г.) приходилось около 19 % внешнеторгового  товарооборота Беларуси. В 2003 г.  товарооборот между ЕС и Республикой  Беларусь составил 4056 млн дол.  США, экспорт — 2279, импорт —  1777 млн дол. США и увеличился  по сравнению с 1995 г. соответственно  в 2,7, 4,0 и 1,9 раза. Сальдо товарооборота  за этот период из отрицательного (-345 млн дол. США) стало положительным  ( +502 млн дол. США). 
   Торговля со странами—членами ЕС не только служит для Беларуси надежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий. 
   Главными торговыми партнерами Беларуси из стран ЕС являются Германия и Великобритания, на долю которых в 2003 г. приходилось соответственно 30,6 и 25,1 % ее товарооборота с ЕС в целом и 15,5 и 12,7 % общего товарооборота республики со всеми странами вне СНГ. Необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Определилась тенденция сокращения отрицательного сальдо торгового баланса за счет роста экспорта белорусских товаров в страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров. 
   Во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Евросоюзом применяется режим наибольшего благоприятствования. Еще с начала 1993 г. Беларусь включена в список стран, пользующихся преимуществами общей системы преференций ЕС. Благодаря этому около 80 % белорусских товаров экспортируется на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно. 
   Расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно затрудняют поступление на европейский рынок сельскохозяйственной продукции. 
   С пятым расширением Евросоюза в мае 2004 г. возрастает его роль во внешнеэкономических связях с Беларусью, так как 6 из 10 вновь принятых стран (Польша, Литва, Латвия, Венгрия, Чехия, Эстония) входят в число основных партнеров Республики Беларусь и на их долю в 2003 г. приходилось 24 % ее общего товарооборота со странами, не входящими в СНГ. 
   Государства, присоединившиеся к Евросоюзу в 2004 г., являются важным рынком сбыта продукции белорусских предприятий, на их долю в 2003 г. приходилось 28,6 % всего экспорта товаров республики в страны, не входящие в СНГ. 
    Последствия расширения Евросоюза имеют неоднозначное значение для национальной экономики Беларуси, так как вступление в ЕС государств, имеющих значительные интеграционные связи с нашей страной, обусловливает изменение их внешнеэкономической политики, включая использование единых мер регулирования внешней торговли, принятых в ЕС. 
   Введение этими странами антидемпинговых пошлин, аналогичных действующим в ЕС, приведет к сокращению поставок на европейский рынок из Беларуси продукции химической промышленности, особенно калийных удобрений. Использование соседними странами—новыми членами ЕС более жестких стандартов и норм в области экологии, энергопотребления и безопасности серьезно осложнит экспорт продукции белорусских машиностроительных предприятий и потребует дополнительных затрат на повышение ее конкурентоспособности. 
   Вместе с тем, учитывая, что в Евросоюзе уровень таможенных пошлин ниже, чем во вновь вступивших странах, условия экспорта белорусских товаров на их рынки в целом могут улучшиться. Присоединение этих стран к валютному союзу позволит также белорусским экспортерам снизить издержки, связанные с использованием во внешнеторговых операциях различных национальных валют.  

   Ориентация национальной  экономики Беларуси на экспорт  не позволяет ей замкнуться  в узкогеографических границах  постсоветского и европейского  пространств и требует поиска  новых рынков сбыта продукции  во всех частях света. 
   Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия, на долю которых в 2003 г. приходилось соответственно 2,1 и 0,8 % общего товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ. Из других азиатских стран следует назвать Турцию, Японию, Республику Корея, Вьетнам, Малайзию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Израиль, Индонезию. С большинством этих государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами. Отрицательное сальдо — с Японией, Кореей и Турцией. 
   Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чтем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Алжир, Египет, Марокко, Южно-Африканскую Республику и Гану. 
   На американском континенте основными торговыми парт-яерагди Беларуси являются США и Бразилия, на долю которых в 2003 г. приходилось соответственно 3,2 к 2,5 % общего товарооборота республики со странами, не входящими в СНГ. Значительные внешнеэкономические связи налажены также с Кубой, Канадой, Аргентиной. Сальдо торгового баланса с этими государствами, кроме Бразилии, отрицательное (особенно с Кубой и США). 
   Внешнеторговый товарооборот Австралии и Беларуси в 2003 г. составил лишь 3,6 млн дол. США, Сальдо положительное — 1,2 млн дол. 
   Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материале- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг.    В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные экономические зоны, созданные в Минске и других областных центрах. 
   Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учетом интересов национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Список литературы

  1. http://otherreferats.allbest.ru/international/00104455_0.html
  2. http://rfgazeta.ru/index.php/v-strane/ekonomika/269-za-pervoe-polugodie-2012-goda-tovarooborot-belarusi-so-stranami-es-vyros-v-1-3-raza
  3. http://www.gtk.gov.by/ru/stats/itogi_vnesh_torgovli2012/yanv_aprel12
  4. http://www.gb.by/prjamaja-linija/nalogooblozhenie/belarus-i-strany-evrosoyuza-analiz-nalog_xxxxx0000000104
  5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-426588.html?page=35

 


Информация о работе Беларусь и страны Евросоюза: анализ налогового законодательства